ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД "КРИЗИСА 3 ЛЕТ"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Овсянникова Любовь Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД "КРИЗИСА 3 ЛЕТ"

 

               К трем годам мы наблюдаем у детей резкое изменение в поведении, нарастают трудности в формировании детско-родительских взаимоотношений. А связано это с наступлением кризиса в развитии. Слово «кризис» никаких приятных эмоций не вызывает. Более того, на ум приходят ассоциации связанные с проблемами, болезнями и прочими неприятностями. Хотя в переводе с греческого кризис (от греч. krisis ) означает «решение», «поворотный пункт», «исход».

              Поэтому кризис развития предполагает отказ от прежних форм поведения в пользу роста и становления личности. Один из таких кризисов исследовал советский педагог и психолог Л.С. Выготский. Благодаря ему в детской психологии появилось понятие «Кризис 3 лет». Хотя современные психологи предпочитают не употреблять слово «кризис», а заменяют его понятием «переломный период, влекущий качественные изменения в развитии».
 
               А для начала мне бы хотелось предложить вам небольшую творческую работу, которая поможет вам в понимании темы. Разделите лист бумаги на две половинки напишите: в первой колонке отрицательные поведенческие проявления у вашего ребенка в период, который мы договорились называть кризисом 3-х лет; во второй колонке - то, что вы заметили нового интересного и положительного в поведении ребенка в этот период.
Теперь отложим на время наши записи и давайте конкретно рассмотрим основные признаки кризиса. Л.С. Выготский выделяет следующие:
  • Негативизм
  • Упрямство
  • Своеволие
  • Строптивость
  • Обесценивание
  • Бунт, протест
  • Деспотизм

               ​На первый взгляд эти понятия близки по смыслу, даже психологические словари их объединяют в синонимы. Однако существуют некоторые нюансы, которые помогут нам различать данные понятия. Я подробнее остановлюсь на каждом признаке, а вы отмечайте совпадения в своих записях в первой колонке. Негативизм – стремление противостоять всему, что говорит взрослый, иногда доходящее до абсурда. Главное отличие от других форм протестного поведения – ребенок отрицает что-то только потому, что ему предложил это взрослый. Т.е. негативизм – это реакция не на то, что вы говорите, а на то, что это предлагаете именно вы. Негативизм избирателен, причем с самыми важными людьми в жизни ребенка он проявляется наиболее бурно.

               1. Проявите понимание. Чтобы человек научился мыслить и вести себя правильно, он должен отказаться от всего «старого». Он не издевается над вами, не делает вам назло! Он учится новому, и это важно.

                2. «Отпустите» ситуацию. Если ситуация позволяет и ребенок сам может выбирать, чем ему заняться, предоставьте ему эту возможность. Отдохните немного! Упрямство – реакция ребенка, при которой он настаивает на чем-то потому, что уже озвучил свое желание. В случае с упрямством важно «слово сказанное». Вы можете его убеждать сделать по-другому, и он (будучи в другом возрасте) с вами бы согласился. Но только не в период кризиса 3 лет!

                Что делать?

               1. Приведите разумную аргументацию. Даже если малыш не уступает, он слышит вас! Возможно, в следующий раз он уже не будет спорить, что спать лучше на кровати, а причесываться расческой. Не требуйте от ребенка немедленного признания вашей правоты,
даже если видите, что он готов был бы согласиться с вами. Отнеситесь с уважением к желанию отстоять свое мнение.
   
               2. Предложите выбор. Если дело в упрямстве, а не в негативизме, то в ваших силах не допустить споров во многих ситуациях. Он хочет решать, так дайте ему такую возможность! Что почитаем на ночь? Формулируйте так, чтобы ребенок мог сделать «второстепенный» выбор, чтобы не допустить спора по основному вопросу.
 
               Строптивость одновременно похожа на негативизм и упрямство. Но если негативизм направлен против конкретного взрослого, то строптивость – это протест против всех сложившихся норм поведения, образа жизни ребенка. Если упрямство проявляется в конкретной ситуации (хочу или не хочу здесь и сейчас), то строптивость – более общее понятие. Маленький «революционер» борется против «старого», во имя «нового». Ребенок выходит на новый уровень осознания. Раньше он покорялся и «слушался» просто потому, что ему говорили его родные люди. Но теперь он должен еще раз пересмотреть все правила, чтобы усвоить их уже сознательно, ответив на вопрос «зачем именно так?».
 
