Авторская разработка инновационно-экспериментального проекта по теме: «Мягкая школа. Сенсорная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
проект по коррекционной педагогике на тему
Проект направлен на решение одной из самых главных на сегодняшний день проблем в социальной сфере - успешную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в современный социум посредством своевременной и грамотно построенной реабилитации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_kazakovskaya_o.a.docx | 52.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сибирский институт управления-филиалРАНХиГС
Центр переподготовки специалистов
Казаковская Ольга Александровна
«Мягкая школа»
Сенсорная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Проверил:
Кожевникова Л.А., директор МБУ
«Центр реабилитации «Олеся»
г.Новосибирск
2017
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………………..3
- Часть 1. Социальное проектирование работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в деятельности МБУ «Центр реабилитации «Олеся»……………………………………………………………………………5
- Часть 2. Финансовое обеспечение проектной деятельности в работе МБУ «Центр реабилитации «Олеся»………………………………….....................13
- Заключение………………………………………………………………………15
- Список используемой литературы…………………………………………….16
Введение
Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».
Проект направлен на решение одной из самых главных на сегодняшний день проблем в социальной сфере - успешную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в современный социум посредством своевременной и грамотно построенной реабилитации.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В целевую группу проекта включены дети, имеющие различные нарушения в развитии (нарушения опорно-двигательного аппарата, задержкой психического и познавательного (речевого) развития, в том числе дети с ментальными нарушениями).
Реализация проекта осуществляется путем решения следующих задач:
- Оборудовать (обогатить) предметно-развивающую среду для развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ОВЗ.
- Организовать информационно-просветительскую работу с родителями с целью повышения уровня их компетентности в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
- Разработать и реализовать систему занятий по развитию сенсорных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста через систему специальных коррекционно-развивающих занятий.
Реализация проекта рассчитана на девять месяцев (сентябрь 2017 г.- май 2018г.).
Презентация организации
МБУ Центр реабилитации «Олеся» создан в 1992 году для оказания детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной социально-медицинской, социально – психологической и социально - педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Центр предоставляет реабилитационные услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями города Новосибирска с патологиями различной направленности: эмоциональные, поведенческие, речевые, умственные, двигательные, в том числе сложные сочетанные дефекты.
Реабилитация - это сложный многоступенчатый процесс, осуществляется поэтапно, начиная со стимуляции физического развития, с формирования навыков общения, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, затем – совершенствование и закрепление приобретенных и формируемых умений и навыков, доводя до автоматизма с целью последующего успешного использования в жизни.
Работа организована с детьми от 0 до 18 лет, а также с их семьями, следующими организационными формами: консультативный пункт, индивидуальные и групповые занятия, кратковременное пребывание детей и отделение дневного пребывания, с полным посещением в течение дня.
Работу центра можно ранжировать на четыре основные целевые блока:
-многогранная реабилитационная работа с детьми;
-не менее сложная и обширная работа с семьей;
-организация и ведение Банка Данных детей-инвалидов города;
- информационно-просветительская работа.
Спектр предоставляемых реабилитационных услуг в соответствии с национальными стандартами социальных услуг: социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые и социокультурные.
Часть 1
Постановка проблемы и анализ ситуации
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Часто такие дети испытывают трудности социальной адаптации, обучения, общения, недостаточно самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Многие лишены социальных контактов, возможности получать опыт от сверстников и других людей, которые есть у обычного ребенка. Часто семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, гиперопекают своего ребёнка, либо, наоборот, безразличием. Это тоже затрудняет процесс социальной адаптации детей в обществе.
Сохраняющаяся тенденция роста числа детей целевой группы определяет особую значимость решения вопроса - обеспечение успешной интеграции этих детей в общество. Одним из важнейших условий интеграции в общество детей с ограниченными возможностями является их своевременная и комплексная реабилитация. Как известно, игра - самая важная, ведущая деятельность ребенка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Успешное развитие ребенка с проблемами в развитии обусловлено включением игры в систему социально-педагогического (коррекционный) процесса, что обеспечивает наиболее оптимальную социальную адаптацию ребенка.
В нашем учреждении проходят реабилитацию дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития, в том числе и отягощенными вследствие социальной запущенности. Для всех этих категорий детей мы создаем специальные условия с целью коррекции патологических проявлений и преодоления трудностей в обучении.
По восприятию окружающего мира каждый ребенок условно может быть отнесен к трем типам: видеолистам, аудиолистам и кинестетикам, т.е. ведущей восприятия является слуховая, зрительная или осязательная модальность. Это разделение весьма условно, однако, само существование такого подхода позволяет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.
Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорного голодания (сенсорной депривации). Нарушения зрения или слуха, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми) отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В частности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а следовательно, предметной деятельности и речи.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Определяющим постулатом послужило утверждение, что для обеспечения деятельности ребенка с ОВЗ необходима разработка особой, специально организованной окружающей среды, в частности, учитывающей недостаточность восприятия.
«Мягкая школа» представляет собой детский игровой центр, оснащенный мягкими, красочными стеновыми панелями и напольным покрытием для детских комнат. Все поверхности травмобезопасны. Содержат мягкие игровые элементы (конструктор и качалка), кубики с буквами, настенные развивающие модули и интерактивную сенсорную панель «Солнышко» (сенсорный экран с развивающими играми на развитие памяти, логики и творческих способностей).
«Мягкая школа» позволяет обеспечить широкий спектр сенсорных впечатлений детям с различной степенью интеллектуальной и физической недостаточности. При этом посетителям (детям и родителям) «Мягкой школы» предоставляется возможность самим выбирать способ и силу воздействия различных стимулов расслабляющего или, напротив, активизирующего характера, а также их последовательность.
Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма (РДА). Известно, что детям с данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В ситуации максимального воздействия различных раздражителей взрослый оказывается особенно необходимым ребенку. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид. В коррекционной работе полифункциональная среда сенсорной комнаты - дополнительный и эффективный инструмент для развития детей. Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. В целом, «Мягкая комната»– это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Работа в «Мягкой школе» организуется в следующих направлениях:
- использование стимулирующих упражнений, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного и школьного возраста, (развитие сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия, произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти,)развитие речи;
- релаксационные тренинги для детей и подростков, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
В ходе реализации проекта планируется оборудовать предметно-развивающую среду специально отведенного помещения для проведения развивающих индивидуальных, групповых занятий для детей с ОВЗ и их родителей.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для обучения и развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Задачи:
- Оборудовать (обогатить) предметно-развивающую среду для развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей.
- Организовать информационно-просветительскую работу с родителями с целью повышения уровня их компетентности в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
- Разработать и реализовать систему занятий по развитию сенсорных навыков у детей дошкольного и школьного возраста через систему специальных коррекционно-развивающих занятий.
Участники проекта
В проекте планируется участие детей дошкольного и школьного возраста (от 3 до 18 лет) с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития), а также их родители, котрые приглашаются на консультации, практикумы, мастер-классы для обучения знаниям, умениям и навыкам в работе со своими детьми. К осуществлению данного проекта привлечены специалисты социально-педагогической направленности центра: заведующая отделением дневного пребывания, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, коррекционные педагоги.
- Руководитель проекта осуществляет общее руководство, координацию и контроль за реализацией проекта, проводит консультации для педагогов по развитию сенсорно-перцептивной деятельности у детей целевой группы;
- Учитель – дефектолог совместно с воспитателями коррекционных групп разрабатывают и проводят 2 раза в неделю занятия по развитию сенсорных признаков и свойств предметов с детьми в малых группах (3-6 человек);
- Педагог-психолог совместно с учителями-логопедами, дефектологами организует для родителей воспитанников обучающие индивидуальные и групповые занятия, совместные практикумы по формированию и развитию сенсорных навыков у детей с ОВЗ.
Методология проекта
Осуществление проекта проходит в три этапа.
Этапы проекта | Основные действия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | 1.Разработка нормативной документации по проекту; 2.Материальное оснащение проекта (приобретение необходимого оборудования); 3. Подбор диагностического инструментария; 4.Собрание для родителей детей целевой группы: знакомство с проектом, его целью, основными задачами и условиями реализации; 5.Проведение первичной диагностики детей с целью определения уровня сформированности определенных умений и навыков; 6.Разработка системы коррекционных занятий; 7.Составление и утверждение расписания коррекционных занятий; 8.Доработка, пополнение коррекционных занятий (каждым из специалистов по своему направлению); 9.Формирование информационно-методического пакета проекта (разработка анкет для родителей, консультаций, памяток, подбор методических разработок и пр | сентябрь 2017г. сентябрь 2017г. сентябрь 2017г. октябрь 2017г. октябрь 2017г. октябрь 2017г. октябрь 2017г. в течение проекта в течение проекта | Руководитель проекта Исполнители проекта Руководитель проекта Исполнители проекта Исполнители проекта Руководитель проекта Исполнители проекта Исполнители проекта Исполнители проекта |
Основной этап | 1.Организация и проведение коррекционных занятий с детьми; 2.Организация и проведение коррекционных занятий с детьми и их родителями; 3.Проведение консультаций для родителей и специалистов по вопросам формирования и развитие сенсорных способностей у детей с ОВЗ; 4.Проведение промежуточного мониторинга результативности проекта с целью коррекции индивидуальных программ развития; 5.Участие детей целевой группы и родителей в корреционно-развивающих занятиях. | в течение всего периода (по сетке занятий) в течение проекта в течение проекта по плану январь 2018г. в теч.проекта | Исполнители проекта Исполнители проекта Исполнители проекта Исполнители проекта Исполнители проекта |
Заключительный период | 1.Мониторинг всесторонней диагностики детей; 2.Анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности родителей данным видом коррекционной помощи; разработка рекомендаций для родителей по организации дальнейшей работы; 3.Анализ деятельности с целью планирования эффективности дальнейшей коррекционной работы, разработки рекомендаций для специалистов; 4.Составление аналитического отчета по реализации проекта; 5. Выступление на отчетном родительском собрании по завершению проектной деятельности, объмен мнениями.
| май 2018г. май 2018г. май 2018г. май 2018г. май 2018г. | Исполнители проекта Руководитель проекта Руководитель проекта
Руководитель проекта Все исполнители проекта |
Часть 2
Обоснование бюджета проекта
Для успешной реализации проекта необходимо наличие материально-технической базы, кадровых, методических и финансовых ресурсов.
- Материально-технические ресурсы: помещение для проведения занятий с детьми, оснащенное мягкими, стеновыми панелями и напольным покрытием.
- Кадровые ресурсы: к работе над проектом привлекаются специалисты Центра:учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, коррекционные педагоги.
- Программно-методические ресурсы представлены имеющейся в Центре специальной методической литературой, образовательными программами, фонотекой, информационными ресурсами Интернет.
Источники финансирования | В руб. |
Полная стоимость проекта | 526 137р. |
Финансовый вклад заявителя | 106 1377р. |
Вклад Грантодателя | 420 000р. |
Реализация проекта требует решения следующих финансовых статей бюджета:
Статья расходов | Количество | Запрашиваемая сумма | Всего |
Персонал: Координатор проекта Учитель-логопед Учитель-дефектолог Коррекционный педагог Педагог-психолог | 1 2 2 3 1 | 20000 180000 | 203400р. |
Оборудование:
| 50 шт. 6 шт. 3 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. 3 шт 3 шт. 12 шт. 1 шт. | 10 657 р. 6000р. 3000р. 4 580р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 5000р. 40000р. 65000р. 65000р. 50000р. 8500р. | 322 737 руб. |
526 137р. |
Заключение
Ожидаемые результаты проекта:
- Оборудована предметно-развивающая среда для развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
- Разработана и реализована в полном объеме система коррекционно-развивающих занятий по развитию сенсорных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста.
- Увеличился уровень развития психических процессов у детей.
- Повышен уровень коммуникативных умений и навыков у всех детей целевой группы, что способствует более успешной их социализации.
- Повысился уровень педагогической компетенции у родителей детей.
Дальнейшее развитие проекта предполагает использование приобретенного оборудования в коррекционной работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и родителями г. Новосибирска, с целью успешной социализации детей в обществе.
Список литературы:
1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред.ивысш. пед. учебных заведений. – М., 2001.
2.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для
спец. высш. пед. учеб.заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л.
Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
3. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.
4. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами
в интеллектуальном развитии / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В.
Загребоева, А. П. Зорин. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 301 с.
5. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей
работе с дошкольниками / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова. – СПб.: Каро, 2009. – 256 с.
6. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филонтроп, 1995.
7.Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников
с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / под
ред. проф. В. З. Кантора. – СПб.: Каро, 2006. – 144 с. – (Коррекционная
педагогика).
8. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.
9.Кузьмичева, Н. Н. Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами
кукольного театра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
festival.1september.ru/articles/580878/, свободный.
10. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.
11. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюст: Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/.
12. Развитие творческих способностей средствами театра и музыки.
Методическое пособие- Томск 2012: http://elib.tomsk.ru/elib/data/2013/2013-0047/2013-0047.pdf
13. ГОСТ Р 52885–2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье.
14.ГОСТ Р 52888-2007.Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям.
15.Приказ министерства социального развития Новосибирской области от 27.06.2011 № 372 «О государственных стандартах социального обслуживания Новосибирской области».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....
Конспект коррекционного занятия по теме: «Кошка с котятами» для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии коммуникативные игры.
Цель: Формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений, создавать положительный...
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....
Сенсорное развитие детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Материал из статьи могут использовать для работы как родители, так и коррекционные педагоги. В ней рассказывается об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста с огранич...
Особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассмотрены особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....
Создание условий для социализации и реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционных программ с учётом требования ФГОС ДО и ФАОП к условиям реализации программ, которые исходят из того, что эти ус...