Дети с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Агапова Людмила Васильевна

В материале содержатся особенности фсихо-физического и речевого развития детей с РДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

АУТИЗМ

Аутизм – это тяжелая патология, нарушение аффективного развития, заметно уже в раннем возрасте. Искажения психического развития проявляются в особенностях моторного речевого, интеллектуального развития. Ребенок не может вступать в активное взаимодействие с окружающим миром, так как нарушены аффективные механизмы, формирующие и поведение, и мироощущение ребенка.

Признаки аутического развития

В конце второго – начале третьего года жизни ребенок останавливается в речевом развитии, или даже теряет речь. Ребенок недостаточно реагирует на обращения, с трудом включается во взаимодействие, не подражает, его нелегко отвлечь от не всегда понятных занятий, переключить на другую игру, занятие. Малыш все больше отличается от сверстников, не стремится играть с ними, замыкается в себе.

При признаках аутистического развития сложно установить глазной контакт с ребенком, трудно поймать взгляд ребенка, он смотрит как бы «мимо», «сквозь». Ребенок не различает выражение лиц близких, может проявить неадекватную реакцию на эмоциональное выражение другого человека. Например, может заплакать при смехе или засмеяться при плаче другого человека.

В ряде случаев обращения ребенка не носят дифференцированный характер: трудно догадаться, что он хочет, чего просит по его мычанию или крику.

У других детей формируется напряженный взгляд и жест, но без попытки называния предмета желания. У ребенка нет указательного жеста. Инструкция педагога «Покажи» не дает результата.

Ребенок с аутизмом может не откликаться на обращение, на собственное имя. «Слушает и не слышит». Не выполняет простейших просьб: «Дай», «Принеси», «Покажи», «Посмотри на…».

Типичны для ребенка с аутизмом отсутствие подражания или его не выраженность.  Не понимает задания, инструкции: «Делай как я».

Могут фиксироваться у аутичного ребенка различные формы аутостимуляции. Это раскачивания, потряхивание ручками перед глазами. Однообразные зрительные впечатления от верчения колесиков, кружочков, крышек и т.д. Характерны также многократные однообразные манипуляции с предметами – трясение и стучание. Аутичный ребенок бывает просто захвачен определенными ощущениями от однообразного вращения колес машины, или просто держит заведенную игрушку в руках, или без конца листает и рвет страницы книги.

Все более очевидными становятся задержка развития речи, а часто и отсутствие речи, моторная неловкость, отсутствие подражания, нарастание двигательного возбуждения, выраженных страхов, тревожности, агрессии , негативизма, стереотипности поведения. Могут наблюдаться и признаки регресса развития: развитие речи замедляется, или вообще прекращается. Ребенок перестает общаться, замыкается в себе. Теряется эмоциональный контакт с ребенком.

Правила коррекционной работы

Главным принципом коррекционного подхода при работе с таким ребенком является восстановление и установка контакта этого ребенка с другим человеком.

Аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются. Крайне чуток к эмоциональному состоянию близкого человека. Ему легко передается его тревога, неуверенность, дискомфорт, но он выражает это не сопереживанием, а ухудшением собственного состояния, усилением страха, и даже агрессивным поведением.

При наблюдении за аутичным ребенком мы видим даже при впечатлении довольно высокого интеллекта и при наличии каких-то избирательных способностей, его выраженную эмоциональную незрелость. Поэтому, вступая во взаимодействие с ребенком важно адекватно оценивать его «эмоциональный» возраст.

Оказание коррекционной помощи невозможно без определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружающим миром.

Наблюдение за поведением ребенка может дать информацию о возможностях и перспективах его развития.

Аутичный ребенок может вступать в контакт обычно в строго стереотипной форме, т.к. она является для него более доступной, или даже единственно возможной.

Важно создание для аутичного ребенка специального режима, стереотипа, расписания по минутам каждого дня. Проговаривание комментирование подробностей процессов еды, одевания – раздевания, игровых занятий, прогулки дают возможность регулировать поведение малыша. Многократное ежедневное повторение обязательных событий дня, их предсказуемость настраивает малыша на то, что ему предстоит и облегчают возможность его переключения.

Подключение к аутостимуляции ребенка также является ведущим приемом установления с ним контакта. Если малыш ритмически стучит игрушкой или крутит колесико от машины, можно этот «стук» сопровождать, читая ритмические стихи.

Специфические нарушения речевого развития также характерны для аутичных детей. Это ОНР 1 уровня, эхолалии, стереотипные фразы, повторы. Отсутствие в речи первого лица. Все это затрудняет коммуникацию или делает ее невозможной.

Но не говорящий аутичный ребенок может издавать какие-то звуки или слоги. Речь аутичного ребенка напоминает лепетную речь, или более сложное интонирование похожее на «птичий щебет».

Педагог может провоцировать малыша на подражание, повторяя вслед за ребенком его любимые звуки.

Затем, можно эти звуки, слоги, уже известные ребенку использовать в подходящей ситуации в смысловом контексте.

Воспроизводимые ребенком слова или их части необходимо усилить своим повторением, также добавляя и новые слова. Такая стимуляция речевой активности особенно на фоне эмоционального подъема может значительно облегчить появление новых слов и развитие речи.

При этом нужно всячески привлекать внимание ребенка к своему лицу, речевому аппарату, побуждая его повторять и подражать педагогу.

Адекватная оценка особенностей развития аутичного ребенка нужна, чтобы понять, правильно ли было организовано взаимодействие с ним, и в каком направлении нужно организовать его развитие в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....