Фестиваль инклюзивных практик
статья по коррекционной педагогике на тему

Фролова Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_inklyuzivnyh_praktik_1.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль инклюзивных практик.

В последнее время явно видна тенденция к увеличению детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Основная цель нашей образовательной организации в процессе становления инклюзивной практики – это обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями. Поэтому было принято решение, о инновационной педагогической деятельности, предполагающей ряд обязательных процедур (осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, оценку результатов и коррекцию деятельности), а также,  этапность их реализации в соответствии с решаемыми задачами.
На первом этапе были сделаны следующие мероприятия:
• руководитель принял решение об организации инклюзивной практики в ДОУ;
• совместно с представителем органа управления образованием руководитель МАДОУ провел анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ОО на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей;
• руководитель ДОУ провел встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в МАДОУ;
• затем происходило знакомство с детьми и семьями, в рамках консультативного пункта – это проведение первичного приема детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций;
• ПМПк на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, разрабатывается образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ в МАДОУ ( комбинированные группы, компенсирующие группы, общеразвивающие группы, посещение на полный день, частичное пребывание в группе) и АОП;
• проводятся мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ;
• проводятся встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы;
• подписываются договоры с родителями;
• составляются индивидуальные учебные планы, и определяется распорядок дня.
На втором этапе решаются следующие задачи:
• разрабатываются адаптированные образовательные программы, учитывающие ФГОС и особенности инклюзивного процесса;
• создание методического обеспечения образовательного процесса;
• создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования;
• повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;
• определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальные АОП для детей с ОВЗ;
• создание предметно-развивающей среды;
• выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса;
• создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.

В результате, одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем МАДОУ является решение важной проблемы, связанной с воспитанием как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам. Важным является и то, что вся развивающая среда ДОУ направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, наличие в МАДОУ «Детский сад № 6» 18 групп: 12 групп общеразвивающей направленности, 3 группы комбинированной направленности и 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речиГруппу компенсирующей направленности посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, имеющие коллегиальное заключение муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии. Группу комбинированной направленности посещают здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие коллегиальное заключение психолого-медико-педагогической комиссии.  Образовательная деятельность осуществляется на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В группах компенсирующей направленности, для детей с тяжелыми нарушениями речи, реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья педагоги МАДОУ осуществляют по адаптированным образовательным программам дошкольного образования.

Дошкольную образовательную организацию посещают 52 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, из них 44 – с тяжелыми нарушениями речи, 2 – с задержкой психического развития, 2 – с умственной отсталостью, 2 – с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих задержку психического развития, 1 – с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития, 1 – с соматическим заболеванием.
           С 2016 года наш МАДОУ, является муниципальной пилотной организацией в части создания условий для сопровождения детей с ОВЗ. В декабре 2017 года был проведен семинар: «Опыт организации деятельности МАДОУ «Детский сад № 6» по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ». В результате, слушатели получили представления о нормативно – правовом обеспечении деятельности по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ; об алгоритме раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ; деятельности ПМПк. В феврале планируется проведение семинара: «Опыт МАДОУ «Детский сад № 6» по созданию условий в рамках сопровождения детей с РАС».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ТИПА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10632972","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","width":"197"}}]]Статья в сборнике материалов международной конференции " Инклю...

Инклюзивная практика в ДОО

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. что обеспечивает доступ к о...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...