Роль игры в формировании детско-родительских отношений
статья (старшая группа)

Зеликова Алла Ивановна

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: общая педагогика, коррекционная педагогика, дошкольная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в формировании детско-родительских отношений.

Зеликова Алла Ивановна,

воспитатель МДОУ «Детский сад №3»

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: общая педагогика, коррекционная педагогика, дошкольная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Семейная педагогика - это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение. 

Одной из основных задач семейной педагогики является  обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.

Признание в современной педагогической науке приоритета семейного воспитания определяет стиль отношений семьи и дошкольного учреждения, который в настоящее время они определяется как «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнерство». В основе всех этих понятий лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Формы взаимодействия, а также основное содержание, цели и задачи каждой из форм  более подробно описываются в дошкольной педагогике, а так же прописаны в некоторых современных нормативно-правовых документах, основным из которых является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Во всех разделах этого документа есть положения, позволяющие регулировать взаимоотношения семьи с институтами дошкольного образования. Именно в стандарте (раздел 2) указано, что родители являются полноправными участниками любых видов образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Как известно, образовательная деятельность занимает 80% времени от всего пребывания детей в детском саду. Она не ограничивается только организованной образовательной деятельностью в форме занятий различного вида, а включает в себя и образовательную деятельность в режимных моментах и самостоятельную детскую деятельность с предметами развивающей предметно-пространственной среды.

Основная форма организации образовательной деятельности в дошкольном детстве – игровая. А также игра является основным средством дошкольного образования и развития и одним из основных его методов.

Таким образом, игра является основным связующим звеном между всеми участниками образовательных отношений: педагогами, детьми и их родителями. Звеном, способствующим решению следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 Формы таких взаимоотношений подразделяются на традиционные и нетрадиционные или более современные.

К традиционным формам относятся родительские собрания, праздники, вечера досуга, и др. При этом игровая деятельность может являться частью любой из этих форм.

Наверное, к традиционным формам в настоящее время надо отнести и проектную деятельность, так как обязательность участия в этой форме родителей, прописана в стандарте дошкольного образования. В течение учебного года в детском саду реализуется множество образовательных и социальных проектов различной направленности и  времени, затраченного на каждый из них. Частью любого из проектов них являются игры. И это не только детская игровая деятельность, но и деловые и ситуативные игры и задания с родителями и педагогами. К примеру, при реализации проекта «ГТО дошкольникам» дети 6-7 лет принимали участие во всевозможных играх – соревнованиях, игровых заданиях и других мероприятиях, где фиксировались их спортивные достижения, а также вместе с родителями участвовали в празднике «ГТО – норма жизни».

К более современным формам относятся: заседания в семейном (или детско-родительском) клубе, литературно-музыкальные гостиные, всевозможные тренинги,  педагогические ситуации и др. 

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, как:

  • невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем;
  • нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.

Таким образом, игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) и игровых тренингах способствует приобретению опыта партнерских отношений.

 Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

В этот план входят игры и игровые задания и упражнения на установление дружеских взаимоотношений со взрослыми и детьми, формирование положительных эмоций и чувств, способствуют развитию основных познавательных процессов

Исходя из всего вышесказанного, считаю, что современная система дошкольного образования, постепенно превращается в открытую педагогическую систему и закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, самостоятельно выбирать наиболее эффективные и доступные формы сотрудничества.

Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку.

Использованная литература:

  1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-1.shtml, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.02.2018)
  2. Кардаш, Л.И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 575-577.
  3. Клюева Е.В., Наумова, Т.В., Губанихина, Е.В., Корешкова, М.Н. Педагогика: курс лекций по актуальным проблемам общего и дошкольного образования. Учебное пособие – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. – 254 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семейного микроклимата в формировании детско-родительских отношений "

От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного ...

Формирование детско-родительских отношений

Встреча в родительском клубе "Успешный родитель"...

Тренинг для родителей "Формирование детско-родительских отношений"

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, повседневные заботы. А вопросы воспитания они оставляют на потом или прибегают к ним в состоянии агрессии. Поэтому, прежде ...

Роль преподавателя в изучении детско-родительских отношений в ДОУ

Роль преподавателя в изучении детско-родительских отношений...