Комплексное занятие "Удивительное рядом"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Романова Ольга Валерьевна

Комплексное занятие, в котором дети, попадают в волшебный мир вместе с хранителем Тайн (логопедом) и Проводником (тифлопедагогом), отгадывают загадки, выполняют задания, в процессе выполнения познают значимость нашей планеты и всего живого на ней. 

 

Эффективность, по мнению автора, представленного материала по сравнению с традиционными:

Ребёнок  на занятии лет проявляет познавательную активность, интерес к новым объектам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.

Активно познает и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, материал из которого сделан предмет), способы его использования, обследует основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов

Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи, удовольствие от познания нового. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).

Учится взаимодействовать с детьми и взрослыми в совместной познавательной деятельности, при наблюдениях, обсуждении увиденного и пр.

Обсуждает с детьми и взрослыми информацию о предметах, явлениях, событиях из ближайшего окружения. Уточняет ответы детей, подсказывает слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка.

Регулирует свою познавательную деятельность. Считается с желаниями другого. Проявляет интерес к результатам познавательной деятельности сверстника и его высказываниям.

              Цели:   

  • образовательная:  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы.
  • коррекционно-развивающие: развитие чувственной основы познания окружающей действительности; развитие склонности к наблюдению (восприятию) окружающего.

Задачи:

  • Обогащение чувственного опыта:
  • развивать эстетические чувства: обогащать опыт созерцания;
  • развивать чувство красоты: обогащать опыт восприятия реально         существующей красоты мира природы;
  • развивать способность переживать различные явления действительности как прекрасные, гармоничные, совершенные; побуждать к эмоциональному отклику;
  • продолжать формировать представление о симметрии, как об элементе гармонии;
  • актуализировать зрительные, тактильные и слуховые ощущения в процессе восприятия объектов неживой природы (льда, песка, камня, воды);
  • продолжать развивать зрительное внимание, увеличивать его концентрацию, объем;
  • повышать  зрительные функции: цветоразличение, светоощущение; пространственную контрастную чувствительность.
    • Достижение целевых ориентиров ДО:
  •  развивать воображение;
  • способствовать освоению опыта выражения своих чувств;
  • продолжать расширять и углублять познавательные интересы.
    • Воспитание  положительного отношения к миру и его познанию:
  •  развивать любознательность и познавательную мотивацию;
  •  формировать первичные представления об объектах природного мира (неживая природа);
  • развивать интерес к миру, повышать осмысленность восприятия мира природы.
    • Развитие речи:
  • развивать номинативную функцию речи;  
  • обогащение словаря и образности речи на основе предметной и деятельной соотнесённости слова.

Предварительная работа

-Беседы экологической направленности о Земле;

- Знакомство со свойствами и качествами льда, снега, воды, песка, камней, проведение игр –экспериментирований с этими материалами и веществами;

- Просмотр видеоматериалов видеоряда, представленного на занятии;

- Формирование представлений о Фиолетовом цвете и его оттенках;

- Рассматривание строения снежинки, знакомство с понятием «симметрия»;

- Создание и исполнение этюдов, направленных на развитие навыков и умений владением выразительными движениями

- Развивающие игры «Геоконт», « Чудесный мешочек»;

Оборудование

* Сундук и карточки со словами, карточки со зрительными стимулами для фронтальной(4 шт.) и индивидуальной работы (по 4 шт.)

* коробка с отверстиями для рук,

* пять контейнеров с природными материалами: лёд, песок, вода, камни, воздух,

* Изображение зимнего пейзажа, гелиевые снежинки, игра «Геоконт»4 шт.

* «Песчаные картинки» 4 шт., подносы с фиолетовым песком 4 шт.

* Светильник с соляными камнями, 5 ящериц фиолетового цвета, фонарики 4 шт., «террариум»

* «водные часы» 4 шт., пособие ракушки с бусинами фиолетового цвета, фонтан настольный

* Мыльные пузыри 4 шт., «ленточный дождь», «цветовой проектор», глобус,

* Проектор, компьютер, презентация «Природные красоты Земли», презентация анимационных изображений «Природные явления», звуки природы.

