Эффективная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольном уровне образования.
статья по коррекционной педагогике на тему

Чулибаева Олеся Равшановна

Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научно-  практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. – М.:  ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. – Том 1. – 464 с. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Эффективная социализация

детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольном уровне образования.

Курышева Е.С.,

учитель-логопед Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа №842»

Чулибаева О.Р.,

педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа №842»

В настоящее время значительное внимание уделяется процессу социализации воспитанников на дошкольном уровне образования. В статье изложен опыт реализации проекта инновационной площадки РАО. Авторы представляют положительные результаты  работы по включению детей с ОВЗ в освоение технологий эффективной социализации на примерах из практики.

Ключевые слова: процесс социализации, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный подход, психолого-педагогическое сопровождение.

Effective socialization of children

with limited health at pre-school  level of education.

Kurysheva E.S.,

teacher-speech therapist State Budget Educational Institution «School N 842»,

Chulibaeva O.R.,

teacher-psychologist State Budget Educational Institution «School N 842»

At present time, much attention is paid to the process of socialization of children at the pre-school level of education. The article describes the experience of the project implementing of the Russian Academy of Education innovation site. The authors present positive results of the work on inclusion of children with limited health in the development of effective socialization technologies based on examples from practice.

Keywords: inclusive education, effective socialization, children with limited health, innovative activities.

На базе нашего образовательного учреждения ГБОУ «Школа №842» реализуется долгосрочный проект инновационной деятельности по проблеме «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия». Объектом исследования является процесс эффективной социализации ребенка. Социализация наших воспитанников происходит через внедрение инновационных педагогических технологий, изложенных в пособии Н.П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной ОО».  Н.П. Гришаева, указывая на важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.

В нашем учреждении выделяется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которые не могли быть включены в проектную деятельность на общих условиях вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения. В состав данной группы входят дети, имеющие тяжелые нарушения речи, трудности в обучении (задержка психического развития), а также дети с искаженным типом развития (расстройство аутистического спектра).

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом  Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761, говорится о «создании условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях…». Подобное образование называется инклюзивным или включенным. В его основе лежит идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потрености.

 На сегодняшний момент инклюзивное образование предполагает включение в образовательный процесс всех детей и, в соответствии с Федеральным законом № 273, дети с ОВЗ получают образование не в отдельно взятой группе, а в общей вместе с нормально развивающимися сверстниками. Это способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников и отражает суть преобразований  системы дошкольного образования в России. Дети с разными возможностями, с нарушением развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной и эффективной социализации необходимо было создать особые психолого-педагогические и социальные условия. Это стало одним из важных направлений в работе инновационной площадки и нашло реализацию в создании нормативно-правового обеспечения и  службы психолого–педагогического сопровождения, которое включает: поддержку личностного развития детей с ОВЗ, формирование предпосылок обучения, оптимизацию родительского и детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений.  В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед коллективом педагогов задачу обучения ребенка с ОВЗ способам усвоения и присвоения общественного опыта. Организация комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает участие каждого специалиста, а именно, старшего воспитателя, учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя.

Мы столкнулись с недостаточным пониманием педагогами специфики инклюзивного образования, которое существенно затрудняло процесс входа детей с ОВЗ в организованную деятельность в условиях инновационной площадки по освоению технологий эффективной социализации, поэтому возникла необходимость проведения семинара «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ в ГБОУ Школа №842». На семинаре была подробно и наглядно представлена работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, рассмотрены возможные пути включения особых детей в «Ежедневный рефлексивный круг», «Ситуацию месяца», «Клубный час».

Информационную поддержку воспитателям на протяжении учебного года оказывал старший воспитатель, учитель-логопед или педагог-психолог, напоминая о необходимости:

-включать в занятия всех детей группы, независимо от особенностей развития, в том числе в реализацию технологий эффективной социализации («Ежедневный рефлексивный круг», «Ситуация месяца», «Социальные акции», «Клубный час»);

- создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности;

-корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка через карты социального развития ребенка;

- при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать развитие его социальных навыков не с другими детьми, а главным образом с собой на предыдущем уровне развития, считать положительным даже достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка на конкретном этапе.

-строить педагогический прогноз на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития на которые можно опереться при реализации задач образовательной деятельности, технологий социального развития.

- информировать родителей о работе инновационной площадки в учреждении, приглашать их к участию в технологиях эффективной социализации («Социальные акции», «Клубный час»).

Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения позволил выявить основные сложности в социализации детей с ОВЗ. Значительная часть детей испытывала трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Недостаточная выраженность познавательных интересов у таких детей часто сочеталась с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с недостаточностью зрительного и слухового восприятия. Снижение познавательной активности проявлялось в ограничении запаса знаний и ограниченности навыков, соответствующих возрасту. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения  в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Каждый вид аномального развития имеет специфические особенности, однако для всех видов отклонений доминирующим являлось нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. По этой причине дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности при изучении родного языка, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств.

Приведем несколько примеров из опыта работы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ по формированию социальных навыков:

Настя В. 6 лет. Заключение ЦПМПК – РАС (расстройство аутистического спектра). В начале учебного года девочка не проявляла интереса к общению, хотя была доброжелательна к окружающим. Во время психолого-педагогического обследования показала высокий уровень интеллектуального развития. Особенности эмоциональной сферы проявлялись в раздражении от громких звуков, музыки, пения – девочка зажимала уши руками, начинала кричать. В течение года Настя получала индивидуальную психологическую помощь. Параллельно в триаде «педагоги-родители-ребенок» рассматривались, обсуждались и выстраивались разнообразные формы совместной деятельности. Мама Насти охотно включилась в работу: конкурсы поделок, создание  тематических стенгазет по «ситуациям месяца», участие в «Клубном часе». Привлечение мамы снизило тревожность девочки, в некоторой степени стабилизировало эмоциональный фон, что позволило постепенно сформировать у Насти представление о принадлежности к группе детского сада, желание принимать участие в совместных играх, она смогла спокойно посещать музыкальные занятия. В конце учебного года мама горячо поблагодарила коллектив дошкольного учреждения за созданный психологический климат для её дочери.

Денис.К. 5 лет. Заключение ЦПМПК – ЗПР (задержка психического развития). С первых дней учебного года логопедом, психологом была выстроена коррекционно-развивающая работа с опорой на выявленные ресурсные возможности мальчика, но оставался актуальным вопрос о положительной социализации ребенка в группе. Выраженное нарушение речи, особенности внимания, памяти, мышления стали серьезным препятствием для общения со сверстниками: дети плохо понимали Дениса, часто отказывали в совместной игре. Решение нашлось в процессе регулярных занятий со специалистами, в структуру которых обязательно включались коммуникативные игры: пальчиковые, настольные, подвижные. Как только ребенок осваивал игру, она передавалась в группу и воспитатель, во второй половине дня, предлагал её сначала в виде парных, а затем и подгрупповых игр. Участие в играх, в которых Денис демонстрировал успех и высокие результаты, помогло повысить самооценку, закрепить положительную успешность в социализации, а его сверстникам увидеть и оценить сильные качества мальчика. На данный момент Денис комфортно чувствует себя в коллективе, дети с удовольствием принимают его в свои игры.

Интегрированный характер взаимодействия детей с обычным развитием и детей с ОВЗ подразумевал не только совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, но и участие во всех видах совместной деятельности. Воспитанники с ОВЗ участвовали во всех мероприятиях, в театрализованной деятельности, в кружковой работе, в проведении совместных спортивных и традиционных праздниках ГБОУ «Школа № 842» при обязательной предварительной работе учителя-логопеда, всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что позволяет говорить о включении детей в систему эффективных социальных отношений. Постоянная работа с родителями, вовлечение  в работу инновационной площадки, совместные проекты позволила им иначе взглянуть на ситуацию, выработать пути совместной работы, сохранить единство и согласованность всех требований к ребенку.  Родители воспитанников признали необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами, поддерживая тем самым тактику преемственности между дошкольными отделениями и школой.

Таким образом, главным на пути к эффективной социализации детей с ОВЗ является создание психологической, нравственной атмосферы, в которой ребенок перестает ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. У педагогов ГБОУ «Школа № 842» укрепилось огромное желание продолжать работать с детьми с особыми вариантами развития, помогая им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личные возможности.

Библиографический список

1. Белая Л.Н., Гришаева Н.П., Брынцева Е.В. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реализации, формы, сценарии. ФГОС. М.: Вентана - Граф, 2017.

2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации. – М.: Вентана - Граф, 2016.

3.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» / http://ivo.garant.ru/#/document/70183566/paragraph/1:1

4. «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ / http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1033:2

5. Московский международный салон образования - 2016 // «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 2016. №5(67). С. 16-26.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  (пилотный вариант) /Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. – 2-е изд.,испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.С.211-248.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Использование информационно-коммуникативных технологий как ресурс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

здоровья в дошкольном учреждении.На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребно...

Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)

В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...