Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование»
консультация (старшая группа)

Ерёмина Надежда Тимофеевна

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Консультация для воспитателей:

«Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование»

Приобщение растущей и развивающейся личности к творчеству – одна из важных задач, которая всегда стояла перед обществом и остается актуальной сегодня. Над ее решением работают ученые и практики, учителя, психологи и родители. Одно из главных условий развития детского творчества – приоритетное внимание к игровой, учебной, художественно – речевой, театрализованной, музыкальной и другим видам деятельности. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию.

Б. М.Теплов писал: «Благодаря своим замечательным особенностям, она становится эмоциональным познанием и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Механизмы развития творческих способностей через эмоциональное содержание, через проявление человеком своей индивидуальности универсальны: они работают во всех возрастах. В дошкольном возрасте интересы ребенка лежат в предметном мире.

Детское творчество – еще не есть собственно художественная деятельность, это в первую очередь самоопределение ребенка в сложной системе общественных отношений.

В творчестве он осваивает себя, свой опыт, опыт своих отношений с окружающим миром, с миром детей и взрослых.

Звукоритмические и словесные импровизации, сопровождаемые мимикой, жестом, танцем, всегда были свойственны детям. Но нужны были сотни лет, чтобы взрослые признали право детей быть детьми. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Как явление культуры детство – наше недавнее приобретение. И его признание талантливости ребенка имеет не только педагогическое, но и философское, и нравственное значение.

Н. С.Лейтес : В своих занятиях ребенок не просто повторяет что – то усвоенное или заданное кем – то, он субъект творчества. Сам тонус умственной активности детей с ранним расцветом способностей побуждает их к расширению и углублению поисков, к «скачкам в неизвестное». Именно творческие усилия наиболее соответствуют их потребности в умственном росте.

Существует мнение, что в массовом музыкальном воспитании творчество не может быть применено. Это объясняется тем, что к проявлению творчества способны лишь одаренные дети. Ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует и развивается иначе, чем тот, кто лишь ее слушал. Поэтому во многих странах всерьез проводят реформу музыкального воспитания.

В Германии воспитательный комплекс включает музыкальные занятия уже в яслях. Там разработана программа обучения музыке для всех возрастных ступеней. В Чехии, Словакии, Румынии дети начинают музыкальное обучение с очень раннего возраста. В Японии музыкальное воспитание считается таким же важным, как физическое, обучение графике, основам изобразительного искусства. Американцы решили уравнять музыку в правах, со всеми остальными школьными предметами и сделать ее хорошее преподавание важной государственной задачей. Игрой на доступных детям музыкальных инструментах – дудочках, флейтах, ксилофонах – начинают музыкальное воспитание и по системе всемирно известной школы Карла Орфа в Австрии. В его основном учебном труде «Шульверк» музыкальный материал предназначен главным образом для детей с шести лет. Целью этого музицирования является развитие творческих способностей в действии. Именно поэтому оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного возраста и принципам игровых методик, существующих в мировой практике.

Музыкальный, поэтический, игровой материал, отобранный К. Орфом,выразителен и доступен детям: различные народные попевки, «дразнилки», считалки, разнообразные ритмические игры и упражнения.

Все приемы методики К. Орфа создают для ребенка атмосферу «поиска» неожиданных ситуаций и событий.

Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет многопланово играть на инструментах и с элементами музыки (ритмом, динамикой, фактурой). Дети учатся в музыкальной деятельности выдвигать свои идеи.

Главная задача элементарного музицирования – импровизационная – творческая игра в музыку в самых разнообразных формах. Элементарное музицированиедает возможность шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, «изобрести» свой способ игры. Показать свое отношение к музыке в различных движениях. Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства во всем его многообразии.

Методика элементарного музицирования К. Орфа и его последователей включает в обучение детей также свободное пение в виде интонационно – речевого скольжения; это чтение «нараспев», пение на одном звуке и свободное скольжение голосом, речитативное пение, пение – говор – пение и интонационно – речевая «живопись» или свободная «инструментализация» голоса. Всем известно, что ребенок, как растущий и подвижный организм, не должен и не может сидеть в течение всего занятия. Инструментальное музицирование- это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Ребят привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать столь красивые звуки. Занимаясь развитием музыкальных способностей у детей, педагог должен быть внимательным к любым проявлениям самостоятельности ребенка, т. к мышление, творчество и эрудиция неотделимы друг от друга и являются составной частью процесса обучения.

Поэтому творчество рассматривается не как специальный раздел педагогической концепции, а как совершенно естественная способность ребенка играть, видоизменять и создавать, на которую накладываются все слагаемые учебно- развивающей деятельности.

Творческое развитие- это психолого- педагогический процесс, организованный с учетом всех индивидуальных свойств личности, цель которого- направить ребенка на поиск самостоятельных звуковых решений, наблюдений, открытий. Применение метода элементарного музицирования в начальный период обучения способствует развитию музыкального мышления ребенка, даже если эти творческие попытки скромны. Дети становятся творцами легко и естественно, но они с радостью используют возможность придумывать самостоятельно. Пропадают комплексы «я не умею»«меня не учили». Атмосфера непринужденного, доброжелательного общения позволяет воплотить его суть – активную творческую деятельность детей. Результатом такой игровой деятельности становятся различные виды элементарных импровизаций как наиболее естественного для детей вида творчества. Двигательные, инструментальные, интонационно – речевые, вокальные импровизации и различные комбинации из них решают практически сложнейший вопрос музыкальной педагогики – воспитания и обучения через творчество. Спонтанность, незапрограммированные для ребенка ситуации, игра, общение составляют основу деятельности детей.

Значение музыки в жизни ребенка далеко выходит за пределы искусства. Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира.

Д. Б.Кабалевский говорил: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...

Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...

План саморазвития воспитателя. Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"...

Консультация для педагогов Тема: «Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры»

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий...

Консультация музыкального руководителя для родителей. Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка.

Консультация музыкального руководителя для родителей. Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка....