Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников 6 – 7 лет Тема: «Дифференциация [С] - [Ш] в слогах, словах» (с использованием нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Авторский конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

                                   учреждение Детский сад «Солнышко»        

                                                Конспект

                              подгруппового логопедического занятия

 для дошкольников 6 – 7 лет

Тема: «Дифференциация  [С] - [Ш] в слогах, словах»

 (с использованием нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики)

        

                                 

                                 Составила:

                                               учитель – логопед

                                        О. А. Кустова

                                       

                                                             

р. п. Мордово

 2015 г

   Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш] в слогах, словах.

   Задачи:

   коррекционно - образовательная: закрепить знания о звуках [С] - [Ш], их правильной артикуляции;

  коррекционно - развивающая: развитие фонематического слуха, мелкой моторики, внимания и мышления.

  коррекционно - воспитательная: формирование контроля за собственной речью, дружеских взаимоотношений между детьми.

    Оборудование:  зеркала (по количеству детей), игрушечные машинки (по количеству детей); игрушки: Маша, мишка, сова, лягушка, кошка, собака, петушок, мышка, сундучок, киндер сюрприз; макеты: ёлки, деревья, болото, речка, камыши, будка, домик, бугорок тропинки (узкая и широкая);   предметы  для развития мелкой моторики (по количеству детей): массажные шарики Су – Джок, камешки, шишки, носовые платочки;   игра «На картинку посмотри, её верно назови ( плоскостные фигуры брёвен, на обратной стороне которых картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [Ш]

Ход занятия.

   1. Организационный момент.

   Дети заходят в зал, учитель – логопед предлагает им разместится за круглым столом.

   - Ребята, давайте с вами повторим правила нашего занятия. (Логопед и  дети хором повторяют правила)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать,

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

   - Скажи, вы любите ходить в гости? (ответы детей) И я тоже  люблю. Ребята, нас пригласила в гости девочка Маша. Она живёт  в домике за лесом и у неё много друзей. Кто из вас был в лесу? (ответы детей) Давайте, покажем какие большие деревья растут в лесу (дети поднимают руки вверх). Подул тёплый ветерок, закачались деревья: Ш- Ш- Ш… (дети длительно произносят звук и качают плавно руками). Подул холодный ветер, закачались сосны: С-С-С… (ребёнок произносит длительно звук, покачивается и машет руками) 

 2. Введение в тему занятия.

  - Как шумели деревья от тёплого ветерка? (Ш- Ш- Ш) Как дул холодный ветер? (С - С -С). Ребята, мы сегодня не только отправимся в гости к Маше и узнаем с кем она дружит, но и вместе с Машей и её друзьями будет учиться различать, кто догадался какие звука? (ответы детей).Молодцы, да мы будем учится различать звуки [С] и [Ш].

    3. Анализ артикуляции звуков [С] - [Ш].

    - Где у нас находится язычок при произнесении звука [Ш]? (ответы детей).Какой он формы? (ответы детей). Как располагаются губы и зубы, какая воздушная струя при произнесении этого звука (ответы детей). При возникновении затруднений учитель – логопед предлагает воспользоваться зеркалами.

    - Где у нас находится язычок при произнесении звука [С]? (ответы детей). Какой он формы? (ответы детей). Как располагаются губы и зубы, какая воздушная струя при произнесении этого звука (ответы детей). При возникновении затруднений учитель – логопед предлагает воспользоваться зеркалами. 

   -  Что общего у этих звуков? (это глухие согласные звуки).

    4. Основная часть

   - Итак, дорога к её домику Маши далека и добираться мы будем, догадайтесь на чём?

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И, что это? (машина)

   Логопед подводит детей к столу, на котором расположен лес, на краю стола стоят маленькие машинки (фото1)

  - Ребята, давай попробуем  завести  мотор машин, для этого нужно  чётко проговорить волшебные слова.

   Игра «Запомни и повтори». Логопед произносит цепочку  из трёх слогов, а ребёнок  повторяет (каждый ребёнок повторят по одной цепочки).

СА - СА – ША

СО – СО – ШО

ШИ – СЫ – ШИ

СУ – ШУ – СУ

АША – АСА – АША

АШИ – АСЫ – АСЫ

    - Молодцы,  волшебные слова сказали правильно, загудели моторы машин и мы отправляемся в путь. Смотрите бугорок, в нём норка, а живёт в ней необычный зверёк с которым дружит Маша.

Он столбиком стоит,

На закат глядит.

Вдруг он свистнул и присел,

Видно, в норку захотел (суслик).

   - Суслик предлагает с ним поиграть.

 Игра «Топни – хлопни». 

   - Будьте внимательными, когда услышите в слоге или слове звук [Ш] – «поймайте» его, хлопнув в ладоши, если услышите звук [С] – «прогоните» его, топнув ногой.

   Логопед говорит слоги, затем слова: ША, СА, ШУ, СО, ШНО, ОШ, СУ, АШ, СПА, СНО, АША, АСА;  ШТОРА, ССОРА, КАСКА, КАШКА, МАСКА, МИСКА ШНУРОК, СУРОК, ШИШКИ.

   -  Молодцы, справились, едем дальше (машинки едут и  останавливаются у речки) Мы подъехали с вами к речке а живёт в нем  ещё одна зверушка, с которой дружит Маша. Отгадать, кто это, нам поможет загадка

Скачет зверушка –

Не рот, а ловушка

Попадёт в ловушку

И комар и мушка.

Да это ведь… (лягушка).

   - Как же нам быть, как  перебраться через речку, что для этого нам нужно? (мостик). Правильно, чтобы машина переехала через речку, нам нужен мост. Лягушка нам может в этом помочь, у неё есть брёвнышки, но она отдаст нам их только тогда, когда мы выполним её задание.

