"Преемственность между дошкольным и школьным образованием»
консультация

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность между дошкольным и школьным образованием»

«… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком ранее".

Сухомлинский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Проанализируем преемственность с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройдённое осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Совместные форма работы школы и детского сада:

- взаимодействие медицинских работников, психологов детского сада и школы;

- проведение «дней выпускников» в детском саду с посещением учителей;

- встречи родителей с будущими учителями;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- изучение учителем программ детского сада с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;

- беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)

- ознакомительная экскурсия в школу «Школьная библиотека»;

- приглашение детей из детского садика на внеклассные мероприятия, проводимые в рамках «Предметных недель начальной школы».

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

-ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребёнка, его «зону ближайшего развития»;

-создание условий для включения ребёнка в новые социальные формы общения;

-организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;

-подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

-развитие и формирование универсальных действий: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование

личного и общественного поведения.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Я провожу различные виды игр.

Игры, развивающие навыки взаимодействия:

«Выбей предмет мячом» (дети играют по трое - один даёт задание, другой выбивает, третий убирает)

«Найди свою пару» (по цвету, форме, размеру, по событиям, временам года)

Игры, развивающие основные операции мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение)

«Хитрое домино» (соотнеси картинку и букву)

«Восстанови рисунок» (стереть один из элементов и попросить ребёнка восстановить изображение)

Игры, развивающие внимание, память

«Повтори за мной» (один ребёнок рисует на доске, другие повторяют)

«Что изменилось»

Ролевые игры

В основе всех этих игр лежит взаимодействие учителя и детей. Сотрудничество помогает узнать предстоящую учебную деятельность, даёт возможность будущему первокласснику «примерить» на себя новую роль - ученика.

Для всех детей дошкольного возраста необходима тесная связь представления со словом, поэтому необходимо следить не только за пополнением языка ребёнка новыми словами, но и уточнить смысл слов, которыми он постоянно пользуется.

На первых же занятиях по развитию речи детям предлагаю различные предметные картинки, по которым они составляют рассказы описательного характера. Дополняя друг друга, дети создают достаточно полный образ исследуемого предмета, получая новые сведения от своих сверстников, а учителю остаётся лишь обобщить их ответы.

Для работы по развитию речи хорошо использовать различные тематические энциклопедии. Так, для знакомства с названиями животных, дети отправляются путешествовать в лес, горы, на речку, море, в другие страны.

Большое значение в работе по развитию речи имеют занятия, на которых составляются рассказы по сюжетным картинкам. Для начала детям даются опорные слова, которые они употребляют при составлении рассказа, а затем задача усложняется: «Как вы думаете, что произошло чуть раньше этого момента, а что случилось потом?» Подобные вопросы заставляют их думать, фантазировать, озвучивать только им принадлежащую версию событий.

На следующем этапе в составлении рассказа используются сюжетные картинки, которые нужно расположить в логическом порядке. Справившись с этой работой, дети фактически составили план своего выступления.

Подобная работа по развитию речи в период подготовки к школе даёт возможность узнать индивидуальные особенности учеников и соответственно строить работу с начала учебного года.

В современных условиях большого объёма информации с особой остротой встаёт задача разработки методов обучения, которые обеспечивали бы формирование полноценного процесса мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности способствует росту определённых знаний и умений. К ним относятся методы проблемного обучения - это моделирование, экспериментирование, развивающая игра.

Моделирование – это замена действий с обычными предметами на действия с их уменьшенными образцами. Для детей предшкольного возраста в качестве игровых материалов для моделирования использую математические головоломки «Сложи узор», «Кубики для всех», «Узелки».

Моделирование является универсальным методом, так как делает возможным преобразование объекта и тем самым позволяет получить новую информацию об объекте.

Следующим, не менее эффективным методом проблемного обучения детей предшкольного возраста является экспериментирование. Я применяю экспериментирование в развитии представлений о геометрических фигурах. На первом этапе использую игру «Сложи квадрат». Усложнения в игре ввожу постепенно: от квадратов, состоящих из двух деталей, до таких, в которых было пять составных элементов. Способ составления квадратов не показывался специально, чтобы дети могли опытным путём найти скрытые связи и отношения исследуемого предмета.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные операции, так как постоянно надо анализировать, сравнивать, обобщать.

Развивающая игра является одним из эффективных методов умственного воспитания. Это такие игры, как «Я – покупатель», «Подбери нужное», «ЧС». Применение развивающих игр обеспечивает развитие мыслительных операций у детей предшкольного возраста. На основании приобретённых умений дети могут решать нестандартные задачи, они высказывают свою точку зрения, проявляют умственную активность.

При поступлении в школу дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни будущих первоклассников – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ребёнка. Для снятия нагрузки можно посоветовать родителям давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

Школа для ребёнка – это новая жизнь, с которой ему не приходилось сталкиваться в предыдущие годы жизни. Это новое, неизведанное всегда вызывает чувство тревоги, неуверенности, страха. Поэтому одной из главных задач подготовки детей к школе является снятие напряжения, создание атмосферы успеха и доброжелательности в общении с учителем, знакомство со школой и своими одноклассниками, с которыми придётся общаться на протяжении многих лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС

Преемственность между дошкольным и начальным  образованием в процессе введения ФГОС...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...

Доклад на пед час: "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"

краткий доклад на тему "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"...