Доклад "Образовательный маршрут ребенка с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Кучерова Ольга Александровна

Опыт работы по составлению образовательного маршрута учителем-дефектологм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_obrazovatelnyy_marshrut_rebenka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы

«Школа №1015»

ДОКЛАД

Опыт работы по составлению индивидуального маршрута развития ребёнка учителем-дефектологом

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог Кучерова О.А.

Наша работа начинается с диагностического этапа. Здесь мы должны определить не только уровень знаний и умений ребёнка, но и его особенности эмоционального реагирования.  

При работе с некоторыми детьми сложно сразу понять, что они умеют, т.к. эти дети уходят от взаимодействия. Однако, если удаётся создать подходящие условия, становится возможным наиболее точно выявить способности ребёнка.  

Эта работа зачастую невозможна в стационарном кабинете, поэтому мы идём к ребёнку в группу, наблюдаем его в свободной деятельности, сопровождаем его во время режимных моментов, пытаемся найти подход во время игр на улице.

Когда контакт с ребёнком установлен, выявлены особенности его поведения можно приступать к обследованию уровня развития познавательной деятельности, игровой, конструктивной, выявлению сформированности навыков самообслуживания.

Диагностическая методика должна учитывать прежде  не календарный возраст ребёнка, а биологический, т.е. для ребёнка 5-ти лет с множественными нарушениями, мы вправе применить диагностическую методику, рассчитанную на ребёнка 2-3 лет.  

В зависимости от наличия у ребёнка  проблем, выявленных на диагностическом этапе, составляется перспективный план работы на полгода или год. Здесь мы опираемся на программы, которые ориентированы на детей с тем или иным нарушением. При составлении плана необходимо учитывать, что первичные, нарушения корригируются значительно сложнее и медленнее, чем вторичные, поэтому на освоение разных видов деятельности будет уходить разное время. Таким образом , определив основные направления работы и примерные результаты, мы планируем, какими конкретными навыками в рамках каждого раздела ребёнок сможет овладеть за отведённый период и подбираем соответствующие дидактические игры и упражнения.

Рассмотрим основные направления работы, которые отражены в перспективном плане.

Обогащение сенсорного опыта лежит в основе любой деятельности. В ходе практических действий с различными предметами ребёнок постигает знания об эталонах формы, цвета, величины, количества и других свойствах предметов в окружающем мире.

Но только в совместной со взрослым деятельности возможно систематизировать весь полученный опыт. Получая сведения об объектах окружающего мира, систематизируя и анализируя их,   ребёнок учится использовать их, осуществлять предметную деятельность, которая формируется только во взаимодействии со взрослым. Для полноценного формирования данного вида деятельности необходим контакт со взрослым, поэтому в свой план необходимо включать работу, направленную  на формирование социального взаимодействия.

Предметная деятельность лежит в основе всех других видов деятельности: конструктивной, игровой, изобразительной, трудовой.

В процессе игровой деятельности особое внимание уделяем расширению активного словаря детей, так как у детей с ДЦП страдает речевая деятельность, наблюдается пассивность словарного запаса. Специфика игры ребенка с двигательными нарушениями заключается в умении координировать движения собственные с другими играющими детьми. В работе с такими детьми важна положительная личностная оценка. 
Игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных, интеллектуальных, личностных, поведенческих и прочих навыков и умений. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе.

В формировании процесса конструирования необходимо развивать у ребенка способность к самостоятельной целенаправленной деятельности с использованием дозированной помощи взрослого. Формирование конструктивных и изобразительных навыков происходит в тесном единстве со становлением двигательных функций рук: захватом и удержанием предметов в различном положении.

По мере развития общих представлений об окружающем мире, интереса  и потребности в осуществлении конструирования и самого процесса изображения формируются соотносительные действия с предметами под контролем зрения.

Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребёнка, делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной, адаптации ребенка.

Обучение должно максимально учитывать особенности двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно усложнялись.

Мы предлагаем вам ознакомиться с одним из таких индивидуальных планов.

Для детей  с неглубокой задержкой развития мы составляем иной план работы. Он основан  на тематическом планировании работы воспитателя группы, которую посещает ребёнок. Здесь все игры и упражнения помимо своей основной коррекционной цели, например,  развитие внимания и конструктивных навыков, закрепляют и уточняют знания ребёнка  в рамках определённой лексической темы. Здесь вы можете ознакомиться с данным  планом работы.

Успешность коррекционно-развивающей работы по преодолению различных нарушений в развитии во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива на всех уровнях сопровождения ребёнка, а особенно от преемственности в работе логопеда, психолога, дефектолога и воспитателя.

Все полученные навыки должны непрерывно закрепляться в повседневной жизни и деятельности ребёнка. Поэтому дефектолог работает в тесном сотрудничестве с родителями.

Иногда возникает вопрос, зачем учить ребёнка со множественными нарушениями тому, чего он никогда не сможет выполнить самостоятельно? Каждый ребёнок, независимо от тяжести его проблем является личностью. Для любого человека необходимо самоуважение и реализация собственного творческого потенциала. Т.о. цель наших занятий – это создание возможности для особого ребёнка реализовать свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Пояснительная записка В данном методическом пособии разработан индивидуальный образовательный маршрут ребенка, с проблемами в развитии в связи с болезнью, состоящий из видов, причин трудностей (п...

Индивидуальный маршрут ребенка

Индивидуальный маршрут ребенка...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивид...

Методическая разработка "Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"

Предлагаю вашему вниманию "Карту индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...