«Развитие эмоциональности и творческих способностей детей средствами элементарного музицирования».
статья

Штерман Эльвира Юрьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 129 Выборгского района Санкт – Петербурга.

Музыкальный руководитель Штерман Э.Ю.

«Развитие эмоциональности и творческих способностей детей средствами элементарного музицирования».

 «Давайте будем доставлять  детям радость общения с нами».

Ш.А.Амонашвили.

                    Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, является средством формирования нравственных и эстетических идеалов.  Огромное значение в моей работе имеет преобразование развивающей среды в музыкальном зале, обучение и воспитание единомышленников, традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми и  родителями.  Музыка, речь, движение и импровизация даёт возможность расширить кругозор маленького человека, воспитывает нравственные качества, развивают коммуникативность, дают возможность раскрыть творческий потенциал и детскую фантазию.  Процесс перевоплощения и творчества сложный, и без определённых навыков и умений детям трудно с этим справиться.

 Отношение к ребёнку как самоценной личности, уважение, принятие его любых творческих проявлений; создание на занятиях атмосферы игры,  для ребёнка, а не над ним - главный принцип моей работы.

              Элементарное музицирование – это игровая педагогика. Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. Основная идея элементарного музицирования – соединение интонационной природной речи и движения.

              Большое внимание я уделяю речевым играм, так как речевой слух – одна из основ  слуха музыкального. Все речевые игры решают очень много задач для развития речевого слуха и эмоциональности. Они доставляют детям огромное удовольствие, развивают  эмоциональность, мимику, скорость, внимание, фонематический и ритмический слух. Благодаря речевым играм дети старшего возраста без труда осваивают ритмический рисунок, у них стабилизируется ощущение метра. В речевых играх каждая фраза имеет разный ритмический рисунок, дети  активно включаются в игру, повторяя слова, движения и звукоподражание. Речевые игры служат эффективным средством развития интонационного слуха, являются наиболее доступным и первейшим средством для умения импровизировать. Во многих речевых играх есть и диалоговая речь, которая способствует развитию мимике и эмоциональности. Дети задают вопросы друг другу, непроизвольно включая мимику и свои эмоции. Воспитатели  на группах очень часто используют речевые игры, как физкультминутки на занятиях, в повседневной  жизни детей на протяжении всего дня. В каждой группе  в музыкальном уголке находится картотека речевых игр, которые используют воспитатели.

Дети очень любят играть, так как игра – это основной вид деятельности ребёнка. Со всем музыкальным материалом на занятии мы играем. Например: необходимо к празднику выучить песенку. Сначала мы её слушаем и пытаемся запомнить слова, затем разучиваем. Потом мы с песенкой играем, поют сначала мальчики, а девочки им отвечают и наоборот, затем подключаем музыкальные инструменты, которые являются действующим лицом в песенке, они отвечают за диалоговую речь. Хочу привести пример на песне С.Насауленко «Песенка о домашних животных», она  имеет большое поле действия. Сначала разучиваем, потом играем, потом подключаем музыкальные инструменты, а потом играем с песенкой в театр. Получается чудесное театральное представление, с масками, костюмами, атрибутикой. Эту песенку я разыгрывала с мамами на «День Матери» без подготовки, дети пели, а мамы играли в театр. Сколько было радости у детей, которые смотрели настоящий спектакль, да ещё какой, который показывали мамы.

                   Огромное значение имеют в моей работе и пальчиковые игры. Ведь это азы из азов. Если развита моторика, то развитие ребёнка в целом проходит активно, быстро, как по маслу. Очень близки детям пальчиковые игры про насекомых, зверей, природные явления, они наполняют детское воображение новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в  действиях, подсказанных текстом.

                 Очень люблю игровые танцы, они несут в себе художественный образ, заставляя детей непроизвольно вслушиваться в музыку, а это очень важно – вслушиваться.  Ведь любой игровой танец связан непосредственно с жизнью, природой, животными,  у которых свой голос, своя походка, своё настроение, характер. Конечно, сначала я подвожу детей к игровому танцу и рассказываю им сказку. Дети проживают в игровых танцах  маленькую жизнь вместе, а это имеет огромное значение в воспитании детской личности. Формирует художественный вкус ребёнка, обогащает мимикой, выразительными движениями, позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

                 Любое знакомство с музыкальными инструментами проходит через сказку. Дети очень любят сказки, особенно необычные. Конечно, восприятие сказок про музыкальные инструменты у детей вызывают особенный эмоциональный отклик. После знакомства с инструментами мы начинаем экспериментировать со звуками. Конечно звуки природы самые близкие детям, поэтому очень легко мы можем подобрать музыкальный инструмент, который может изобразить нам капельки дождя или шуршание листьев. У меня очень много инструментов для шумового оркестра. А  в оркестре дети очень любят играть.  Я больше чем уверена, что для музицирования творческий человек может придумать любую историю, сказку для музыкальных инструментов, чтобы детям играть в оркестре было легко и свободно, чтобы этот процесс не занимал время, а проходил в атмосфере  радости и удовольствия.

                   В результате  системной работы на занятиях, дети получают большой, огромный музыкальный опыт, и применяют его на праздниках. Проявляется музыкальная культура, оценочное отношение к качественно подобранной музыке и атмосфера праздников всегда радостная, эмоциональная и творческая.

                       С большим интересом и вниманием относятся родители не только к праздникам, но и маленьким успехам своих детей. Некоторые дети бывают зажаты, не пускают в свой мир. Мир игры и театра раскрепощает таких деток, они начинают раскрываться во время музицирования, потом во время игровых танцев, потом хотят играть на музыкальных инструментах, потом хотят получить главную роль в сказке.  Многие родители приходят на консультации с просьбой научить их играть в какие-нибудь  игры дома. Тогда консультация непроизвольно переходит в практическую игру, родители сами становятся детьми и с удовольствием играют. Очень интересно проходит совместная музыкальная деятельность родителей и детей. Дети становятся как бы наставниками родителей: знакомят их с музыкальными инструментами, помогают им правильно играть на них.

              Приобретение музыкального опыта и творческой самостоятельности в различных формах организации детей в детском саду, считаю важнейшим условием эстетического отношения к музыке, развития эмоциональности, музыкальной культуры детей, развития музыкальной памяти, творческого воображения, коммуникативности.

         Считаю, что нельзя прерывать связь времён и поколений, необходимо привлекать детей и родителей к участию в праздниках, петь песни, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Совместная деятельность детей и родителей сближает, они вместе слушают музыку, танцуют, играют в театр.

         Считаю, что работая с детьми, нужно самому быть немного ребёнком и верить в чудеса, тогда дети станут нашими друзьями и будут делиться с нами самыми  сокровенными желаниями, мечтами, а значит, будут творить чудеса, и сами  будут верить в чудо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами конструктивной деятельности

Тематическое занятие с элементами конструктивной деятельности направлено на развитие у детей конструкторских и художественных способностей.В ходе работы решаются следующие задачи:формирование у дошкол...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа.

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа....

Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование»

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, кото...