   Проводиться игра  «На картинку посмотри, её верно назови». Дети по очереди берут по брёвнышку и называют, изображённые на обороте картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [Ш]. Если ребёнок правильно называет картинку, то он «получает» брёвнышко для мостика. Назвав все картинки, дети выкладывают мостик через речку.

    - Молодцы, вы построили крепкий мостик, и мы сможем отправляться дальше. Давайте посчитаем, сколько брёвен нам нужно было для моста, при этом  будем называть количество и предмет, который считаем (одно брёвнышко, два брёвнышка, три брёвнышка...). Машинки переезжают через мостик и останавливаются.

     - Наши машины проехали длинный путь давай – ка, подкачаем её колёса.

    Физкультминутка «Насос»

 Это очень просто,

 Покачай насос ты: С - С – С

(ребёнок выполняет 2 – 3 наклона, изображая накачивание колёс насосом, вдох, наклон на выдохе длительно произносит С- С- С.) 

    - Подкачали, едем дальше (машины подъезжают к болоту, вокруг него камыши и камешки,  фото 2). Ребята,  как же быть не проехать, не пройти, здесь болото на пути. Логопед подводит детей и идее положить на болоте камешки и продолжить путь уже пешком (указательный и средний палец ведущей руки у детей превращаются в человечков). Пальчики переходят через болото и останавливаются у ели. Под ней засыпанные листьями лежат «Ёжики» (массажные шарики Су – Джок).

   - Ой, ребята, да здесь целая ежиная семейка. Давайте с ёжиками поиграем.

   Игра «Колючий ежик»

   Катиться колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(дети катают шарик по ладошке)

Мне по пальчикам бежит

 И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(дети катают шарик по пальцам)

Бегает туда – сюда

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий ёж в тёмный лес

Где ты живёшь! (дети катают шарик по всей руке)

   Дети кладут «ежей» на место и движутся пальчиками дальше. Подходят ко второй ели, по шей шишки.

 - Что же здесь такое? (шишки). А мы знаем интересную игру, давайте поиграем с шишками (фото 3)                                                                                                                 Игра «Шишки»

   Дети катают шишку между ладонями и проговаривают слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать,

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре пять.

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

   - Давайте, аккуратно сложим шишки на место, наверное,  это лесные жители приготовили себе запасы и снова отправимся в путь. Пальчики идут дальше и подходят к развилке (одна тропинка узкая, а другая широкая)

    - Ребята вот незадача, как быть по какой дорожке идти, в одну сторону ведёт узкая тропинка, а в другую - … (широкая),  кто же нам поможет? Смотрите, на ели дупло. Думаю, в этом нам поможет, ещё одна Машина подружка, которая как раз живёт в этом дупле.

Всю ночь летает –

Пищу добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Кто это? (сова)

   - Сову, считают мудрой птицей, и она приготовила для нас задание (фото 4)

   Игра «Назови ласково» Логопед называет слово и  просит ребёнка произнести это слово ласково:

санки – саночки,

шишка – шишечка,

Саша – Сашенька,

Маша – Машенька,

Сушка – сушечка.

   - Молодцы, сова подсказывает, что нужно идти не по узкой дороге, а по ….   (широкой).

   - Смотри, вон и домик Маши.  Нас встречают, ещё друзья Маши. Кто это? (собака и кошка) Они хотят поиграть с нами.

    Игра «Путаница».

 - Внимательно послушайте, и замени звуки в словах на правильные.

Кошка ловит «миску» (мышку).

Пожарный носит «кашку» (каску).

Мама моет «мышку» (миску).

Саша ела «каску» (кашку).

Миша танцует в «машке» (маске).

«Крысу» (крышу) красят маляры.

Сладко спит в берлоге «миска» (мишка).

   - У собачки и кошки  для тебя есть ещё загадки про Машиных друзей (по мере отгадывания ребёнком загадок, логопед выставляет возле домика  фигурки петушка и мышки, затем Маши и Мишки)

Птица ходит по двору,

Будит Машу по утру,

На макушке гребёшок,

Кто же это? (петушок)

Короткие ножки,

Живёт в норке,

Грызёт корки (мышка)

Я всю зиму в спячке сплю,

Летом с Машею дружу (Мишка).

   - Ребята, Мишка, приготовил для вас сундучок. Хотите узнать, что там? (дети открывают сундучок, достают носовые платочки)

   Игра с платочком «Медведь» (дети медленно засовывают платочек указательным пальцем ведущей руки в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

    -  Ребята, Маша и её друзья очень рады, что мы да них добрались, преодолели все трудности, справились со всеми заданиями

   5. Итог занятия.

   - Мы сегодня с вами попали  в  гости  к  Маше, познакомились с её  друзьями. Назовите, с кем она дружит? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей) Зачем мы всё это делали? (учились различать звуки [С] - [Ш]).

  - Молодцы, вы старался, были внимательным,  и ещё больше подружиться со звуками [С] - [Ш]. Маша и Миша, всё слышали и приготовили для вас сюрприз (логопед вручает детям игрушку киндер сюрприз). Давайте посмотрим, что же там внутри (дети открывают игрушку и находят внутри конфеты «Маша и медведь», и сушки). Ну что ж ребята, поблагодарим за угощение и нам пора возвращаться в детский сад.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"

В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....

Буклет "Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у старших дошкольников"

Б буклете представлены нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ

В статье представлен опытов  работы по использованию нетрадиционных приём развития мелкой моторики у дошкольников снарушениями речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».

В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р"....

Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Консультация для родителей о нетрадиционных приёмах развития мелкой моторики....