КОНКУРС Статья "Использование элементов арттерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
статья по коррекционной педагогике
В статье обобщен опыт работы с детьми ОВЗ с использованием арт-терапии (сказкотерапия, театртерапия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_s_ovz.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева Татьяна Юрьевна – музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 28 «Жемчужинка» МО г. Саяногорск
Использование элементов арттерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Внутренний мир ребенка достаточно сложен. Как помочь детям гармонично развиваться? Использование обычных методов и приёмов в работе с детьми имеющие различные трудности в развитии не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие всестороннее развитие. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на наш взгляд, является арт-терапия. Данная технология предоставляют ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
В совместной работе музыкального руководителя и педагога – психолога активно применяются такие виды арт-терапии как: музыкотерапия, сказкотерапия, театротерапия.
Рассказывая или читая ребенку сказку, мы стремимся скорректировать или заменить некие отрицательные или нежелательные моменты в его поведении или психических состояний на положительные, желательные .
Исходя из создавшейся проблемы, педагоги подбирают сказку, которая помогает раскрыть данную проблему, показать детям проблему изнутри. Многократное проговаривание и проживание данной проблемы способствует тому, что в конце концов отрицательная ситуации (проблема) начинает постепенно угасать. Такая работа очень важна с детьми склонным к агрессии, имеющими страхи длительного характера, с их помощью ребенок учиться тому, как надо поступить в той или иной ситуации, анализирует, почему так, а не иначе. Сказкотерапия не будет в полной мере реализована, если дети будут только пассивными слушателями, важно, что бы они принимали активное участие, занимали позицию не только слушателей, но и рассказчика, или являлись исполнителем какой либо роли. Для углубленного воздействия сказки на ребенка педагогами применяется театртерапия, а именно музыкально - театрализованная деятельность.
В целях решение проблем нарушения поведения, агрессии, непослушания, упрямства, обесценивании образа матери была выбрана сказка «Про непослушного мышонка». При распределении ролей учитывались индивидуальные, эмоционально – личностные проблемы ребенка. Застенчивым, тревожным детям предлагалась роль коллективного плана, т.е в группе детей (лягушата, цыплята, поросята), для того чтобы он постоянно чувствовал поддержку своих сверстников. Одну из главных ролей играл ребенок с признаками гиперактивности, он не усидчив, имеет слабый самоконтроль поведения, ему приходилось на протяжении всей сказки контролировать свои действия, чувствовать ответственность, ведь от него зависит успех всей постановки. Дети, которые неуверенные в себе, с низкой самооценкой стараются преодолевать свою тревогу, страхи, через выступление перед публикой (громко говорить). Работа над театральной постановкой сказки помогает проблемы развивать коммуникативные навыки, артистические способности. Детям имеющие сложности в общении со сверстниками, в ходе театрализованной деятельности приходилось активно взаимодействовать, что положительно сказалось в дальнейшем общении между детьми.
Практика показывает, что использование в работе методов арт-терапии у детей формируется осознание собственной значимости, успешности, потребность во внимании и признании их достоинств. Ребенок расслабляется, успокаивается. Агрессия, либо замкнутость заменяется творчеством. Формируется способность детей проводить самооценку собственным возможностям и тем самым изменяется отношение к окружающему миру, решаются вопросы социально-личностного роста и развития ребенка. Так же развивается творческий потенциал детей, стимулируется развитие речи. При групповой работе развиваются коммуникативные качества воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Элементы мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Грамота - достаточно сложный предмет для дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в их практическом мире, понятия. С целью активизации ...
Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкально-спортивная композиция "Карусель"....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Презентация - Применение элементов проектной и исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность. Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос...
Элементы футбола в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Осенняя прогулка. Играем в футбол...
Презентация «Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию» (из опыта работы)
В презентации предложен опыт работы с детьми с нарушениями речи .«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию»...
Использование игр и оборудования с элементами нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Картотеки игр
Использование игр и оборудованияс элементами нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возрастас ТНР...