Основные принципы работы педагога по социализации детей с ОВЗ в условиях взаимодействия образовательной организации и семьи.
статья по коррекционной педагогике на тему

Нехорошева Ольга Владимировна

Советы родитялям. принципы и методы работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nehorosheva_o.v.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы работы педагога по социализации детей с ОВЗ в условиях взаимодействия образовательной организации и семьи.

        В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять.  Включение  семьи  в  поле  взаимодействия  с  социумом  –  основной стабилизационный фактор.

          Главная цель в работе  педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности.

При работе с семьями решаются следующие задачи:

  • формирование позитивной самооценки родителей,
  • снятие тревожности;  
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • развитие детско-родительских отношений;
  • совершенствование коммуникативных форм поведения;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Формы и методы работы с родителями:

  • анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье;
  • семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике;
  • включение родителей в индивидуальные коррекционные занятия с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком;
  • проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать в деятельности совместно с ребенком;
  • совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений;  
  • индивидуальное консультирование – дифференцированный подход к   каждой семье, имеющей «особого» ребенка;
  • круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями;
  • организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров;
  • совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке, где родители и педагоги фиксируют свои наблюдения, с целью выявления динамики развития ребенка;
  • использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи;
  • организация выставок книг, методических пособий и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке;

           Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую учреждением  по отношению к воспитанию, обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, и участвуют в ее реализации.

Методы и формы работы с детьми:

1. Сказкотерапия, где осуществляется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать  взрослый, а также это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками могут быть и участники группы детей.

2.  Игротерапия – занятия могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

3.  Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

4.  Арт-терапия – это форма работы, направленная социализацию и адаптацию ребенка с ОВЗ посредством различных направлений искусства. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.

             Тесный эмоциональный контакт с полноценной семьей, начиная с первых дней жизни, ее ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребенка. Ребенок с особенностями здоровья должен быть уверен, что близкие люди любят и понимают его, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.

             Снятие межличностных или  культурных  барьеров,  уменьшение  социальной  дистанции  между  родителем  и педагогом  может потребовать  определенных  усилий.  Однако  нужно  помнить,  что  при  отсутствии взаимодействия  специалистов  и  родителей  результат  работы  с  ребенком  может  быть нулевым.  Отсутствие  подобного  взаимодействия  намного  снижает  эффективность социальной адаптации и   образования ребенка с ОВЗ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Основные показатели и результаты деятельности в части взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников

В нашем учреждении работа с семьями строится по четырем направлениям: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), работа со специалистами детского сада, работа с субъекта...

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание...

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.( презентация)

Взаимодействие с  родителями как успешный фактор  адаптации детей раннего возраста к условиям  дошкольной образовательной  организации.( презентация)...