Статья "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников дидактическими средствами элементарного музицирования по моделям Орф-Шульверк"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

КраусАнна Владимировна

Инновационный подход к музыкальному образованию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников  дидактическими средствами элементарного музицирования по моделям Орф-Шульверк.

   «Поступайте с ребенком не как со средством, но как с целью». (И. Кант)

    И  это очень важно для нас потому как  мы считаем, что дети, которых мы развиваем, не должны быть средством для реализации  тех или иных педагогических  задач, наши воспитанники – это, прежде всего,  наша цель. И то, какими они вырастут людьми, зависит и от нас, в том числе и мы, отдаем себе отчет в той силе ответственности, которая лежит на нас и нашей педагогической деятельности.

 «Успех человека в жизни зависит от того насколько он умеет концентрировать свое внимание на том, что он делает».

И наша команда задумалась, а  наша эстетически направленная музыкально-педагогическая деятельность с дошкольниками – способствует тому, чтобы наши воспитанники станут успешными людьми?

И мы нашли ответ – Да способствует!

Татьяна Черниговская говорит:

«Сегодня число людей с психическими нарушениями в современном мире заставляет говорить об эпидемии в этой сфере. Искусством должны заниматься все дети, потому, что это дает мозгу другой тип развития, который не покрывается никакой математикой и другими науками. Для совершения открытий нужны сильные ассоциативные связи, которые развиваются художественно-творческой деятельностью, игрой, музыкой.Образование будущего должно учить не столько конкретным вещам, сколько тому, как получать информацию и тренировать память».

Воспитание креативного класса - ведущая задача образования.

Во время комплексных исследований ученые сканировали головной мозг людей, испытывавших блаженство и удовольствия от прослушивания музыки. При этом было выявлено, что музыка активизирует те же центры удовольствия, которые задействованы при переживании эмоционального и духовного подъема, радостного энтузиазма, любви.

Давно доказано, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных систем (слышу-вижу-ощущаю), познавательных, мотивационных; систем, ответственных за движение, память. Например, музыкальное обучение пению по релятивной системе З. Кодаи повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. В головном мозге человека нет специализированного центра, ответственного за восприятие музыки. В переработке музыкальной информации участвуют височные, лобные доли мозга, подкорковые структуры и другие многочисленные области, обычно задействованные в разных формах мозговой деятельности. В том числе, и те, которые отвечают за понимание речи, математические вычисления, пространственные ощущения и т.д. Размер активности этих зон зависит от личного музыкального опыта человека. Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией сразу нескольких зон за пределами чисто слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный, эмоциональный, пространственный, двигательный, речевой опыт человека!

Занятия музыкой, начатые в раннем возрасте очень ускоряют и интенсифицируют развитие мозга. Улучшают качество нейронных связей, и всей нейронной сети. Обеспечивают лучшую пластичность мозга. Влияют на состояние мозга в пожилом возрасте

И тут мы задумались, а какими средствами мы будем воплощать эту великую гуманистическую идею – воспитание успешного человека будущего. И чтобы они соответствовали главному закону всех педагогов? ФГОС?

И мы нашли такую систему – Это дидактическая концепция К.Орфа,  основанная на элементарном музицировании.  

Самое основное кроется в названии. Элементарное - значит базовое, основное, фундаментальное, определяющее. Оно природосообразно, потому что затрагивает все сферы человеческого существа в целом - на орф-занятии не поют по стойке смирно и не двигаются с зажатой челюстью.

Методологической основой элементарного музицирования является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики (в том числе и профессиональной). Здесь находят отражение идеи свободного танца и пластики, а также элементы эвритмии и ритмического сольфеджио Э. Жак-Далькроза.

Суть идеи К. Орфа — познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Главный подход Э. Жак-Далькроза — осознание закономерностей музыки через импровизированное движение как основу ее понимания.

Приобщение ребенка к музыке происходит через характерную для детства творческую синкретическую деятельность, которая объединяет речевое музицирование, пение, импровизационное и образное движение, игру на элементарных музыкальных инструментах, ритмические игры и элементарную театрализацию. 

Существенной особенностью элементарного музицирования является выбор музыкального материала. Мы знакомим детей с детским фольклором разных стран мира, который по своей сути "донационален" и ведет к старейшим языковым формам, соответствующим духовно-ранним ступеням развития сознания. Здесь уместно будет раскрыть понятие модели Орф-Шульверк. «Шульверк — это пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. Орф очень заботился о качестве материала, с которым дети соприкоснутся впервые, поэтому основу Шульверка составил южно-немецкий фольклор: магический и классический календарный. В последних томах Орфом использован фольклор и других европейских народов: французский, датский, шведский, английский. Интерпретация фольклора — вот идея Шульверка.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего Шульверка. (Т.Тютюнникова «Что такое Шульверк К.Орфа?»)

Каждый ребенок в своем поколении проходит один и тот же путь развития, поэтому выбор качества материала художественного воспитания составляет первооснову формирования интеллекта и психики ребенка. 


Элементарное музицирование-это процесс творческого созидания, где педагог бережно собирает по крупицам все идеи, идущие от детей, развивает их , "разворачивая" в процессе занятий целую историю взаимодействия.

Главное в занятиях элементарным музицированием – процесс!

И в процессе подражания педагогу, демонстрирующему спонтанность и вариативность мышления, у детей формируется способность собственного самовыражения через творческую деятельность, то есть креативность! 

Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование — это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыку сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где есть место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.

«Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи» — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

Есть дистанция огромного размера между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим эту музыку самостоятельно, пусть в его партии будет только один звук, им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять (Т.Тютюнникова, «Бим-Бам-Бом»)

Систематические занятия элементарным музицированием развивают эмоциональный интеллект дошкольника, двигательную координацию, мышление, память, а помимо этого и музыкальные способности - звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма и общую музыкальность.

«Есть ли на свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования? Нет!  Музыку сравнить не с чем».  Именно поэтому творческое обучение посредством музыки нам кажется сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей в процессе элементарного музицирования

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Особенно остро она встает в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся поступать ...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Технология обучения детей элементарному музицированию. («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свобод...

Консультация для воспитателей «Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста»

laquo;Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек ...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами изобразительного искусства.

С каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми, не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выр...