Системный подход к организации и содержанию процесса сотрудничества с семьями воспитанников, имеющими нарушения в речевом развитии.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Киреева Вера Леонидовна

Популярный в современной педагогике семейно-центрированный подход предполагает активное включение родителей во взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения, а также повышение родительской психолого-педагогической компетентности. Традиционные формы партнерства детского сада и семьи совершенствуются и наполняются новым содержанием, разрабатываются инновационные формы.

Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько четко и активно организовано взаимодействие педагогов с семьями. Согласованное взаимодействие возникает в процессе предшествующей работы. Мы выделили 6 стадий процесса сотрудничества.Популярный в современной педагогике семейно-центрированный подход предполагает активное включение родителей во взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения, а также повышение родительской психолого-педагогической компетентности. Традиционные формы партнерства детского сада и семьи совершенствуются и наполняются новым содержанием, разрабатываются инновационные формы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_soobshchenie_iz_opyta.docx280.02 КБ

Предварительный просмотр:

Киреева В.Л., воспитатель

МАДОУ детский сад комбинированноговида

№16 «Тополёк»

г.Серов, Свердловская область.

Системный подход к организации и содержанию процесса сотрудничества с семьями воспитанников, имеющими

нарушения в речевом развитии.

Популярный в современной педагогике семейно-центрированный подход предполагает активное включение родителей во взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения, а также повышение родительской психолого-педагогической компетентности. Традиционные формы партнерства детского сада и семьи совершенствуются и наполняются новым содержанием, разрабатываются инновационные формы.

Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько четко и активно организовано взаимодействие педагогов с семьями. Согласованное взаимодействие возникает в процессе предшествующей работы. Мы выделили 6 стадий процесса сотрудничества.

6 стадия

1 стадия

Установление контактов

- Наблюдение

- Посещение семей воспитанников

- Родительские собрания

2 стадия

Совместное обсуждение вопросов развития и воспитания детей

- Индивидуальные беседы о речевом развитии ребенка, возможных путях их профилактики и коррекции

- Анкетирование

- Создание родительского комитета

3 стадия

Установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка

- Беседы, диспуты.

- Папки-передвижки

- Ширмы

- Библиотека для родителей

- Информационные листы

4 стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели

- Дни открытых дверей

- Совместные речевые праздники

- Концерты для родителей

- Импровизированные праздники, не требующие совместной подготовки

5 стадия

Реализация индивидуального  подхода

-Консультация для родителей

- Телефон доверия

- Бюро справок

- Библиотека игр и упражнений, домашняя игротека

Совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и семье.

- Календарь благодарностей

- Совместная продуктивная деятельность

- Создание семейного клуба.

Факт того, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта, можно объяснить тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей, не придают ему значения, не владеют специальными знаниями в вопросах коррекции речи. Основная задача воспитателя – помочь родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками всего процесса воспитания и развития детей, в том числе и коррекционного.

Непрерывная связь с родителями осуществляется в разных формах работы: коллективной, индивидуальной, наглядной. Остановимся лишь на некоторых из них.

Наблюдения на первой стадии процесса сотрудничества охватывают все сферы жизнедеятельности детей – расставание детей с родителями утром и встреча их вечером, характер взаимоотношений и общения, вопросы детей и реакция на них родителей, интерес родителей к аспектам детской жизни в детском саду. Наблюдения в сюжетно-ролевых играх отражают характер внутрисемейных и межличностных отношений. Ежедневные наблюдения отражались в «Дневнике наблюдений», который предлагался родителям для ознакомления.

«Календарь благодарностей» стал для родителей хорошим стимулом к плодотворному сотрудничеству. Выставки совместного с родителями творчества, оформление семейных альбомов, изготовление подарков к праздникам сплачивает семьи, активизирует родителей на сотрудничество с детьми.

Неоспоримого признания заслужили импровизированные праздники, которые являются для детей приятной неожиданностьюи от родителей не требуют предварительной подготовки. Были проведены «Праздник цветных мелков», «Праздник бумажных игрушек», «День воздушных шариков», в ходе которых родители с детьми совместно творили, выполняли задания, участвовали в эстафетах.

По-прежнему актуальными формами педагогического просвещения родителей в вопросах общего и корригирующего воспитания остаются информационные стенды. Информацию в них мы условно разделяем на 4 блока: общепедагогическая и психологическая, логопедическая (домашняя игротека, домашние задания, экран звукопроизношения, консультационный материал), организационная, креативная (выставки, участие детей в оформлении пространства группы и т.д.). Для того,чтобы оперативно донести информацию логопедического содержания для родителей всех возрастных групп, нами разработан такой ресурс, как передвижной мини-стенд, стенд-путешественник, который совершает недельную остановку в каждой группе и в течение полутора месяцев проходит полный цикл путешествия по всем возрастным группам. Тематика разнообразна и зависит от возрастной группы, но всегда направлена на проблемы в речевом развитии детей и возможности их устранения.

Традиционной, но результативной формой педагогического просвещения родителей остались демонстрация образовательной деятельности, организация Дней открытых дверей.  Активно используются занятия-праздники, а также занятия-консультации, интегрированные занятия с участием логопеда. В этих формах родители имеют возможность наглядно на практике увидеть, как ведется работа по исправлению недостатков в речи детей, а также самим поупражняться в использовании коррекционных упражнений.

Актуальной и современной формой работы с родителями является пополнение методической родительской библиотечки информационными ресурсами (диски с подборкой материалов, флеш-накопители).  Родители отмечают доступность, удобство, мобильность, компактность и информативность данного ресурса.

Использование разных форм работы с семьями воспитанников и творческий подход к их реализации дает положительные результаты. Сотрудничество с семьей при наличии каких-либо нарушений у детей носит первостепенный характер, так как именно комплексный подход к проблеме и дифференцированный характер взаимоотношений с каждой семьей дает наибольший результат.   Вышеперечисленные формы, используемые для сотрудничества с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии, применимы для работы во всех группах детского сада.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников

Новое время требует  и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших детей.Поэтому перед педагогическими коллективами, которыми я руководила, в качестве приоритетных напра...

Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников

Материал, представленный в этом разделе моего портфолио, как и многие другие на тему: "Сотрудничество с семьями воспитанников" был составлен по результатам э кспериментальной работы, проводимой педаго...

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование определённых форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитани...

«Методические рекомендации по сотрудничеству с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию»

Одним из основных принципов Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй           (п. 1.4 ФГОС ДО)...

«Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников». Опыт работы детского сада

Опыт работы детского сада по организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников.Раскрывается суть взаимодействии всех специалистов  ДОУ по образовательной области "Речевое развитие&quo...