Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование»
консультация (старшая группа)

Ерёмина Надежда Тимофеевна

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Консультация для воспитателей:

«Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование»

Приобщение растущей и развивающейся личности к творчеству – одна из важных задач, которая всегда стояла перед обществом и остается актуальной сегодня. Над ее решением работают ученые и практики, учителя, психологи и родители. Одно из главных условий развития детского творчества – приоритетное внимание к игровой, учебной, художественно – речевой, театрализованной, музыкальной и другим видам деятельности. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию.

Б. М.Теплов писал: «Благодаря своим замечательным особенностям, она становится эмоциональным познанием и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Механизмы развития творческих способностей через эмоциональное содержание, через проявление человеком своей индивидуальности универсальны: они работают во всех возрастах. В дошкольном возрасте интересы ребенка лежат в предметном мире.

Детское творчество – еще не есть собственно художественная деятельность, это в первую очередь самоопределение ребенка в сложной системе общественных отношений.

В творчестве он осваивает себя, свой опыт, опыт своих отношений с окружающим миром, с миром детей и взрослых.

Звукоритмические и словесные импровизации, сопровождаемые мимикой, жестом, танцем, всегда были свойственны детям. Но нужны были сотни лет, чтобы взрослые признали право детей быть детьми. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Как явление культуры детство – наше недавнее приобретение. И его признание талантливости ребенка имеет не только педагогическое, но и философское, и нравственное значение.

Н. С.Лейтес : В своих занятиях ребенок не просто повторяет что – то усвоенное или заданное кем – то, он субъект творчества. Сам тонус умственной активности детей с ранним расцветом способностей побуждает их к расширению и углублению поисков, к «скачкам в неизвестное». Именно творческие усилия наиболее соответствуют их потребности в умственном росте.

Существует мнение, что в массовом музыкальном воспитании творчество не может быть применено. Это объясняется тем, что к проявлению творчества способны лишь одаренные дети. Ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует и развивается иначе, чем тот, кто лишь ее слушал. Поэтому во многих странах всерьез проводят реформу музыкального воспитания.

В Германии воспитательный комплекс включает музыкальные занятия уже в яслях. Там разработана программа обучения музыке для всех возрастных ступеней. В Чехии, Словакии, Румынии дети начинают музыкальное обучение с очень раннего возраста. В Японии музыкальное воспитание считается таким же важным, как физическое, обучение графике, основам изобразительного искусства. Американцы решили уравнять музыку в правах, со всеми остальными школьными предметами и сделать ее хорошее преподавание важной государственной задачей. Игрой на доступных детям музыкальных инструментах – дудочках, флейтах, ксилофонах – начинают музыкальное воспитание и по системе всемирно известной школы Карла Орфа в Австрии. В его основном учебном труде «Шульверк» музыкальный материал предназначен главным образом для детей с шести лет. Целью этого музицирования является развитие творческих способностей в действии. Именно поэтому оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного возраста и принципам игровых методик, существующих в мировой практике.

Музыкальный, поэтический, игровой материал, отобранный К. Орфом,выразителен и доступен детям: различные народные попевки, «дразнилки», считалки, разнообразные ритмические игры и упражнения.

Все приемы методики К. Орфа создают для ребенка атмосферу «поиска» неожиданных ситуаций и событий.

Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет многопланово играть на инструментах и с элементами музыки (ритмом, динамикой, фактурой). Дети учатся в музыкальной деятельности выдвигать свои идеи.

Главная задача элементарного музицирования – импровизационная – творческая игра в музыку в самых разнообразных формах. Элементарное музицированиедает возможность шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, «изобрести» свой способ игры. Показать свое отношение к музыке в различных движениях. Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства во всем его многообразии.

Методика элементарного музицирования К. Орфа и его последователей включает в обучение детей также свободное пение в виде интонационно – речевого скольжения; это чтение «нараспев», пение на одном звуке и свободное скольжение голосом, речитативное пение, пение – говор – пение и интонационно – речевая «живопись» или свободная «инструментализация» голоса. Всем известно, что ребенок, как растущий и подвижный организм, не должен и не может сидеть в течение всего занятия. Инструментальное музицирование- это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Ребят привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать столь красивые звуки. Занимаясь развитием музыкальных способностей у детей, педагог должен быть внимательным к любым проявлениям самостоятельности ребенка, т. к мышление, творчество и эрудиция неотделимы друг от друга и являются составной частью процесса обучения.

Поэтому творчество рассматривается не как специальный раздел педагогической концепции, а как совершенно естественная способность ребенка играть, видоизменять и создавать, на которую накладываются все слагаемые учебно- развивающей деятельности.

Творческое развитие- это психолого- педагогический процесс, организованный с учетом всех индивидуальных свойств личности, цель которого- направить ребенка на поиск самостоятельных звуковых решений, наблюдений, открытий. Применение метода элементарного музицирования в начальный период обучения способствует развитию музыкального мышления ребенка, даже если эти творческие попытки скромны. Дети становятся творцами легко и естественно, но они с радостью используют возможность придумывать самостоятельно. Пропадают комплексы «я не умею»«меня не учили». Атмосфера непринужденного, доброжелательного общения позволяет воплотить его суть – активную творческую деятельность детей. Результатом такой игровой деятельности становятся различные виды элементарных импровизаций как наиболее естественного для детей вида творчества. Двигательные, инструментальные, интонационно – речевые, вокальные импровизации и различные комбинации из них решают практически сложнейший вопрос музыкальной педагогики – воспитания и обучения через творчество. Спонтанность, незапрограммированные для ребенка ситуации, игра, общение составляют основу деятельности детей.

Значение музыки в жизни ребенка далеко выходит за пределы искусства. Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира.

Д. Б.Кабалевский говорил: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Вашему вниманию предлагается сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...

Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...

Проект на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности»

Проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности"Введение.У детей дошкольного возраста еще не сформ...

Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...

План саморазвития воспитателя. Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"...