Авторская игра «КАРУСЕЛЬ" для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи
тренажёр по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Горбунова Елена Игоревна

Авторская игра "Карусель" используется в качестве  тренажера  системы верхнего дыхания,  развития  сильной  выдыхательной  струи, для тренировки направленного выдоха, развития дыхания в процессе речи.  Задача, на которую направлена игра по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenazher_dlya_dyhatelnoy_gimnastiki_kurusel.docx109.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи

«КАРУСЕЛЬ»

Значение использования игры для развития речевого дыхания

Цель: использование в качестве  тренажера  системы верхнего дыхания,  развития  сильной  выдыхательной  струи, для тренировки направленного выдоха, развития дыхания в процессе речи.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями. Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлена игра по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Игра является удобным средством для развития сильной выдыхательной струи, способствующим развитию речевого дыхания. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет ребенку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходит произвольно, то есть человек может сам себя контролировать при произношении. Контроль вдоха и выдоха происходит за счет изменения обеспечения его плавности, длительности и легкости произнесения. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

В речевом дыхании вдох и выдох отличаются длительностью, выдох гораздо длиннее вдоха. При дыхании после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха с помощью игры для речевого дыхания. При использовании игры «Карусель» происходит тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.  Мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляются пассивно сразу после выдоха. Расслабление происходит постепенно по мере надобности. Медленный выдох помогает ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, помогает дошкольнику с нарушениями речи избежать стресса.

Игра для развития речевого дыхания - один из способов профилактики и укрепления здоровья детей. Использование игры «Карусель» для дыхательной гимнастики может использоваться как дополнение к традиционному лечению органов дыхания (медикаментозному и физиотерапевтическому). Выполнение упражнений для дыхания с помощью игры «Карусель» детьми, страдающими заболеваниями органов дыхания,  значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений.

Описание игры

Игра для развития речевого дыхания «Карусель» состоит из небольшого деревянного основания, перпендикулярно которому встроена  «мачта». К верхушке прикреплены цветные ленты, которые связаны с парой колец разного размера. Дыхательная гимнастика интересна детям дошкольного возраста, так как насыщена игрушками. На каждом кольце привязаны различные предметы, игрушки разной тяжести и объема (бабочки, снежинки, шарик из пенопласта, звездочка, птичка и др.) (см. фотография 1).  Для каждого ребенка педагог предлагает подуть на разные предметы. Благодаря использованию разнообразных игрушек обучение дошкольников правильному речевому дыханию становится интересным и увлекательным.

Игра предназначена для повседневного использования,  как в домашних условиях, так и на занятиях в дошкольных образовательных организациях.  Игра применяется как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях. Упражнения с игрой для развития дыхания можно использовать для детей без нарушений в развитии речи,  для профилактики болезней органов дыхания, улучшения работы головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укреплению общего состояния здоровья.  Дыхательные упражнения с игрой по развитию речевого дыхания подходят для всех возрастных групп дошкольников.

                             C:\Users\Виктор\Desktop\FullSizeRender (1).jpg

Фотография 1

Метод работы с игрой

Сделать вдох и подуть на предмет медленно и спокойно, не поднимая плечи, не раздувая щек. Тогда предмет будет «лететь» или «кружиться» в потоке воздуха. Упражнения выполняются 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у ребенка. Упражнения на дыхание с применением игры для развития дыхания выполняются без движений, в удобной расслабленной позе. Такая дыхательная гимнастика противопоказаний не  имеет. Дыхательные упражнения можно выполнять как сидя, так и стоя.

Основная цель использования игры «Карусель» – формирование правильного речевого дыхания. Работу на развитие речевого дыхания рекомендуется проводить в три этапа:

  1. постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха;
  2. дифференциация ротового и носового выдоха;
  3. формирование речевого дыхания.

Сначала нужно научить ребенка совершать достаточно сильный, длительный, плавный выдох. Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому педагогу необходимо помочь ребенку их освоить.  Одна из основных задач — научить ребенка правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме. Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

          Нагрузка увеличивается постепенно: сначала ребенок должен подуть на самый легкий предмет (игрушку). После того, как ребенок освоил самую легкую игрушку, затем педагог предлагает подуть на игрушку средней тяжести и объема, и только потом можно предложить для дутья самую большую и объемную.  Увеличивается также число повторений.  

Игры на дыхание с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в день в течение 1-2 минут во избежание головокружения.  Лучше проводить игру на развитие речевого дыхания до приема пищи, либо через час после приёма пищи. Перед занятием нужно предварительно проветривать помещение.

Упражнения  с игрой для развития речевого дыхания

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:

- «подуй на шарик»: ребенку дается инструкция - подуть на шарик из пенопласта так, чтобы он начал двигаться, обязательно вдыхать носом, а выдыхать через рот; при выполнении упражнения дети учатся управлять и регулировать своим выдохом, делать короткий направленный выдох; упражнение повторяется 2-3 раза;  

- «лети, снежинка»: ребенку дается инструкция - сильно подуть на снежинку, чтобы она «полетела»; упражнение повторяется 2-3 раза;

- «бабочка»: ребенку дается инструкция – подуть на бабочку, чтобы она начала «лететь»; упражнение повторяется 2-3 раза;

- «кто лучше подует на птичку»: ребенку дается инструкция - подуть на птичку так, чтобы она начала кружиться; упражнение повторяется 2-3 раза.

После развития направленного физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям:"Варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

В консультации даны варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи....

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи - презентация

Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников ...

"Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи".

laquo;Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи».

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыха...