Формирование детско-родительских отношений
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Наумова Инна Петровна

Встреча в родительском клубе "Успешный родитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_detsko-roditelskih_otnosheniy.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

НАУМОВА И.П.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ГРУППАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ №68» Г.

НИЖНЕКАМСК.

Конспект встречи родительского клуба «Успешный родитель».

Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком.

Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5-6-летнего возраста) по вопросам:

  • Самое страшное для меня наказание.
  • Самое приятное поощрение.

Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

ХОД  ВСТРЕЧИ.

Упражнение «Знакомство»

Психолог. Здравствуйте! Я рада видеть вас в родительском клубе «Успешный родитель». Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

        Например: Я Ольга Викторовна, мой ребенок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или: мой ребенок самый замечательный, и у меня не бывает проблем.

При этом вы выбираете себе кружок из коробки.

Родители высказываются и передают коробку своему соседу.

Психолог. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, несколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными для нас сегодня глазами.

Упражнение «Мое солнышко»

Психолог. Возьмите на столе лист бумаги с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

(Родителям предлагаются два одинаковой величины листа бумаги, склеенные по углам. На нижнем листе изображено солнце с отходящими от него лучами, на которых написаны все качества, которые может проявлять ребенок. На верхнем листе такое же солнце, но круг в середине вырезан, а надписи на лучах отсутствуют. Родители выполняют задание).

Психолог. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.

Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и кажется, выхода нет. Но для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходится слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес «обидчика», ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно – при условии правильного воспитания.

Кого же мы начинаем воспитывать у своего ребенка?

Родители отвечают.

Психолог. Если обобщить все сказанное, получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Вероятно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой.

Никто не знает, что ждет его, да и каждого из нас, и пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт. Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?

Где же малыш получает больше всего ударов?

Родители отвечают.

Психолог. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.

Упражнение «Круг общения малыша»

Психолог. Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе №1). Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает его по-своему, заражая малыша своими эмоциями. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

Упражнение «Стрелы воспитания»

Психолог предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана №2 то, на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых (оценка, наказание, навязывание собственного опыта, осуждение, отвержение, требование, оценка и т.п.).

Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.

Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе №1).

Посмотрите: у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но свобода и постоянный контроль несовместимы. Если не ослабить пресс, взрослея, ребенок вряд ли сможет самостоятельно решать какие бы то ни было вопросы, нести ответственность, спотыкаясь о кочки и натыкаясь на камни жизненных неурядиц.

Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого посмотрим, как же мы воспитываем своих детей.

У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.

Родителям предлагаются карточки:

Как я воспитываю своего ребенка?

Наказываю

Поощряю

Родители вписывают свои высказывания в соответствующую графу.

Психолог. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка и как поощряем.

 Родители называют, а ведущий кладёт на ту или иную часу весов монетку.

Психолог. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказанием.)

Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребёнка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребёнок защитить себя? А зачистую мы изживаем в ребёнке свои, а не его ошибки.

Мы читаем нотации,  обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребёнка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие,  заниженная самооценка.

Мы ругаем  ребёнка, как правило, срываемся на нём, а нередко принимаем физическое наказание наказания. Но каждое физическое наказание в своё время откликнется физическим протестом.

Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но правила закреплённого пространства. А как быть ребёнку, входящий в большой  мир?

Мы разряжаемся на ребёнке, а он, в свою очередь,  заряжается нашей отрицательной энергии . И копит эту энергию в себе. Но ведь  рано или поздно он даст о себе знать. И кто знает, чем обернётся ваш пример воспитания.

Как правило, детство – это идиллия,  где нет места отрицательным эмоциям. Но ребёнок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому  важно поучиться гасить агрессию. Воспитывая ребёнка необходимо иметь в виду, что чаша поощрений должна перевешиваться хотя бы два-три раза.  Только тогда ребёнок будет ощущать себя комфортно.

(Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.)

Воспитывая ребёнка, необходимо научить его летать, а не ползать. А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (включается аудиозапись).

Надеюсь, это не требует комментария.

Для многих родителей в настоящие время важнее профессиональная деятельность, повседневные заботы. А вопросы воспитания они оставляют на потом или перебегают к ним в состояние агрессии. Поэтому, прежде чем воспитывать откройте двери в своё детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете ,воспитывая своего ребёнка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

Но самое главное - никогда не воспитывайте малыша в состояние аффекта. Семь раз отмерьте и один раз отрежьте.

Посмотрите на совершённое  его глазами и с его позиции.

Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.

                         Зачитывается стихотворение:

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха, поймут все без труда

Слова порой запутанны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник  - кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.

И если мне всё показать – я выучу урок.

Понятий мне движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь - по правде или нет.

Закончить наше занятие я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: «Всю жизнь мы стремимся познать радости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далёком детстве,  из которого ушли.

Божественное  наказание  - изгнание из рая. А ваш ребёнок сам уходит из него, взрослея чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдёт из детства, мы сами изгоняем нашего ребёнка земными методами воспитания,  где наказаниям – зелёный свет».

                       Имеем ли мы право лишать ребёнка детства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД "КРИЗИСА 3 ЛЕТ"

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД "КРИЗИСА 3 ЛЕТ"                К трем годам мы наблюдаем у детей резкое изменение в поведении, ...

Консультация для родителей "Роль семейного микроклимата в формировании детско-родительских отношений "

От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного ...

Тренинг для родителей "Формирование детско-родительских отношений"

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, повседневные заботы. А вопросы воспитания они оставляют на потом или прибегают к ним в состоянии агрессии. Поэтому, прежде ...

Роль игры в формировании детско-родительских отношений

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: общая педагогика, коррекционная педагогика, дошкольная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика....

Формирование детско-родительских отношений. Тема: Семь "Я".

Формирование детско-родительских отношений. Тема:  Семь "Я"....

Формирование детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения — «система межличностных отношений в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада „ребенок — родители“) и с...