Комплект для коррекционно-образовательной работы в области «Познавательное развитие»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Казаковская Ольга Александровна

Содержание комплекта разработано на основе лексических тем и включает в себя 3 блока: «Планирование непосредственно образовательной деятельности  в области «Познавательное развитие»; «Рекомендации педагогам в рамках преемственности коррекционной образовательной деятельности»; «Рекомендации для родителей по закреплению изученного материала». Содержание планирования и рекомендаций подбирала в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.dlya_pedagogov.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

 № 32 «Страна чудес»

«Развитие пространственно-количественных 

представлений у детей с ОВЗ»

(Рекомендации педагогам коррекционных групп для детей с ОВЗ)

Учитель – дефектолог: Казаковская О. А.

 

"Новые подходы в развитии пространственно-количественных

представлений у детей с ЗПР"

  Учитель - дефектолог: О. А. Казаковская.

 

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, началом школьного обучения с 6 лет, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Для детей с ЗПР характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники 5-6 летнего возраста не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений о математике: плохо запоминают название цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности о пространственных представлений. Для этих детей необходима специально коррекционная работа, направленная на восполнения в пробелах в их математическом развитии, через игровые упражнения в мини-песочнице с песком. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения  становились более прочными и обобщенными. Почему именно песок?
В нашем восприятии песок связан с детством. Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Песочница является традиционным атрибутом каждого детского сада, детской площадки. А мини-песочница, установленная в группе, позволяет обогатить развивающую среду и разнообразить игровую деятельность детей.

Обычно игры в песке являются свободными. Дети, как хотят, так там и копаются, что хотят, то и строят. Но песок- вещество необычное, оно способно вызвать у человека самые разнообразные ассоциации. Например, сухой песок способен "течь", как вода, и напоминает о времени, а влажный обладает интересным свойством- у него есть "память", то есть способность сохранять следы, отпечатки. Значит на нем можно рисовать, можно придавать желаемую форму. Кроме того, песок- это некоторая "конечная" субстанция материи, то есть песчинки и есть то, из чего состоят гигантские камни и даже современные высотные здания. Поэтому организация игр с песком позволяет развивать у детей интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений, обучать чтению и счету, расширять кругозор.

Играя с детьми в песке, можно использовать предметы различной фактуры.

 Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущения является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями, с познанием мира. Дошкольник учится самоанализу, умению понимать себя и других. Так закладываются навыки позитивной коммуникации.
Показывая ребенку игры с песком, необходимо предупредить его, что это небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза.

Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития затруднено в силу недостатка у них бытового и игрового опыта. Постепенно овладевая предметно- практической деятельностью, дети приобретают и первые математические представления. Игры-занятия- наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. 

На занятиях решаются задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования. После проведенных занятий в мини-песочнице мы наблюдаем, что у детей повысился интерес к математике, дети стали лучше усваивать математическую терминологию: называние цифр, называние числа при ответе на вопрос "сколько?" , употребление наречий для обозначения пространственных отношений (справа, слева), употребление наречий для обозначения количества (больше, меньше), подбор антонимов (много- мало, легко- тяжело) и т.п. На групповых занятиях дети, с которыми проводилась работа в мини-песочнице стали более активны, с уверенностью отвечают на вопросы, мы наблюдаем, что у детей повысилась самооценка. 

Игры с математическим содержание не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.

Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что- то нарисовал или написал на листе неправильно. Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибку резинкой или зачеркнуть "неправильное" так сильно, что его не стало видно. В работе с песком все проще: если ты сделал что- то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития.

Игры с песком широко используются в работе с дошкольниками для формирования и развития пространственно- количественных представлений.

 "Что спряталось в песке?"
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно малыш находит и достает из песка цифры (из пластика, из дерева, цифры- формочки и т.п.). Затем педагог просит назвать все цифры, которые были найдены в песке. Ребенку предлагается выложить эти цифры на песке по порядку, можно поиграть в игру "Чего не стало?": ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает одну или несколько цифр. Можно поменять цифры местами и попросить ребенка "навести порядок".

 

"Угадай, какая цифра попалась в руки" 
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая её из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.
По такому же типу можно провести игру
"Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась".

"Найди в песке нужное количество камешков"
(шишек, желудей, ракушек и т.п.)
Взрослый показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке 
нужное количество камешков и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.

"Сделай цифру из песка"
Перед ребенком на песке лежат камешки. Педагог предлагает сосчитать их и "написать" рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру0 формочку и вылепить цифру из песка.

"Сделаем бусы из цифр"
На песке перед ребенком нарисован полукруг. Педагог предлагает ребенку сделать бусы из цифр. Для того чтобы получились бусы правильно, цифры надо "надевать на ниточку" только по порядку. Ребенок выкладывает цифры вдоль полукруга или лепит их из мокрого песка с помощью цифр- формочек.

"Наведи в песочнице порядок"
Перед ребенком в песочнице лежат цифры в перевернутом положении. Сначала педагог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребенку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру
"Назови соседей числа".

"Пекарня"
Предложите ребенку- повару испечь "пирожки", "торты", "пироги" разного размера и формы, а потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомится в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.

"Подсказка"
Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте, какой либо предмет, а затем предложить ребенку найти его по вашей подсказке: "Ищи во второй кучке слева" или "В четвертой справа". В другой раз пусть ребенок сам прячет предмет и подскажет вам, где его искать. По мере усвоения порядкового счета, количество кучек может возрастать до 10.

"Угадай по описанию"
Взрослый описывает ребенку спрятанный в песок предмет, а ребенок должен угадать что это. Ребенку дается инструкция, что предмет находится в верхнем левом углу мини-песочницы. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ Образовательная область «Познавательное развитие» (для детей 4-5 лет)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  Образовательная область «Познавательное развитие». Разделы: "Предметное окружение", "Явления общественной жизни", "Природное окруже...

Комплект для коррекционно-образовательной работы в области «Познавательное развитие»

Содержание комплекта разработано на основе лексических тем и включает в себя 3 блока: «Планирование непосредственно образовательной деятельности  в области «Познавательное развитие&ra...

Комплект для коррекционно-образовательной работы в области «Познавательное развитие»

Содержание комплекта разработано на основе лексических тем и включает в себя 3 блока: «Планирование непосредственно образовательной деятельности  в области «Познавательное развитие&ra...

Комплект для коррекционно-образовательной работы в области «Познавательное развитие»

Содержание комплекта разработано на основе лексических тем и включает в себя 3 блока: «Планирование непосредственно образовательной деятельности  в области «Познавательное развитие&ra...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Как использовать дидактические игры в познавательном развитии...

Учебно-методический комплект по образовательным областям «Познавательное развитие» непосредственной образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Состав комплекта:- конспект непосредственно образовательной деятельности в дошкольной группе второго года обучения по теме «Домашние животные»;- опорные таблицы;- картотека упражнений...