Инклюзия в детском саду ( Из практики работы)
статья по коррекционной педагогике на тему

Инклюзия в детском саду (Из практики работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_v_detskom_sadu.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзия в детском саду

(из практики работы)

Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в дошкольном учреждении, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум.

Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является поиск оптимальных путей предоставления качественных образовательных услуг населению с учетом их потребностей.

Цель инклюзивного образования - дать всем воспитанникам возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах общества.

Задачами являются обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями и оказание психолого-педагогической поддержки семей воспитывающих детей с ОВЗ.

Ежегодно в группах воспитываются от 44 до 52 детей с ОВЗ, что составляет до 12%  от общего количества воспитанников уровня дошкольного образования.

В настоящее время дошкольное учреждение продолжает развиваться, с учётом современных требований ФГОС ДО,  внедряя инклюзивные подходы.

Разработка вариантов инклюзии в группах компенсирующей направленности.

Открытие консультационного центра.

Работа Лекотеки.

Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ.

Активно внедряются в практику различные виды инклюзии (точечная, полная, частичная)

Инклюзивное образование (Модель) строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода 

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. 

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Принцип междисциплинарного подхода. 

 Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. 

 Программно-методическое обеспечение инклюзивной практики.

  Обучение и воспитание детей-инвалидов и детей  с ОВЗ осуществляется по следующим программам:

Основная адаптированная общеобразовательная программа ДОУ.

Адаптированная образовательная программа  дошкольного образования для детей с ОВЗ (лекотека)

Адаптированная образовательная программа

с использованием программы

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

С.Г. Шевченко

Адаптированная образовательная программа

для детей с нарушением слуха

с использованием  «Программы для специальных дошкольных учреждений.

Воспитание и обучение слабослышащих  детей дошкольного возраста»

Головчиц Л.А., Носкова Л.П

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта

с использованием программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание"(авт. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева)

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением зрения

с использованием «Программы для детей с нарушением зрения» под редакцией Л.И. Плаксиной

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы

в детском саду для детей с задержкой речевого развития с 3 до 7 лет

С использованием программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением речи (авт. Нищева Н.В )

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы

в детском саду для детей с задержкой речевого развития с 3 до 7 лет

С использованием программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением речи

(Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).

Содержание работы с детьми данной категории определяется комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ. Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, сами варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности, но внимание педагогов акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно- образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей, создавая для всех эмоциональные, когнитивные, коммуникативнные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для того чтобы повысить общее качество воспитательно-образовательного процесса необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов и детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Непрерывно ведется работа по обеспечению безбарьерной среды, созданию безопасных условий для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, использование образовательного пространства с минимальной помощью посторонних. Разработан и утвержден Паспорт доступности объекта для инвалидов и предоставляемых в нем услуг в сфере образования.

Наш детский сад расположен в центре города и имеет доступность для инвалидов и маломобильных граждан. До детского сада можно добраться на общественном городском транспорте. Ближайшая остановка находится на расстоянии 100 м., рядом регулируемый перекресток. При движении пешком, от остановки до детского сада, путь занимает 5 минут, перепадов высоты по пути следования нет.

Детский сад имеет следующее условия:

- обеспечена возможность беспрепятственного входа в здания и выхода из них (оборудован пандус, входные группы достаточной ширины для проезда инвалидной коляски);

- имеются доступные санитарно-гигиенические помещения;

- обеспечена достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;

- оказывается услуга сопровождения инвалида по территории образовательной организации закрепленным сотрудником.

- территория, прилегающая к зданиям, прогулочные участки доступны полностью всем.

В ДОУ организовано инструктирование и обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

Наличие условий предметно-развивающей среды (кабинет психолога, логопеда, музыкальный, физкультурный ,  изостудия, комната релаксации)  и достаточная оснащенность специальным оборудованием.

Имеется:

- интерактивный программный  комплекс  с  комплектом  компьютерного и мультимедийного оборудования,

-мультимедийного оборудования в группах;

-персональные ноутбуки для педагогов.

