ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
статья (младшая группа)
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
Мамедова О.А., Цветкова О.Г.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 99 «Капелька»
Самарская область
Аннотация: В статье представлены подходы к организации диагностического обследования умственного развития детей 2-3 лет. Выделены особенности взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Ключевые слова: ранний возраст, диагностическое обследование, умственное развитие, компетентность родителей и педагогов.
Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это один из важнейших этапов развития ребенка, поскольку в данном возрасте происходит интенсивное овладение способами ознакомления с окружающими предметами в процессе общения со значимым взрослым.
Данный период характеризуется существенными переменами в жизни маленького ребенка. Он начинает ходить и осваивать пространство, которое ранее было недоступно для самостоятельного изучения предметов. На втором году жизни ребенка наблюдается активное развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у ребенка определяется ведущая рука и формируется согласованность действий обеих рук [6].
Благодаря взаимодействию с предметами и в результате совместной деятельности со взрослыми, у ребенка расширяется кругозор, активно развивается речь, формируются представления о себе.
Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше диагностированы особенности развития ребенка, тем впоследствии, при необходимости, успешнее будут реализованы коррекционно-развивающие программы. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне [6].
При выборе диагностического инструментария психолого-педагогического обследования умственного развития детей раннего возраста мы руководствовались тем, что у них ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно только в том случае, когда ребенок готов и может сотрудничать, то есть у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.
В детском саду № 99 «Капелька» АНО ДО «Планета детства «Лада», в рамках работы педагога - психолога, ежегодно проводится мониторинг вновь поступивших детей с использованием методики «Ранней диагностики умственного развития детей 2-3 лет» Е.А. Стребелевой. В основе оценки действий ребенка используется концепция Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуального (действия, которые ребенок способен выполнить самостоятельно) и ближайшего (те действия, которые ребенок может выполнить при помощи взрослого). Наличие широкой зоны ближайшего развития считается надежным признаком дальнейшего успешного обучения.
Необходимо отметить тот факт, что психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста может совпадать с периодом адаптации ребенка к детскому саду. Известно, что в период адаптации большое внимание следует уделять возрастным особенностям развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Поэтому, мы особое внимание уделяем эмоциональному состоянию детей и выбираем наиболее благоприятное время для обследования.
В детском саду, целью обследования является не только получение данных о развитии каждого ребенка, но и информирование родителей воспитанников о ходе реализации диагностики на различных ее этапах. Актуальность и важность повышения психологической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей состоит в том, что семья является ближайшим и постоянным социальным окружением ребенка. Взаимодействие с родителями воспитанников мы выстраиваем следующим образом:
- знакомимся с родителями, на данном этапе мы стремимся завоевать их доверие, создаем комфорт и уют во всех помещениях детского сада;
- после поступления ребенка в группу детского сада знакомимся с семьей, проводим работу по знакомству родителей между собой, налаживаем непосредственный контакт;
- педагог - психолог обрабатывает сведения о семьях воспитанников, после чего организуются условные родительские группы, объединенные одними и теми же проблемами;
- информируем родителей о цели и особенностях проведения обследования.
Анализ проведенной работы показал важность и необходимость разработки для родителей информационных листов, которые включали в себя:
- краткое описание особенностей умственного развития детей 2-3 лет, с целью повышения компетентности родителей в вопросах формирования представлений о познавательной активности ребенка;
- описание цели проведения диагностики, для информирования родителей о значении процедуры психологического обследования;
- описание процедуры проведения обследования с целью информирования о том, что диагностика проводится в игровой форме, индивидуально, в спокойной для ребенка обстановке;
- описание используемого дидактического оборудования и места проведения диагностического обследования;
- информирование родителей о времени проведения дополнительного консультирования, в том числе дистанционных форм, при необходимости.
В детском саду создано единое поле понимания ценностей, идей. Источником общих смыслов выступает повышение компетентности участников образовательного процесса, в котором и педагоги, и родители могут не только обмениваться информацией и специализированными знаниями, но и опытом.
Первоочередной задачей являлось формирование у родителей положительного отношение к ранней диагностике умственного развития и повешение компетентности в вопросах познавательной активности детей. Поэтому в доступной форме объяснялись особенности игровых задач, которые предлагается решить ребенку, как будут использоваться полученные данные в дальнейшем.
Родители, компетентные в вопросах умственного развития детей 2-3 лет, заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве, положительно относятся к психолого-педагогической диагностике.
После проведения диагностического обследования и обработки данных проведена консультация с педагогами групп раннего возраста. Они были ознакомлены с результатами обследования и получили рекомендации для дальнейшей работы с детьми, у которых часть игровых диагностических заданий вызывала затруднения. Педагогом - психологом детского сада в помощь воспитателям разработаны рекомендации индивидуальной работы с детьми. Они включают:
- сводную таблицу с результатами диагностического обследования, где цветом выделены те задания, которые ребенок не смог выполнить;
- направленность каждого игрового задания;
- рекомендации по результатам выполнения ребенком каждого игрового задания в виде предложенных развивающих игр;
- таблица индивидуальной работы с ребенком, где фиксируются проведенные развивающие занятия и результаты их выполнения
В ходе проведенной работы педагоги отслеживают, какие задания ребенок способен выполнять самостоятельно, а какие только при помощи взрослого.
Весьма важным по результатам проведенного диагностического обследования является разработка рекомендаций для родителей воспитанников, включающая:
- подбор игрушек, соответствующих возрасту ребёнка;
- подбор игр, соответствующих индивидуальным особенностям данного ребенка;
- подбор индивидуальных игровых заданий для развития мелкой моторики, соотносящих действия и согласованность руки.
На основе диагностических данных, разработанных рекомендаций для педагогов и родителей воспитанников и проведенных развивающих занятий с детьми, осуществлено информирование родителей по вопросам умственного развития детей. Происходит рефлексия тех успехов, которые уже демонстрирует ребенок и наблюдение за его дальнейшим развитием.
Важно, что на каждом этапе в деятельность включены все участники образовательного процесса. Родители узнают особенности развития ребенка на различных возрастных этапах, заинтересованы в сотрудничестве с педагогами, проявляют внимание к психологическим особенностям ребенка, положительно относятся к деятельности педагога-психолога, выстроен диалог на всех этапах диагностического обследования.
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г. С. Общая психология. Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2003 г. – 496 с. - ISBN 5-8291-0316-8 - Текст: непосредственный
- Ватунина Н. Д. Ребенок поступает в детский С.А: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.: ил.; 21см. Детские сады- Методика работы FB B 83-58/480 FB B 83-58/479 Текст: непосредственный
- Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
- Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 164 с.
- Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.В. Психологическая служба раннего возраста (на примере ДОУ №47) // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 73–82.
- Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3лет): Ранняя диагностика умственного развития./ Альманах института коррекционной педагогики РАО.- М., 2001 № 4 "Ранний возраст", стр.26 - Текст: непосредственный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к организации диагностической работы
Проблема диагностики чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса...
Основные подходы к организации диагностической работы
Основные подходы...
Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта
Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта...
Диагностические таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет по методике Е.А. Стребелевой
В данном материале представлены сводные таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет за учебный год...
«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)
Пример заполнения протокола по реультатам психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...