 

 

Технические рекомендации по использованию разработок:

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей мультимедийные презентации.

В отличие от обычных средств обучения медиа технологии значительно расширяют возможности педагогов родителей в сфере развития ребёнка, способствуют успешной реализации его интеллектуальных и творческих способностей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

Здоровьесбережение детей при работе с проектором.

Говоря об использовании мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.

Исходя из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г. на занятиях для детей 5-6 лет использование ПК по времени не должно превышать 10-15 минут.

Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления.

Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2, 5-3 метров от экрана, полукругом.

Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.

Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

 

Список использованных источников

  1. Интернет ресурсы: Картинки http://go.mail.ru/search_images//
  2. Сайт «Звуки природы»  http://www.yugzone.ru/brainmusic//
  3. Авторская презентация  на тему: «Природные явления»
  4. Авторская презентация на тему: «Природные красоты Земли»
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997.
  6. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование, 1995. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование, 1995.
  7. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие.- М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.
  8. Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002.
  9. Корнилова И.Г. игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
  10. Денискина В.З., Костючек Н.С. Содержание и методы коррекционной работе по развитию осязания //Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие /Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1990.
  11. Новичкова И.В. Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов на логопедических занятиях //Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998.
  12. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб, Речь, 2005
  13. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие, Фомичева Л.В.- Каро, 2007
  14. Развивающие игры «Геоконт», « Чудесный мешочек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hranitel_zagadok_.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тифлопедагог

-Здравствуйте. Сегодня всё необычно: необычно, что так много гостей,

необычно, что пришли мы в этот зал, так давайте проведём этот день

необычно… Я знаю, что все любят чудеса и тайны!!!

 - Предлагаю отправиться самим на поиски чудес?

 

Дети за педагогом проходят под «дождём»

Гаснет  свет,

звучит таинственная музыка.

Звенит колокольчик, появляется Хранитель загадок

   

Хранитель достаёт ёмкость со льдом и показывает детям

Этюд холод

Дети подходят к  замку 1

                             Тифлопедагог

Дети садятся за столы

 Звенит колокольчик,

Дети подходят к Хранителю

Хранитель достаёт ёмкость с песком и показывает детям

Этюд песок

Дети подходят к  замку 2

Тифлопедагог

Звенит колокольчик,

                           

                           

Этюд   пещера

Дети подходят к  замку 3

Тифлопедагог

Дети ходят по залу  ищут спрятанных ящериц и светят на каждую  фонариком.

Звенит колокольчик,

Хранитель достаёт  ёмкость  с водой и показывает детям

       

   

Этюд вода

Дети подходят к  замку 4

Тифлопедагог

Звенит колокольчик

Хранитель достаёт пустую ёмкость  и показывает детям

Этюд ветер

Тифлопедагог

Звенит колокольчик

Дети открывают сундук и достают глобус.

Дети за педагогом проходят под «дождём»

Просмотр презентации на тему «Красоты Земли»

  - 1,2,3 в мир чудес войди, за собой детей веди!!

 -Что происходит? Посмотрите!

- Подойдите, смотрите - сундук … закрытый, на нём надпись:

 Внутри самое важное для каждого человека

 - Возьмите в руки по карточке и прочитайте слово,   по очереди                                                           Прекрасное,               Удивительное,  

       Бесценное,           Дорогое,

Великое,          Родное,             Благодатное  

-  Как вы думаете,  что может быть  внутри сундука? (золото, драгоценности, книги …)

 - Интересные предположения

 - Здравствуйте, я  ХРАНИТЕЛЬ ТАЙН И ЗАГАДОК, вижу, вас заинтересовало это бесценное сокровище. Так и быть, вы узнаете, что там внутри,  НО только после того, как справитесь с моими загадками.

 - Согласны?

 - Это моё хранилище загадок, опустите левую руку в отверстие и определите, что там?

  - Лёд? – Какие ощущения?-  Что вы чувствуете?

