Методические рекомендации для педагогов ДОО на тему: «Игры с песком для дошкольника»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Методические рекомендации для педагогов ДОО на тему: «Игры с песком для дошкольника» помогут избежать ошибок в организации игр с пескос с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОО на тему:

 «Игры с песком для дошкольника»

Михайленко Евгения Александровна, воспитатель

МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик» ст. Брюховецкой

Краснодарского края

Игры с песком для детей являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.

По утверждению психологов детские игры с песком являются очень полезными, потому что песчинки выступают в роли релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков, а так же средством сохранения и крепления здоровья детей.

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова строя сказочные замки или просто рисуя картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.

Таким образом, игры с песком позволяют решать педагогические задачи:

-развитие коммуникативных навыков, познавательных и творческих способностей детей, его эмоционально-волевой сферы и сенсорики;

- развитие тактильной чувствительности, сенсорного восприятия, воображения;

- снижение психофизического напряжения;

- регуляция мышечного напряжения, расслабление;

-развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации;

- стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умения справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение;

-  воспитание самостоятельности, уверенности в себе;

- развитие мышления, моторики.

К песочной игротерапии в последнее время стали обращаться многие психологи, педагоги. Появляются интересные игры по работе с песком, создаются специальные программы коррекционно – развивающей направленности, включающие игры и тренинги с песком.

Для целенаправленной и систематической работы по развитию детей занятия с песком должны продолжаться круглый год: в песочнице на улице в теплое время года и в группе, в специально организованных уголках в холодное время года.  

Педагог определяет форму проведения и методические приемы в соответствии с педагогической задачей, направленной на развитие, профилактику или коррекцию определенных качеств или свойств личности ребенка.

        

Методы и приемы:

  1. формирования сознания  (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.);
  2. формирования поведения (упражнение, тренировка, самостоятельная деятельность по определенным условиям);
  3. формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.).

Формы:

- сюжетные игры (построим дом, забор, норки);

- игры-забавы («Найди предмет», «Повтори рисунок»);

- дидактические игры и упражнения;

- релаксационные тренинги и упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы (под словесное и/или музыкальное сопровождение);

- рисование песком (на поддоне, песочнице с бортами, световом планшете);

- аппликация с использованием песка, в том числе цветного (применение песка в творчестве);

- конструирование (строительство домов, башен, с использованием камней, кубиков и т.д.);

- опыты и эксперименты, практическая работа по выявление свойств песка (предполагает использование разнообразного раздаточного материала: это совочки, формочки, кисточки, трубочки, лейки и т.д.);

- игра с элементами театрализации (инсценировка ситуаций, сказок, сценариев) и т.д.

Методические особенности организации игр с песком

  1. Создание условий

При организации игр с песком необходимо учитывать некоторые рекомендации, которые помогут создать благоприятную атмосферу для реализации поставленных задач. Вначале необходимо выделить специальное место, где будет стоять песочница (световой планшет) контейнер с песком и остальные атрибуты для игр. Не стоит помещать лоток с песком в угол помещения, так как к нему должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.

Для организации процесса песочной игры потребуются:

- песочница (ящик для песка);

- небольшие поддоны с бортиками для индивидуальной работы;

- песок;

- вода;

- коллекция миниатюрных фигурок;

- световой планшетный стол;

- коллекция предметов: трубочки, совки, формочки, палочки, камни и т.д. предметы данной коллекции могут быть разнообразны и предложены самими детьми.

Чтобы не возникло вопросов, связанных с уборкой рассыпанного песка, необходимо сразу определить с детьми, где находятся инструменты для уборки рассыпанного песка.

Песочница.

Размер: для игр с песком обычно используют деревянный ящик, традиционно его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 — размер поля, а 8 сантиметров — глубина). Этот размер предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы подойдет песочница размером 100х140х8см. В условиях детского сада для игр с песком можно использовать и пластиковые контейнеры, и деревянные ящики, надувные песочницы из наборов для домашних игр с песком.

Цвет: традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно борта окрашивают в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта небо.

Песок должен быть чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу. Песок время от времени необходимо менять или очищать (не реже одного раза в месяц). Также для игр с песком можно использовать «волшебный песок» (кинетический песок), который не требует специальных условий в содержании.

Коллекция миниатюрных фигурок может состоят из таких как:

  • Человеческие персонажи — разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
  • Животные — наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.).
  • Транспортные средства — наземные, водные, воздушные.
  • Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий.
  • Растения, деревья, кусты, цветы.
  • Природный материал — камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
  • Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры.
  • Другие предметы, предложенные детьми или взрослыми. Главные условия для их отбора – безопасность, эстетичность, практическая целесообразность (возможность использования в играх с песком).

  1. Техника безопасности

Главное и единственное правило, которое должен соблюдать педагог- это всегда находится рядом с детьми, которые играют с песком, чтобы предупредить нарушение правил детьми:

- не обсыпаться;

- не сыпать песок в глаза;

- не брать песок в рот;

- после игры с пеком вымыть руки, 

- не сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);

-  не играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;

- не сыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;

- не жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;

- не нюхать песок;

- переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг - девочкам.

Также дети должны четко знать, какими атрибутами можно пользоваться, играя с песком. При работе со световым планшетом следует исключить использование воды и предметы, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета.

Еще важным моментом соблюдения безопасности является то, что все используемые при игре с песком предметы можно было легко помыть или обработать иным способом.

  1. Общие рекомендации по организации игр с песком

Выбирая  игры с песком необходимо учитывать характер влияния данных игр на ребенка в соответствии с возрастом. Так для детей в возрасте до 3-х лет песочная игра носит познавательный характер. Играя малыш формирует первые представления об окружающем мире.

Для детей старше 3-х лет игры с песком уже носят коррекционно-развивающий характер.

При организации песочных игр должны соблюдаться три правила:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

В случае если ребенок отказывается играть с песком по каким-либо причинам, педагогу не стоит  настаивать, нужно дать время присмотреться и включиться в общий процесс по мере появления интереса.

Причины отказа могут быть различные:

  • нежелание вымазать руки или одежду,
  • неуверенность в себе и результате деятельности,
  • плохое настроение или самочувствие,
  • нежелание работать рядом с каким-либо ребенком или с контейнером именно этого цвета,
  • слишком частое использование педагогом однотипных заданий (надоело, неинтересно),
  • отсутствие мотивации к конкретной деятельности (педагогической установки) и т.д.

Предпринимаемые педагогом меры в таком случае будут исходить из причины.

 

Организация работы с песком включает пять шагов по обеспечению игрового процесса:

- демонстрация песочницы;

- демонстрация коллекции фигурок;

- знакомства с правилами игр на песке;

-формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;

- завершение занятия.

При проведении игр с песком педагог должен соблюдать основные правила, ориентированные на поддержку детской индивидуальности и инициативы, его внутреннего мира и потребностей, а также развитие его познавательных процессов и различного рода способностей:

  • педагог должен проявлять искреннюю заинтересованность тем, что происходит в песочнице (сюжетом, событиями, которые создает ребенок);
  • так как «песочная игра» содержит информацию о внутреннем мире ребенка, о его состоянии, то педагог должен прочувствовать суть песочной картины, понять ребенка, то есть всецело присоединиться к нему;
  • педагог не может без согласия ребенка или в его присутствии разрушить созданный им сюжет, переставить фигурки, высказывать оценочные суждения;
  • педагог должен поощрять желания создавать что-либо по собственному замыслу, а так же  рассказы ребенка о своем рисунке (конструкции, творчестве) как уникальном продукте детского замысла;  
  • педагог должен учить детей анализировать и грамотно объяснять свои успехи и неудачи, соотносить задумку и полученный результат;
  • педагог не должен торопить ребенка. Ребенок имеет право работать в своем, индивидуальном темпе;
  • педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • педагог должен поддерживать детскую активность, инициативу, исследовательский интерес и любопытство, чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами, отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

Общая структура игры с песком

Психологи рекомендую начинать игру ритуалом «вхождения». Например, педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

  • ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • ребёнок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
  • ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
  • ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться – посыпает на пальчики детей «песочный дождь».

В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ….»

По возможности дети описывают свои ощущения: тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее, шершавое, мягкое и т.д.

Игра обычно заканчивается ритуалом прощания.

