Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. (из опыта работы воспитателя интегративной группы).
статья по коррекционной педагогике на тему

Дробина Надежда Александровна


Данная статья предназначенна для педагогов интегративных групп, дефектологов, тьютеров, людей, занимающихся воспитанием детей с ОВЗ. А так же работа посвящена вопросаминклюзивного образования и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziya-drobina.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. (из               опыта работы воспитателя интегративной группы).

                                                              Дробина Н.А., воспитатель

                                                      СПб КГУЗ СПНДР№13

Инклюзивное или включенное образование-термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в  общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование – это такая организация обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных способностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают специальную поддержку. Инклюзивное образование в России находиться в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимые для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией  о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и особых свобод. К сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Причинами тому являются предвзятое отношение в обществе к инклюзивному образованию, в ряде случаев оно связано с материально-технической неподготовленностью учреждений системы общего образования к обучению в них детей с отклонениями в развитии. Для детей данной категории необходимы меньшие по наполняемости группы, адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат образовательных учреждений должен быть в достаточном количестве укомплектован высококвалифицированными кадрами, что  способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в области образования и социальной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии. Должен быть обеспечен физический доступ детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждения- транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех детей.  Инклюзия - не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с особыми потребностями, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех. Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь связано с формированием нравственных представлений и понятий, воспитания адекватных способов поведения, включения всех детей в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности. В интегративном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что важно для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей. Системность требует, чтобы педагог не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, развитию сильных сторон личности каждого ребенка. В группах интегрированного обучения необходима работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Это обосновывает реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с разными образовательными возможностями.  Не менее важно связывать обучение с реальными жизненными условиями. При обучении моделируются и воспроизводятся условия трудные для ребенка, но возможные в обыденной жизни, их анализ и проигрывание могут стать основой позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в рамках совместной деятельности детей, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения. Позитивный результат во взаимоотношениях детей в условиях интегративного обучения предполагает продуманную системную работу, включающую формирование положительного отношения к ребятам с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для педагога состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта.

Существуют следующие принципы инклюзивного обучения:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Существуют определенные критерии эффективности интегрированного обучения, которые необходимо четко отслеживать и учитывать:

  • Успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ
  • Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины
  • Положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ
  • Наличие друзей у детей с ОВЗ
  • Активность участия детей в системе дополнительного образования
  • Участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ
  • Участие детей в коллективных видах деятельности

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребенка и максимального раскрытия его потенциалов.

Список используемой литературы:

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. Н.В.Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. Красноярск, 2013.С.71-95.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ГРУППЕ 1 года обучения...

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Рисование песком на световом планшете как эффективный прием коррекции нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Одним из основных принципов дошкольного образования, определяемых в Стандарте ДО, является построение образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, с...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Опыт работы: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представлены дидактические игры и упражнения для обучения детей с ОВЗ....