               Что делать ?
 
                1. Набраться терпения. Малыш будет многократно нарушать прежние правила, даже если они на наш, взрослый, взгляд очень разумны. Да, его поведение похоже на провокацию. Так и есть! Кроха будто «рисует карту», где территория «можно» ограничена границами «нельзя». Но делает он это единственным способом – многократно нарушая правила. Если взрослый каждый раз реагирует одинаково, на «карте» появляется «постоянная линия» – и ребенок подчиняется новому (или заново подтвержденному) правилу. Например, введите правило: предупреждать малыша об окончании прогулки, говоря, что у него есть еще 10 минут. И как бы он ни протестовал, придерживайтесь своего правила сами. Несколько раз – и малыш не только будет спокойно уходить с улицы, но и сделает шаг на пути познания времени.
 
               2. Объясняйте необходимость. Даже если ребенок будет не готов мгновенно согласиться с вами, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. «Как я сказала, так и будет!» может вызвать только бурю эмоций у ребенка, и ничего более. Лучше нарисуйте картинку с микробами, которые убегают с мыльных рук, расскажите о том, что его тело во время сна набирается сил. Предлагайте ребенку научные объяснения, но, конечно, с учетом возраста. И правила будут соблюдаться гораздо лучше. Это же он так решил!
 
              3. Уберите лишние запреты. Чем больше ограничений в возрасте 3 лет, тем труднее проходит кризис. Каждый раз, прежде чем сказать «нельзя», подумайте, а действительно ли стоит запрещать то, что хочет ребенок? Часто нарушения правил идут «рука об руку» с познавательной активностью, открытостью миру. Создавайте ребенку условия, где «нельзя» будет немного. Тогда и усвоить их будет несложно.
 
              Своеволие – это стремление к самостоятельности, воплощенное в действии. Выше мы говорили о самостоятельности мышления, но ребенок в 3 года начинает активно «пробовать силы» и желает делать все сам.
 
              Что делать ?
   
              1. Пересмотрите режим. Очень часто в возрасте 3 лет малыш отстаивает свое право на то, чтобы самостоятельно одеваться. Так как навыки еще незрелы, это происходит долго и нервирует родителей, особенно по утрам. Можно на 15–20 минут раньше будить малыша утром, и у него будет больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Будьте уверены, с каждым разом это будет происходить все быстрее и быстрее.
   
              2. Помоги мне! Поздравляем, у вас теперь есть помощник! Печете пироги? Пусть он налепит «колобков». Убираете в квартире? Он может тряпочкой протереть пыль. Поддерживайте и развивайте его стремление к самостоятельности. Почти во всех делах можно найти «шажок», который ребенок может сделать сам. А ведь гордость за то, что он помог «по-настоящему», так способствует взрослению!
 
              Обесценивание – это механизм работы других признаков. Ребенок обесценивает очень многое. Обесцениваются правила – возникает строптивость. Обесценивается мнение родителей – возникает негативизм. Обесценивается помощь – возникает «я сам!». Но удивительнее всего для родителей, что перестают быть любимыми «самые-самые» до этого момента игрушки, книги, угощения и игры. Основная рекомендация, пожалуй, такова: понять, как это работает, и не сопротивляться. Перестал любить овсянку – предложите гречку. Не хочет больше смотреть мультфильм про зайку, включите про собачку. В общем, отнеситесь к его выбору с уважением.
 
              Бунтарство – это основной способ, с помощью которого ребенок будет действовать в течение всего периода кризиса. Кажется, что он постоянно наготове, в состоянии войны со всеми. Чуть что – кричит, плачет, упирается, может ударить или обозвать. Ребенок пока не владеет более тонкими приемами, помогающими добиться своего. Поэтому бунтарство – лишь инструмент. Он обязательно научится действовать более мирно, а пока…
 
              Что делать ?
 