Например: В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

Действия детей с песком условно можно разделить на три типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать три формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

По педагогическому назначению и применению с детьми комплексы игр и упражнений с песком  можно разделить на группы:

  1. Игры и упражнения, направленные на установление психологического комфорта и положительных установок, положительного эмоционального состояния, снижение психофизического и эмоционального напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления.

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности,  регуляцию мышечного напряжения:
  • развитие мелкой моторки и координации движений;
  • формирование умения согласовывать движения пальцев рук со словами.

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы детей:
  • знакомство детей с основными эмоциями;
  • обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально, осознанию переживаемых эмоций.
  • формирование адекватной самооценки детей;
  • формирование умения детей описывать свои ощущения при взаимодействии с песком;
  • формирование умения детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение, менять свое настроение в процессе игр с песком.

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов:
  • развитие образного и творческого мышления, речи, зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения, мелкой моторики.
  • развитие слуховой, тактильной и зрительной памяти, произвольности;.
  • развитие зрительного, сенсорного и тактильного восприятия.
  • развитие тактильной чувствительности,

  1. Игры и упражнения, направленные на познавательное, интеллектуальное, речевое развитие детей:
  • развитие и расширение кругозора, представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы (например, формировать знания о свойствах песка) о рукотворном мире человека.
  • формирование элементарных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объеме, пространственных и временных понятиях, сенсорных эталонах,
  • формирование умения устанавливать закономерности.
  • развитие умения представлять предметы по их словесному описанию;
  • развитие умения классифицировать предметы по заданным признакам;
  • формирование умения считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом;
  • формирование умения определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка;
  • формирование умения понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть обобщающие слова (например, овощи – в соответствии с формочками и реальными овощами);
  • закрепление, отработка умения употреблять единственное и множественное число имен существительных;
  • формирование умения различать буквы по внешнему виду, выделять заданные символы (буквы, цифры, фигуры и т.д.) из общего числа символов, составлять заданные фигуры и символы из составных частей;
  • закреплять умение находить в песке фигурки и отбирать те из них, название которых начинается на заданный звук, придумывать предложени с этими словами;
  • закрепление умения писать буквы на песке;
  • развитие творчества, фантазии детей, умение пальцами изображать задуманное;
  • формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное;
  • формировать умение моделировать из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составлять и рассказывать сказки, рассказы о них;
  • другое.

При этом каждая группа игр способствует решению следующих дополнительных задач:

  • развитие различных способностей детей (творческих, изобразительных, математических, познавательных, исследовательских
  • совершенствование речевой активности;
  • формирование коммуникативных навыков и социальной активности;
  • развитие умения поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.

Игры, предполагающие работу в парах или подгруппе могут решать задачи:

  • развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
  • развитие чувства взаимопомощи;
  • развитие у детей духа соревнования, стремления добиваться поставленной цели;
  • воспитание чувства сопереживания за своих товарищей, умения достойно побеждать и проигрывать.

Нужно отметить, что эта классификация весьма условна, так как в большинстве случаев одна игра решает комплекс педагогических задач коррекционно-развивающего и образовательного характера.

Таким образом, через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи эмоционального развития младших дошкольников:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает различные психотравмирующие ситуации, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире [12, с. 32-33].

В целом мы считаем, что игры с песком могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста. Игры с этим материалом оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить контакты педагога с ребенком и детей друг с другом, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Данные методические рекомендации имеют практическую значимость для педагогов дошкольных образовательных организаций, внедряющих современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.

Используемая литература, источники:

1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21.

2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.

3.  Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПБ.: Речь, 2013.

4.  Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПБ.: Речь, 2008.

5.  Мешавкина, Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками / Т. Ф. Мешавкина [Электронный ресурс]. - http://e-school.karelia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Методические рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непос...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"...

Методические рекомендации для педагогов и родителей: Пишу, играю, ум развиваю: занимательные игры, упражнения, уроки чистописания и логики с дорисовкой, штриховкой, лабиринтами, моделированием для детей старшего дошкольного возраста

В рекомендациях освещается теоретическая часть по формированию мышления дошкольников и представлены практические материалы (игровые упражнения по формированию коллиграфического письма, на развитие зри...

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Игры с песком для дошкольника»

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Игры с песком для дошкольника»...

Методические рекомендации для педагогов в ДОУ на тему" Игры с песком для дошкольников"

Игры с песком для детей являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой вып...