 Кабинеты специалистов  в  достаточной степени укомплектованы учебным и коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и воспитания, современной мебелью, наглядными пособиями, позволяющими осуществлять образовательный процесс для детей с ОВЗ.  Это обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала дошкольников. Кабинеты оснащены дидактическим материалом, настольно-печатными, развивающими играми, демонстрационным материалом.

Созданы следующие условия: по направлению "Физическое развитие"

  • Физкультурный зал
  • Спортивная площадка
  • Спортивные уголки в группах
  • Спортивный инвентарь в зале и в группах
  • Оборудование для корригирующей  гимнастики
  • Нетрадиционное оборудование для занятий
  • Наглядный материал для занятий по ОБЖ
  • Медицинский блок: прививочный кабинет,  изолятор, медицинский кабинет
  • Кабинет психолога
  • Выставки детских работ

По направлению "Познавательно-речевое развитие":

  • Уголок развивающих игр
  • Книжный уголок
  • Библиотека энциклопедической и художественной литературы
  • Наборы аудио и видео записей
  • Наборы картин и картинок
  • Логопедические уголки
  • Дидактический материал для развития мелкой моторики

По направлению "Социально-личностное развитие":

  • Экраны эмоционального состояния детей, желаний и увлечений
  • Фотоальбомы о жизни детей в детском саду и дома
  • Атрибуты для игровой деятельности
  • Уголки уединения

По направлению "художественно-эстетическое развитие":

  • Музыкальный зал
  • Уголки театрализованной деятельности
  • Образцы народных промыслов
  • Репродукции картин
  • Тематические папки и альбомы
  • Дидактические игры
  • Музыкальные инструменты
  • Подбор аудио и видео дисков

Основной педагогический состав.

Учитель — логопед

педагог — психолог

педагог - дефектолог

воспитатели

музработник

ПДО

из них высшее образование

высшая категория

Проводится с детьми с ОВЗ и их родителями первичный  приём вместе с междисциплинарной командой специалистов – для диагностики, определения образовательного маршрута для детей с ОВЗ в ДОУ (Лекотека, инклюзивная группа, гибкий режим посещения, дополнительные занятия со специалистами), разработки рекомендаций;

-на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК и специалистов ОУ, совместная с междисциплинарной командой ОУ разработка индивидуального плана развития для каждого ребёнка и контроль за его выполнением;

– составление индивидуальной сетки занятий для каждого ребёнка с ОВЗ;

– подготовка персонала инклюзивной группы к приходу ребёнка с ОВЗ – проведение беседы об особенностях развития ребёнка, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;

– подготовка родителей детей возрастной нормы к приходу в группу ребёнка с ОВЗ

– проведение беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детскородительских мероприятий (например, праздников, походов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

В рамках нашего ДОУ проводится анкетирование с педагогами, а так же родителями. Мнение родителей важно и необходимо для нашего коллектива.

Ценности, цели, принципы, и направления работы сада обсуждаются всем коллективом на командных тренингах, проводимых один раз в полгода.

Для полноценного осуществления образовательного процесса детского сада необходимо сотрудничество всех его участников: родителей, педагогов группы, специалистов, детей. Родители выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике. В работе с родителями проводитя использование бесед, родительских собраний, практических консультаций, открытых мероприятий, дней открытых дверей, анкетирования, практикумов и др. Также  необходимо тесное сотрудничество воспитателей, специалистов и администрации  детского сада.

Педагоги проходят курсы повышения квалификации, в том числе, касающихся вопросов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обмениваются опытом работы на семинарах, круглых столах, конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду (из опыта работы)

В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая...

Занятие в детском саду. Тема «Кто работает в детском саду».

Данное занятие помогает формировать эмоционально-положительное отношение к работникам детского сада.Способствует обогащению первоначальных представлений детей о назначении, помещениях, деятельнос...

Технология « Детское портфолио» в практике работы ДОО

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют ...

Инклюзия в детском саду. Доступное образование каждому ребенку!

Консультация для родителей , а так же педагогических работников. Что такое инклюзивное образование , и почему оно введено в систему образования России....