"Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Борисова Ольга Александровна

Особенности познавательного развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»                                                                                                Подготовила:   учитель-дефектолог   Борисова О.А.                                                  Младший   дошкольный  возраст ребенка , а это 2-4 год жизни, интересен тем, что    происходит  наступление нового этапа в жизни малыша. Этот этап называется этапом «накопления» информации.

 Особенностью познавательного развития младших дошкольников является  совершенствование предметного  восприятия. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает. Учится действовать продуктивно. Активно происходит сенсорное развитие, он уже выделяет основные формы,  цвета, размер предмета. Н-р, это не просто мячик, а мяч круглый, красный, большой, т.е. ребенок выделяет признаки предмета, а не только сам предмет. К концу данного возраста дети  способны объединять предметы не только по внешнему сходству (цв, ф, вел), а усваивают общепринятые представления о группах предметов  (посуда, овощи)  и т. д.

 Ребенок выделяет себя из окружения, он говорит не: « Миша хочет играть», а   «Я хочу играть» не от 3 лица, а от первого.

В ребенке наблюдается самостоятельность и стремление к ней, отсюда и появляется понятие  «Я сам», когда ребенок на все действия,   какие-либо   поручения  реагирует этой фразой и пытается выполнять эти  поручения самостоятельно. При этом испытывает гордость, если  у него получается.

Так же  отмечается, что если в более раннем возрасте ребенок интересовался миром предметов (игрушки, различные предметы , окружающие его дома , на улице), то в младшем возрасте ярко выражена потребность в общении со взрослыми. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослыми, в присутствии которых ребенок чувствует себя защищенным. В общении со взрослым ребенок получает информацию, которая его интересует, удовлетворяются  его познавательные потребности,  возрастает любознательность, увеличивается словарный запас, появляются суждения об окружающем.  А самое главное, что ребенок начинает мыслить, в его мозге возникают сложные причинно-следственные связи, т.е. он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно.

Так же на  протяжении младшего возраста  увеличивается интерес к общению со сверстниками, т. е. они начинают взаимодействовать  не рядом, а вместе.

В  этом возрасте действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности - игре, рисовании, конструировании происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются все психические процессы. Дети действуют в соответствии с заранее намеченной целью, но в силу неустойчивого внимания быстро отвлекаются и оставляют одно дело ради другого. Мышление от наглядно-действенного переходит к наглядно-образному, т. е. раньше ребенок манипулировал предметом (машинкой), то теперь он может превращаться в машинку. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте.

Начинается проявляться познавательный интерес. А что такое познавательный интерес — есть познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Он присущ каждому ребенку, но его мера и направленность разные. Н-р: малыши копаются в земле, кому- то интересны червячки, которых он там нашел, а кому-то камушки и стеклышки.

Условием успешного развития познавательного интереса — практические и исследовательские действия ребенка. Важное значение имеет факт завершения этих действий успехом. В данном случае важно оценить успешность действия и закрепить положительными эмоциями, что будет способствовать появлению новых знаний у детей.  

Следует отметить, что интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются благодаря познавательной и продуктивной деятельности. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались  способности  у ребенка к чему- либо,  необходимо поддержать интерес ребенка, создав условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует. Н-р, если ребенок любит рисовать, предоставьте ему краски, бумагу, карандаши.

Из всего выше сказанного мы видим, что  у детей младшего дошкольного возраста  наблюдается стремление расширить свои познавательные горизонты действительности, и в этом им помогут педагоги с большим творческим потенциалом!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста ( 3-5 лет)

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста ( 3-5 лет)...

"Возрастные особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста"

В статье рассказывается о существенных изменениях, которые происходят с детьми младшего докольного возраста в этот период. Материал статьи будет полезен, как для педагогов, так и для родителей....

Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников....

Консультация для молодых специалистов "Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые пре...

Консультация для педагогов «Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте развитие познавательного характера имеет свои особенности, связанные с возрастной спецификой детей дошкольного возраста....