Использование пальчиковых игр и упражнений в работе педагога -психолога
статья по коррекционной педагогике на тему

Фортупьянчикова Светлана Викторовна

В работе представлен опыт работы по использованию пальчиковых игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_i_uprazhneniya.docx55.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пальчиковых игр и упражнений в работе педагога- психолога дошкольного учреждения.

Пальчиковые  игры и упражнения  играют положительную роль в работе педагога-психолога.  

1.В первую очередь, при поступлении ребёнка в детский сад, когда он проходит через адаптационный период.  Очень  часто необходимо мгновенно переключить внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокоить. Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений – поэтому они подходят для самых маленьких. Кроме того, игры и упражнения:

- учат малышей повторять за нами, взрослыми развивают подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учат напрягать и расслаблять мышцы, переключатся с одного движения на другое;

- развивают умение сохранять на некоторое время положение пальцев.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые игры и упражнения доставят им особую радость.

  • Пальчики.

Раз-два-три-четыре-пять — 
Вышли пальчики гулять. 
Раз-два-три-четыре-пять — 
В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

  • Шалун.

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.)

2.Использование пальчиковых игр и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях по развитию познавательных процессов:

  • Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребёнок активизирует речевые центры головного мозга, учится вслушиваться в нашу речь и её понимать, повышается речевая активность, да и просто создаётся благоприятная  эмоциональная  атмосфера.
  • Развиваем внимание. Учим ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! И нам нужно помогать ребёнку его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок может научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  • Развиваем память.  При выполнении пальчиковых игр и упражнений нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений. Да и просто стихи.
  • Развиваем фантазию и воображение. С помощью пальчиковых игр и упражнений  руками можно «рассказывать» целые истории. Сначала пусть покажет взрослый. А уж потом и ребёнок сможет сочинять свои «пальчиковые истории».
  • Непослушная считалка.

Посчитаем? Это — раз!
Загибаем? Это — два!
Продолжаем? Три, четыре...
Где же пятый?! Во — смотрите!

Продолжаем на другой:
Вот шестой, седьмой, восьмой...
Пиф-паф ой-ой-ой!!!
Да, девятый — он такой!

Сколько пальчиков всего?
Ровно десять! О-го-го!!!!

  • Маленькие гномики.

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять  (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

  • Дни недели.
    В понедельник я стирала,

(кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.

(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,

 (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч,

 (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла,

 (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила.

 (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

 (машем ладошками к себе)

3.Использование пальчиковых  упражнений на занятиях по развитию мелкой моторики.  При систематическом  выполнении этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими. А это так поможет в освоении навыка письма.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

  • Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
  • Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
  • Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
  • Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
  • Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
  • Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  • Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  • Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
  • Цветок (то же, но пальцы разъединены).
  •  Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
  • Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
  • Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
  • Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  •  Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

C:\Users\Pfckard1\Desktop\рисунок рука.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога.

Приёмы снятия  внутренней напряжённости у детей в работе психолога и педагога . Описание приёмов работы с мультипликационными фильмами в целях психокоррекции и оптимизации процесса социализации д...

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.В последние годы широкое распространение получило применение методов арт-терапии...

Использование интерактивного оборудования Smart notebook в работе педагога-психолога

В призентации показано как можно испальзовать смарт доску для развивающих занятий...

Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

В материале представлена авторская настольная игра «Волшебное путешествие»  для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие у детей коммуникативной сферы (в частности, н...

Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в работе педагога-психолога в ДОУ

Мы живем в веке информационных технологий, где компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. В настоящее время даже двухлетний...

Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...

Использование кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

В презентации представлены основные направления реализации проекта "Образовательная кинезиология в ДОУ"...