Песочная терапия -способ общения с самим собой
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике по теме

Тарасекина Надежда Леонидовна

    Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Песочная терапия– способ общения с самим собой

      Песочная терапия – способ общения с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.      

    Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

    Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода (Карл Густав Юнг – основатель аналитической психотерапии) и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

    Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

     Дора М. Калф (Швейцария) ученица К. Юнга, Ею был разработан терапевтический метод – сэндплэй (sandplay – «игра с песком») вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться в работе со взрослыми.

     Главный принцип, положенный ею в основу работы – «создание свободного и защищенного пространства», в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожные, в зримые и осязаемые образы.

    В последнее десятилетие прошлого века работа Д. Калф получила признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком используется в работе с детьми и взрослыми

   . Данная техника получила широкую известность, и ее применение является привлекательным для многих специалистов.

ОСОБЕННОСТИ  И  ПРЕИМУЩЕСТВА  ПЕСОЧНОЙ  ТЕРАПИИ

Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки из песка или не «пек» куличики?

     Песок необыкновенный материал, приятный на ощупь, податливый.

Мы погружали руки в песок и удивительные ощущения охватывали нас. Ощущения сказки, в которой ты волшебник или фея и можешь все.

     От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.

     Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-то особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Создавая сам или с помощью свой мир на песке ребенок не боится что-то менять, ломать старое, строить новое.

    Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

    Цель песочной терапии – не менять и переделывать ребенка, а дать возможность ему быть самим собой.

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Данный метод позволяет:

  • проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;
  • изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;
  • сформировать коммуникативные навыки;
  • способствует развитию речи;
  • позволяет выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
  • позволяет развить и улучшить память, внимание, наглядно-образное мышление, мелкую моторику;
  • снизить уровень тревоги и усилить уверенность в себе;
  • развить более позитивную Я-концепцию;
  • стать ответственнее в своих действиях и поступках;
  • и многое другое.

Законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. У нее есть интересное прошлое, наработки в настоящем и перспективное будущее.

КОМУ ПОКАЗАНА (ПОДХОДИТ) ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

ЧАСТО РУКИ ЗНАЮТ, КАК РЕШИТЬ ЗАГАДКУ, С КОТОРОЙ ИНТЕЛЛЕКТ БОРОЛСЯ НАПРАСНО
К.Г. Юнг

      Песочная терапия не имеет возрастных или каких-либо других ( имеется ввиду диагноз пациента) ограничений. Единственная оговорка – наличие у пациента аллергии. Тогда вопрос назначения этой терапии в каждом конкретном случае решается индивидуально.

      Применение песочницы особенно благотворно с детьми дошкольного возраста. До 3-х лет игра ребенка с песком носит познавательный и развивающий характер. С 3-х лет эта работа носит уже терапевтический, коррекционно-развивающий характер. Часто дети затрудняются в ваыражении своих переживаний из-за недостаточного развития речи (или ее отсутствия), бедности представлений, задержки психического развития и т.д. Тогда на помощь приходит песочная терапия. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода корреционного воздействия (например, при поведенческих нарушениях невротического характера). В Других случаях – в качестве вспомогательного средства (когда необходимо развить сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Акваметод» и «Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей.

Об эффективности использования "акваметода" и "песочной терапии" в период адаптации детей раннего возраста...

«Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей

Материалы статьи знакомят родителей детей раннего и младшего возраста с ролью игр с песком для снятия психоэмоционального напряжения, облегчения степени адаптации к условиям детского сада, развития ко...

Песочная терапия как один из способов снятия тревожности у детей.

Не много истории возникновения песочной терапии и упражнения для снижения психофизического напряжения....

Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...

Песочная терапия для детей – прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе.

Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания к исцелению, трансформации и самосохранению его после...

Песочная терапия для детей – прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб Вера в Детство не пропала.АктуальностьПочему рисование песком на световом столе приобр...

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...