 (холодно, мокро, приятно, скользко)  

-Давайте предположим, откуда я  мог принести лёд? (с северного полюса, с горы, отколоть от айсберга, из  холодильника,  зимой с улицы …)

-Покажите при помощи движений:

Мы  замёрзли – сжались, обняли руками себя за плечи;

Мы хотим согреться – растираем плечи, руки, ладони; 

Вот и согрелись -  выпрямились, улыбнулись друг другу.

- здорово! Вот вам ключ,  

-Посмотрите на рисунок ключа, найдите замок с таким же рисунком и подойдите к нему.

 - Посмотрите на стекло, Что вы видите?

Какие красивые снежинки: аккуратные, резные!

  -Снежинки одинаковые? Но половинки каждой – одинаковые – симметричные,   в природе симметрия - это красота.

 - Какие они хрупкие! - Сюда долетели лишь половинки. - Как же их  восстановить? На что будем смотреть?

 -Конечно, они ведь симметричные.

 - Покажите линию середины;

 -Проведите по лучам от центра к краям;

-  Покажите, как  будут направлены лучи  растаявшей половины.

- Восстановите снежинку.

- Нас зовёт Хранитель загадок…

 - Загадка Вторая! Готовы? Опустите правую руку в отверстие и определите, отгадайте, назовите, что там?

 -  Песок? – Какие ощущения?-  Что вы чувствуете? – Какой он на ощупь?  (мягкий, мелкий, сыпучий, податливый…)

 -Ваши  предположения, откуда я его мог принести? (с  улицы, с карьера, с моря, из пустыни…)  

-Покажите при помощи движений:

Мы собираем песок в ладони – сложить ладони лодочкой, присесть, собрать песок в ладони;

Мы слегка дуем на песок в ладонях – поднести ладони к лицу, слегка подуть на ладони;

Мы пересыпаем  песок из одной руки на другую ладонь поочередно поднимать руки ладонями друг к другу, имитируя пересыпание песка.

-  Вот вам следующий ключ, он подскажет, куда вам двигаться дальше. (Посмотрите на рисунок ключа, найдите замок с таким же рисунком и подойдите к нему).

  - Как красиво и непрерывно пересыпается песок в песчаных картинках. Держите картинку на уровне глаз и переверните её,  чтоб началось движение.

- Увлекает, правда. Какая картина получается, на что похоже? (холмы, горы, пещеры…)

 - А на песке можно ещё и рисовать! и солнце и горы, а что нарисовал бы ты? а ты?

-  У меня здесь цветной песок, какого он цвета?

 - Вроде бы просто песок, а какие сказочные рисунки вышли.

  - Загадка третья! –  Опустите  не правую руку в отверстие и определите, отгадайте, назовите, что там?

-Камни? – Что вы чувствуете? Какие они на ощупь? (твёрдые, большие и маленькие, холодные, гладкие, неровныё)

-  Ваши  предположения, где я их мог собрать? (на улице, в горах, на берегу моря, в пещерах)

Изобразите при помощи движений:        

- Огромные камни завалили проход - дети руками изображают камни;

 -Поднимем  камень и уберём с пути – дети нагибаются, изображая мимикой усилие, приподнимают камень, относят его в сторону;

-Как здорово у вас вышло, вот вам следующий ключ, ищите замок

В природе всё гармонично и прекрасно, надо только научиться видеть это. Вот эти камни называются морскими, как вы думаете почему? Потрогайте их...

  - А это  соляные – их достали из подземных соляных пещер.

- Ой, кто это под камнем?  (не трогаю, направляю свет)

- Какая проворная ящерица!!! – Какого она цвета?

 -Найдите всех ящериц на полу, посветив на них  фонариком - это их усыпит на время.

– В глаза не направляем, свет скользит по только по полу.

- Стоп, замрите, они просыпаются, будем по очереди их собирать, чтоб отнести в террариум.

- …Принеси ту, которая ближе  всего к тебе,

- …Принеси ту, которая от тебя всех дальше,

-  …Принеси ту, которая к тебе всех ближе,

- …Принеси ту,  которая дальше от тебя

-Я принесу последнюю,… успели, ящерицы не проснулись!!!

  - Загадка четвёртая! – опустите не левую руку в отверстие и определите, что там?