              1. Реагируйте адекватно. Если ребенок ударил вас или назвал плохим словом, обязательно покажите ему мимикой и словами свое недовольство. Хорошо, если ваши фразы будут избавлены от бурных эмоций и прозвучат коротко, но строго. Так малыш поймет гораздо лучше, чем если услышит гневную тираду.
 
              2. Помогите ему. Иногда дети полностью отвергают попытки взрослого их обнять и утешить. Но так бывает не всегда. Если вы видите, что ребенку очевидно требуется помощь, чтобы успокоиться, обнимите его, погладьте по голове и немного покачайте.
 
              3. Учите его договариваться. Возьмите игрушки и разыграйте ситуацию, когда маленький мишка договаривается со своей мамой о чем-либо. Если такие игры станут постоянными, он усвоит новый, цивилизованный способ, чтобы добиваться своих целей.
 
              4. Не отвечайте агрессией! Протестное поведение ребенка часто вызывает гнев у взрослого. Но на то мы и «большие», чтобы вести себя мудрее «маленьких»! Если взрослый кричит или бьет ребенка, то это лишь показывает его бессилие.
 
             Деспотизм – комплекс действий, чтобы настоять на своем, задать собственные правила, почувствовать себя самым главным. Незрелая, но смелая попытка лидерства.
 
              Что делать ?
 
              1. Отличайте деспотизм от насущных потребностей ребенка. Иногда ему просто необходимо, чтобы мама осталась рядом, а порой – это просто попытка управления. Учитесь мягко, но строго говорить ребенку «нет», подчеркивая, что действия других в данном случае никак ему не вредят. И поэтому родители (или другие взрослые) имеют право сделать так, как им хочется или нужно.
 
               2. Разумно ограничивайте ребенка. Дайте ему возможность самому принимать часть решений, касающихся его самого. Если вопрос относится и к другим – можете попросить его совета, как провести всем вместе выходной. Не стоит ради «спокойствия в семье» подчиняться маленькому тирану, ведь тогда «кризис» может и не закончиться!
 
               3. Поиграйте! Предложите ребенку: «Давай поиграем. Ты будешь папой, а я дочкой». И пусть ребенок в игре сделает то, что так хочется ему в жизни – поруководит вами от души!
 
               Скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас совпадения с «классическим портретом ребенка в период кризиса 3 лет»? Достаточное количество совпадений свидетельствует о том, что у вашего ребенка критический период проходит очень насыщенно, с яркими проявлениями негативных признаков. Однако, все не так страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вам нужно понять, что внешние негативные признаки – это лишь обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. Для кризиса 3 лет важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». Как вы думаете, что это значит?
 
  • Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Возрастающая практическая самостоятельность дает возможность ребенку самореализоваться.
  • Появляется детское самолюбие – важнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию.
  • Ребенок проявляет настойчивость в достижении цели.
  • Появляется желание продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной мере теряют свою ценность.
  • Появляется обостренное чувство собственного достоинства – повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам.
               Давайте, снова вернемся к вашим записям. Наблюдаете ли вы у вашего ребенка хотя бы одно из перечисленных новообразований? Если «да», то вы можете быть спокойны. Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастом. Однако, бывают случаи, когда у детей в три года не проявляются негативизм, строптивость и прочие неприятности. Могу вас заверить, это не значит, что с вашим ребенком что-то не так. Ведь в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то к чему он приводит.
 
             Итак, рецепт от кризиса трех лет очень прост: терпение, понимание, творчество, игры и, конечно же, чувство юмора.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние совместной деятельности на формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений  Цель психологической коррекции:·        изменение неадекватности родительских позиций,·...

Программа коррекции детско-родительских взаимоотношений

содержатся упражнения для работы совместно родителей и детей. используются методы арт-терапии, музыкотерапии и упражнения для налаживания телесного контакта в диаде "родитель-ребенок"....

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Основы детско-родительских взаимоотношений»

Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи. Задачи: • познакомиться с родителями вновь...

Консультация для родителей «Формирование и развитие у родителей навыков рефлексии детско-родительских взаимоотношений в семье»

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.Стил...

Родительский практикум. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений.

Цель психологической коррекции• изменение неадекватности родительских позиций.• гармонизация стиля воспитания.• расширение осознанности мотивов воспитания в семье.• оптимизация фор...