Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

В статье представлен опытов  работы по использованию нетрадиционных приём развития мелкой моторики у дошкольников снарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_priyomy_razvitiya_melkoy_motoriki.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Нетрадиционные приёмы развития  мелкой моторики у детей с ОВЗ».

   В настоящее время, в сфере образования стало уделяться большое внимание работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»  лицом с ОВЗ признаётся человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

   В  дошкольных учреждения, среди тех категорий детей,  которые были отнесены к детям с ОВЗ.  У детей логопатов отмечаются не только различные нарушения речевого развития, но так же может быть низкий уровень развития памяти, внимания, мышления и воображения, значительное снижен уровень    развития  мелкой моторики рук.

   Научно доказано, что уровень развития  речи ребёнка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то  и нарушено речевое развитие.

  Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны?

  Ответ на этот вопрос нам дают исследования ученых-нейрофизиологов, которые занимались  проблемами нарушения речи. Они установили, что

в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев анатомически расположены очень близко, точнее сказать речевая область является частью двигательной. На слайде речевые зоны обозначены как центр Брока (речедвигательный) и центр Вернике (речеслуховой). Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Из этого следует, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

  Проблема развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи является достаточно актуальной. Её значимость определяется:

- во – первых,  прямой зависимостью уровня развития речи ребёнка от степени развития тонких движений пальцев его рук;

- во – вторых, тесной связью речевых и двигательных зон в коре головного мозга;

- в третьих, потребностью ребёнка в реализации двигательной активности.

     Значимость развития мелкой моторики, подчёркивали философы, физиологи и педагоги.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»            

                                                                   И.Кант

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
                                                                  И.П. Павлов

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

                                                                    В.А. Сухомлинский

 

 

 «Чем раньше начинается целенаправленная  работа по развитию детской руки, тем быстрее и легче овладевает маленький человек речью и навыками письма. Но даже упущенные моменты поддаются коррекции при умело спланированной системе упражнений направленной на формирование мелкой моторики руки»                                          К. А. Одинец

 

   Исходя из всего выше сказанного, целью моёй работы в данном направлении стало использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики  для преодоления отклонений  в речевом развитии детей.

  Работа в данном направлении предполагает решение ряда задач:

   коррекционно – образовательные:

  - формировать познавательную активность и творческое воображение детей;

   коррекционно – развивающие:

- развивать тонкие движения пальцев рук;

- развивать тактильную чувствительность;

- активизировать речевую деятельность;

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

   коррекционно-воспитательные:

 - формировать положительную мотивацию на занятие;

 - воспитывать внимание к обращённой речи;

  - развивать самоконтроль за речью.

  Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики,  которые я использую  на логопедических занятиях основаны: на применении малораспространенных приёмов развития мелкой моторики, а так же на  нестандартном использовании различных предметов, которые можно объединить в три группы:

  1. Природный материал: шишки, орехи, косточки, каштаны, камешки, жёлуди.
  2. Бытовые предметы: носовые платочки, бигуди, бусы, пуговицы, пробки, различные крупы, решётки для раковины,  резинки для волос, бельевые прищепки, канцелярские скрепки, шестигранные карандаши
  3. группу составляют – шарики Су – Джок и эспандеры.

   Игры с этими  предметами, очень нравятся детям. Дошкольники по своей природе любознательны. Всё новое и необычное привлекает детей, поэтому нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики,  способствуют повышению у детей внимания и интереса к играм с различными предметами, поддерживают положительный настрой, желание выполнять упражнения и задания в течение всего занятия  и, следовательно, способствуют  преодолению речевых нарушений.

   Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики, которые я использую в работе с детьми  разбиты на два основных комплекса:

- игры  и упражнения без стихотворного сопровождения;

 - игры  и упражнения со стихотворным сопровождением.

   Так как устранение речевых нарушений является коррекционным процессом, который предполагает активное участие и взаимодействие всех педагогов работающих с детьми.  Это взаимодействие реализуется через коррекционно – развивающую службу нашего дошкольного учреждения, которая представлена учителем – логопедом, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и конечно воспитателями. Во главе системы взаимодействия специалистов  стоит учитель – логопед, который выступает организатором и координатором процесса развития речи и моторики детей.

   Взаимодействие специалистов осуществляется через такие формы  как:

- совместная разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития  мелкой моторики;

- взаимопосещение занятий, ведение Журнала взаимодействия;

- методические объединения, семинары – практикумы, круглый стол, деловые игры, консультации.

- работа психолого – медико – педагогического консилиума, работа мини – групп.

 

  Коррекционный процесс сам по себе сложен и его трудно   осуществлять без участия родителей воспитанников, имеющих нарушения речи. Активное участие родителей позволяет значительно повысить эффективность работы по развитию мелкой моторики, создать единое пространство речевого развития ребёнка. В процессе взаимодействия с родителями использую три основные формы:

- индивидуальную (беседы, консультации, приглашение родителей на индивидуальные занятия);

- коллективную ( в данную форму входят родительские собрания, круглый стол, семинары – практикумы, групповые консультации);

- наглядную (папки – передвижки, стендовая консультация, размещений информации на сайте детского сада в рубрике «Логопед и я»).

 Само по себе понятие взаимодействие подразумевает наличие обратной связи. В качестве такой связи  между учителя – логопеда и родителей выступают индивидуальные логопедические дневники детей.

  В ходе коррекционных логопедических занятий используются не только различные предметы, но и изготовленные мной  игры на развитие мелкой моторики.                                                                                                                                            

   Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по использованию нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики у детей с нарушениями речевой деятельности способствует:                                                                                      - развитию координированных движений кистей и пальцев рук;                                      - преодолению различных речевых нарушений;                                                                    - развитию внимания, мышления, памяти;                                                                     - снятию психоэмоционального напряжения;                                                                 - подготавливают руку к овладению процессом письма.

развитию мелкой моторики  у детей с нарушениями речи  через нетрадиционное применение различных предметов  способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.

Мне, как практикующему  логопеду, хотелось бы начать с констатации факта, по ряду объективных причин медицинского и социального характера с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает

что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. У которого нарушение формирования речи обязательно сопровождается слабым развитием мелкой моторики, а именно двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что  

              многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние  

               пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.


преодоление отклонений  в речевом развитии детей

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"

В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....

Буклет "Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у старших дошкольников"

Б буклете представлены нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...

Приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Данная консультация будет полезна не только педагогическим работникам, но и родителям детей с нарушениями речи....

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у дошкольников

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольниковДля формирования мелкой моторики используются:упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождениемигры с различным материаломхуд...

Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Консультация для родителей о нетрадиционных приёмах развития мелкой моторики....

Доклад на тему «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»-консультация для родителей...