Педагогическая копилка
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Головченко Татьяна Геннадьевна

Педагогическая копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zakalivaniyu.docx879.69 КБ
Файл zanyatie.docx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

« Весёлая мочалка »

        

       Подготовила воспитатель

МДОУ ИРМО « Усть- Кудинский детский сад»

Головченко Т.Г.

         

                                       Усть- Куда 2019 год

  1. Введение

«Здоровье гораздо более зависит

от наших привычек и питания,

чем от врачебного искусства».

Дж. Леббок

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - это здоровье. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная образовательно -воспитательная работа с детьми обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой считается закаливание детей в детском саду.

Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Что же такое закаливание? По определению В.Даля в его «Толковом словаре живого великорусского языка», закаливание человека – это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». В современной литературе можно встретить разные объяснения закаливания. Согласно одному из них закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Закаливание организма можно определить как систему процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования.

         Положительный эффект закаливания детей  может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил:

  1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
  2. Постепенность закаливания.
  3. Систематичность и постоянство закаливания.
  4. Учёт эмоционального состояния ребёнка в момент проведения закаливающей процедуры.

  1. Актуальность создания проекта

Закаливание — это не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится правильное закаливание детей, изучение методов, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств закаливания у детей в процессе работы с ними. Проблема закаливания детей в ДОУ привлекает внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви - Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д., Заблудовской, Е.К. Талановой., которые позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий закаливания детей в дошкольных учреждениях.

   Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье. Все вышесказанное определяет проблему данного исследования, которая заключается в определении оптимальных путей закаливания детей.

  1. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

 Задача - создание благоприятных условий для укрепления здоровья ребенка и снижение заболеваемости в группе.

  Цель - организовать процесс усвоения детьми представлений о правильном закаливании.

Данная цель требовала решения следующих задач:

- дать определение понятию «закаливание», характеристику видов закаливания.

-  показать возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ.

- формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;

-  прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

-  повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Ожидаемые результаты:

- Дано определение понятию «закаливание», характеристика видов закаливания.

-    Показаны возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ.

- сформировано понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;

-  привита любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

-  повышена грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Итоги :

- дети усвоили, что такое «закаливание», характеристику видов закаливания.

- дети знают возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ.

- сформировано понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;

-  привита любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

-  повышена грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников, сотрудничество родителей с ДОУ.

- Создан проект « Весёлая мочалка ».

  1. Аннотация проекта.

Работа направлена на укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ, формированию понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; повышению грамотности родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Пути решения проекта.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- решение  образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми и основным видом деятельности является игра;

- принципы гумманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

  1. Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца с 10 января по 30 апреля 2019 года.

  1. Подготовительно-ориентировочный этап(с 10 по 31января )
  1. Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».
  2. Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».

  1.  Целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п., беседы.

Ответственные: воспитатели

  1. Практический этап (с 1февраля по 30 апреля)

1.«Если хочешь быть здоров…»

-  Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте»

- Традиционные методы закаливания  

- Нетрадиционные средства оздоровления детей (оздоровительные игры, игры, которые лечат, игровая терапия, упражнения – игры при болезнях носа и горла, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия).

2. «Я такой»

Планирование НОД по развитию представлений о мире и о себе: «Где живет витаминка?», « Это я!»,  «Органы чувств (глаза, уши, нос)», «Для чего нужны зубы?», «Моя одежда (зима, весна, лето, осень)», экскурсия в медицинский кабинет детского сада, «Как быть здоровым?».

3.«Творческая мастерская»

- организация и  пополнение Центра Здоровья в группе.

- Коллективные и индивидуальные работы детей по теме: «Здоровье и нездоровье»

- Создание развивающей предметно -пространственной среды для развития мелкой моторики рук.

- Изготовление информационного центра здоровья для родителей.

- Планирование НОД по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

 4. «На книжной полке»

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы;

- использовать русские народные потешки, приговорки, пестушки при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам;

- заучивать стихотворения о здоровье.

5.«Веселись, детвора!» (тематические прогулки, игровая деятельность).

6.«Для мам и пап» (информация, опросы, родительское собрание, консультации, анкетирование)

Ответственные: воспитатели.

3. Обобщающе-результативный этап (с 1 по 30 апреля)

1)Анализ эффективности реализации проекта путем определения мировоззрения участников на проблему, форсированности мотивации к здоровому образу жизни и закаливанию.

2)  Анкетирование родителей.

3)  Создание картотеки «Если хочешь быть здоров…».

4)  Пополнение центра «Здоровье» в группе.

5) Конкурс для родителей « Весёлая мочалка »

Ответственные: воспитатели, родители.

  1. Ресурсное обеспечение программы.

Нормативно - правовые ресурсы.

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29.12.2012год

- СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Участники проекта: для работы в проекте привлекаются родители, дети второй младшей группы, воспитатели, старший воспитатель ДОУ.

Критерии оценивания проекта:

- удовлетворенность родителей  результатами работы ДОУ;

- соответствие условий обучения дошкольников нормами СанПиНа;

- информированность родителей об организации образовательно -воспитательного процесса дошкольников;

- пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец учебного года;

  1. Риски и пути преодоления рисков:

Риски.

1. Низкая заинтересованность родителей.

2. Низкая заинтересованность детей.

3. Повышенная чувствительность к инфекциям на начальном этапе закаливания.

Пути преодоления рисков.

1.Для повышения интереса родителей необходимо проводить родительские собрания по разъяснению задач проекта, привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми.

2. Для повышения интереса детей в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и представлены в игровой форме, а также  личный пример воспитателей и родителей.

3. Для преодоления риска повышения чувствительности к инфекции на начальном этапе используется индивидуальный подход и постепенное увеличение закаливающих воздействий, а также систематичность проведения закаливающих процедур.

8. Выводы.

Сегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, его познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности.

В ходе реализации проекта педагогический опыт вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОУ.

Расширение знаний родителей в вопросе закаливания позволяет активировать их деятельность в условиях семейного воспитания.

  1. Литература.

1. Здоровьесберегающее пространство а ДОУ, Н.И. Крылова, издательство «Учитель», 2009г.

2.Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Е.Н.Крылова, М , «Просвещение», 1981г.

3.Играем с малышами. Григорьева Г.Г., М.,2003г. Учимся быть здоровыми, Л.А.Теплякова, С.З.Шишова, М . 2001г.,

4.Занимательная физкультура в детском саду К.К. Утробина.- М.: ГНОМ и Д.,2005г.,

5. Оздоровительная гимнастика для детей(3-7лет), Л.И. Пензулаева .- М.: Владос,2002г.

6.Прогулки в детском саду. И.В. Кравченко ,Т.Л . Долгова,М.,2011г.,

7.Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2006г.,

C:\Users\Татьяна\Desktop\Гнрамотув\i.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\Гнрамотув\i (2).jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\Гнрамотув\i (1).jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  Методические разработки  адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....

Педагогическая копилка

Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...

Педагогическая копилка

Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных  учреждений....

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...