  - Вода? – Какие ощущения? -  Что вы чувствуете? (холодно, мокро, жидкая, текучая, прозрачная)  

 -Давайте предположим, где её можно увидеть? (в луже, в море, в озере, в ручье, из снега или льда растаяла)

-Изобразите, при помощи движений:

 -Наберём из водопада полные ладони воды – сложить ладони лодочкой, вытянуть руки вперёд и «набрать в ладони воду»;

-Посмотрим. Улыбнёмся своему отражению  радостно и светло – поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться;

-А теперь умоем своё лицо водой - поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз;

- Стряхнём капельки воды с рук – потряхивание одновременно обеими кистями рук;

Посушим лицо и руки  - помахать руками перед лицоми вот вам следующий ключ, ищите замок

 Плескаться в воде, смотреть на бегущую воду можно очень долго, наблюдать за  причудливыми формами пузырьков в водных часах  то же очень затягивает. Поднимите  водные часы на уровне глаз и переверните. Красиво, правда?

- Мне это напомнило цветной дождь, а вам (волшебное море, сказочный фонтан, новогоднее конфетти, цветные бусинки).

- А вот коллекция раковин с жемчугом. Красивые?

-Какого цвета жемчужины?

- Чем отличаются?

-Выберите лишнюю ракушку  по оттенку жемчужину, без пары и положите её ближе к центру  фонтана.…Остальные выложите по краю, обратите внимание, более округлый край ракушки дальше от центра.

- Художники дают название каждому оттенку, вот этот называется сиреневый, этот глубокий тёмно-лиловый, а этот серо-буро-малиновый

 - Загадка пятая! – опустите  левую руку в отверстие и определите, что там?

 - Что нас окружает, Чем Мы дышим?

- Да, там Воздух.- Мы его не видим, но можем почувствовать и изобразить его движение:

-Подул  ветер, и закачались деревья на сильном ветру - руки подняты над головой, плавные покачивания корпусом тела.

-Подул ветер, и поднялись волны на воде – руки вытянуты вперёд, плавные волнообразные движения перед собой.

-  Подул ветер, и побежали по небу облака – круговые движения руками над головой.

- Облака разошлись, и выглянуло тёплое ласковое солнце – прямые  руки опустить через стороны вниз и улыбнуться

…и вот вам следующий ключ, ищите замок

- Так, когда мы чувствуем  движение Воздуха? (подуть на ладонь,  заметить  в ветреную погоду в листве деревьев или плывущих облаках). 

 -А еще видим воздух, когда выдуваем мыльные пузыри.… Это и весело и красиво, особенно когда они переливаются. Вы любите пускать мыльные пузыри? Всё готово!

-Все мои загадки вы разгадали, вспомните, что вы отгадали?

(Лёд, Песок, Камни, Вода, Воздух)

- Всё это может быть прекрасным, волшебным и таинственным, только надо присмотреться. И всё это рядом с человеком, где же этим можно любоваться? Это всё есть ….. на   Земле!! Планета Земля - самое важное для всех людей:

Дорогое, Прекрасное, Удивительное…

-вспомните, какие ещё слова были написаны на карточках?

Наша планета – это самая большая ценность для всех людей. Её надо беречь. Исчезнет планета, и вместе с ней исчезнет всё живоё! Берегите нашу планету расскажите это всем!!

  - Нам пора возвращаться… 1,2,3  в реальный мир попади!!

 - Да, день выдался не обычный, а путешествие? (интересное, трудное, красивое, необычное)

 - Что нам пожелал Хранитель загадок? (беречь планету).

- А еще Хранитель оставил сюрприз - усаживайтесь поудобнее и смотрите…

Берегите Землю и расскажите это всем!!

 - Так  идём в группу, расскажем друзьям о нашем приключении!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительное - рядом"

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Дети знакомятся со свойствами воды и воздуха, а также определяют сходства и различия соли и сахара....

Конспект открытого занятия "Удивительное рядом"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Удивительное рядом»  (Опыты с водой для детей)                                  ...

Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».

Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...

Конспект занятия " Удивительное рядом"

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения свойств картофеля....

Занятие "Удивительное рядом"

Занятие "Удивительное рядом"...