«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»
статья (подготовительная группа)

Елена Викторовна Бондарева

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду основной формы активной деятельности ребенка – дошкольника, игры.

Школа и детский сад – два взаимосвязанных звена в системе образования. Детский сад является фундаментом образования, успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

Именно поэтому построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, на сегодняшний день, требует нового подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»

Шубина Е.В., педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №37 «Ягодка»

 «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

                                                                                         В.А. Сухомлинский

 

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду основной формы активной деятельности ребенка – дошкольника, игры.

Школа и детский сад – два взаимосвязанных звена в системе образования. Детский сад является фундаментом образования, успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

Именно поэтому построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, на сегодняшний день, требует нового подхода.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

Преемственность – это согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

Основным акцентом в психологической готовности ребенка к обучению в школе становится личностная готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», а именно способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. Познавательные мотивы обучения, являются необходимым качеством, сформированным у дошкольника. Сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания, является главным условием психологической готовности дошкольника. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

На момент поступления ребенка в школу выделяются следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  1. умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  2. умение сохранять заданную цель;
  3. умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  4. умение контролировать свою деятельность по результату;
  5. умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

На ступени дошкольного образования  формируются так же предпосылки:

  1. познавательных логических универсальных учебных действий,
  2. знаково-символических универсальных учебных действий,
  3. коммуникативных универсальных учебных действий.

Главная задача педагога-психолога в подготовке ребенка к обучению в школе это – развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребенка. А также необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других. 

Организация работы по преемственности педагога-психолога детского сада со школой согласно годовому плану осуществляться по трем основным направлениям:

  1. Работа с детьми:
  • на начало и конец года для выявления уровня готовности к школьному обучению проводится диагностическое обследование по методике Н. Семаго, М. Семаго;
  • индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа по подготовке дошкольников к обучению в школе, формирование эмоционально-волевой и мотивационной готовности;
  • проводятся экскурсии в школу;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
  1. Работа с педагогами:
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов МАДОУ и  учителей школы;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие с медицинским работником и психологом школы, а именно передача итоговых диагностических работ и протоколов готовности ребенка к обучению в школе;
  • консультирование психологов и учителей школы по вопросам психо-эмоционального развития ребенка;
  • проводятся педагогические и психологические наблюдения.
  1. Работа с родителями:
  • анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
  • совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей;
  • консультирование родителей по вопросам психологической и эмоционально-волевой готовности ребенка к обучению в школе.

Итоговое диагностическое обследование по методике Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, показало положительный результат в работе по подготовке детей к школьному обучению.  А также был выявлен высокий уровень интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной подготовки дошкольников.

Таким образом, перечисленные мною формы работы по преемственности педагога-психолога МАДОУ и МОУ СОШ реализуемые в моей работе эффективно влияют на адаптацию дошкольников к поступлению в школу и успешную обучаемость в дальнейшем процессе обучения.

Список используемой литературы.

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова – М: Просвещение, 2014г.

2. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер,  А.Л.Венгер – М: Знание, 1994 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //

7.Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.  Кудрявцева Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей  ДОУ, и школы  является четкое понимание  целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...

Доклад на пед час: "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"

краткий доклад на тему "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"...

Преемственность работы педагогов-психологов ДОУ и МОУ СОШ

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/231-255-838...

«Организация клуба по интересам для родителей «На пороге школы», как одно из основных звеньев в преемственности уровней дошкольного и школьного образования»

Проблема преемственности  - одна из важнейших проблем уровней дошкольного и школьного образования, одно из главных условий  успешного осуществления непрерывного образования.Основным звеном в...

Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...