Мастер-класс "Нейропсихологические игры и упражнения в работе педагога-психолога ДОУ"
учебно-методическое пособие по психологии
Образование новых нейронных связей позволяет быстрее обучаться, лучше усваивать новую информацию и приобретать новые навыки. Быстрее всего новые нейронные связи образуются в детском возрасте, когда происходит усвоение огромного количества новой информации и получение новых навыков. Чтобы процесс обучения происходил проще и быстрее, рекомендуем выполнять нейрогимнастические упражнения. В тренировках нуждаются не только мышцы, но и мозг, поэтому важно заниматься нейрогимнастикой и нейропсихологическими играми и упражнениями. В данном мастер-классе собраны различные игры и пособия, которые легко можно изготовить самим. Они способствуют улучшению развития межполушарных связей, развития речи и мыслительных процессов, влияют на развитие координации движений и мелкой моторики. Ребёнок лучше усваивает учебный материал, воспринимая его не только умом, но и телом, он становится более позитивным, спокойным и уравновешенным, учится контролировать собственную деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 509.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Материал на муниципальный фестиваль мастер-классов
«Творческой мысли каскад»
«Нейропсихологические игры и упражнения в работе педагога-психолога ДОУ»
Подготовила и провела педагог-психолог
МАДОУ детский сад №67 Подпоринова И.К.
г. Балаково, март 2025 г.
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, которые активируют работу мозга через выполнение физических движений, что в свою очередь стимулирует образование новых нейронных связей.
Образование новых нейронных связей позволяет быстрее обучаться, лучше усваивать новую информацию и приобретать новые навыки. Быстрее всего новые нейронные связи образуются в детском возрасте, когда происходит усвоение огромного количества новой информации и получение новых навыков. Чтобы процесс обучения происходил проще и быстрее, рекомендуем выполнять нейрогимнастические упражнения.
В тренировках нуждаются не только мышцы, но и мозг, поэтому важно заниматься нейрогимнастикой.
Польза от нейроупражнений и игр заключается в следующем:
- Улучшение взаимодействия между правым и левым полушариями мозга. Это помогает легче воспринимать информацию и улучшает продуктивность умственной деятельности.
- Развитие речи и мыслительных процессов. Ребёнок учится использовать все сенсорные каналы для восприятия и запоминания информации: слух, зрение и осязание.
- Стимуляция кровообращения. Это обеспечивает оптимальное поступление кислорода в мозг, что помогает повысить работоспособность, улучшить настроение и снизить уровень стресса.
- Помощь в преодолении трудностей с чтением и письмом (дислексия и дисграфия).
- Повышение скорости восприятия информации. Ребёнок лучше усваивает учебный материал, воспринимая его не только умом, но и телом.
- Развитие координации движений и мелкой моторики. Это положительно влияет на формирование навыка письма.
- Эмоциональное успокоение — ребёнок становится более позитивным, спокойным и уравновешенным.
- саморегуляции и контроля собственной деятельности
Нейроупражнение «Кулак – ребро – ладонь» активизирует работу мозга, улучшает память и логическое мышление. На стол мы поочередно опускаем: руку, сжатую в кулак, ребро ладони и ладонь плашмя. Важно увеличивать скорость, менять руки, а позже делать упражнение в воздухе, не касаясь стола.
Нейроупражнение "Пистолет - коза"
Комбинация "Коза" - указательный палец и мизинец вытягиваем вверх, средний и безымянный - прижимаем к ладони. Комбинация "Пистолет" - указательный и средний пальцы вытягиваем вверх, прижимаем друг к другу.
Делаем на одной руке комбинацию "пистолет", на другой "козу". Потом наоборот. Повторяем упражнение 10 -12 раз. Можно усложнить и выполнять без зрительного контроля.
Если вы раньше никогда не занимались пальчиковой гимнастикой, то выполните данное упражнение сначала для левой руки (если вы правша). Затем повторите 10-12 раз для правой руки. Как только у вас стало получаться упражнение для каждой руки, задействуйте обе руки и попробуйте выполнить упражнение.
Нейроупражнение "Виктори и Oк"
Комбинация "Oк" - указательный палец и большой палец прижимаем друг к другу, образуя колечко, остальные пальцы выпрямлены. Комбинация "Виктори" - указательный и средний пальцы вытягиваем вверх, остальные прижимаем к ладони.
Делаем на одной руке комбинацию "oк", на другой "виктори". Потом наоборот. Повторяем упражнение 10 -12 раз. Можно усложнить и выполнять без зрительного контроля.
Нейроупражнение "Зайчик и коза"
Комбинация "Коза" - указательный палец и мизинец вытягиваем вверх, средний и безымянный прижимаем к большому. Комбинация "Зайчик" - указательный и средний пальцы вытягиваем вверх, остальные пальцы прижимаем к ладони, делая голову зайчику.
Делаем на одной руке комбинацию "зайчик", на другой "козу". Потом наоборот. Повторяем упражнение 10 -12 раз. Можно усложнить и выполнять без зрительного контроля.
«Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
«Замок». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
7. «Ухо-нос». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Нейроплакат «Ручки»
Цель игры: развитие внимания, мышления, логики, зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, координации, формирования пространственных представлений.
На поле представлены ладошки четырех цветов и основные геометрические фигуры разных цветов. Основная задача ребенка – дотронуться до ладошек нужного цвета двумя руками одновременно, исходя из условий задания. Для детей 3-9 лет.
Ход игры: покажи на каждую фигуру, затем на ладошки такого же цвета, покажи только желтые (красные, синие) фигуры и ладошки, покажи фигуры через одну и нажимай на ладошки и т.д.
- Таблицы Шульте разработана для улучшения периферического зрения, тренирует концентрацию и внимание. Необходимо как можно быстрее найти глазами цифры от 1 до 25.
- Тест Струпа используется для тренировки гибкости когнитивного мышления. Необходимо назвать цвет, которым напечатаны слова.
Музыкальные или речевые нейроигры
«Ладушки»
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе:
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
«Ежик-непоседа»
Ежик - непоседа на месте не сидит,
Ежик - непоседа ладошку веселит! (выполняем круговые движения мячом
между ладошками)
Веселиться любит ежик,
Сколько сделал он дорожек! (прокатываем мяч в ладонях вперед-назад)
Ладошка, ладошка, помни ежика немножко,
Если будет он кататься,
Тебе захочется смеяться! (сжимаем поочередно мяч в ладонях)
«Ладонь-кулак»
Бежали бегемотики, толстые животики
Бежали и бежали, друг другу повторяли (стучим кулачками по столу)
Ладонь, кулак, ты тоже можешь так!
Ладонь, кулак, ты тоже делай так!
Веселые лягушки скакали по опушке
Скакали и скакали, друг другу повторяли (Движения рук будто брызгаемся, сначала в одну сторону, затем в другую)
Ладонь, кулак, ты тоже можешь так!
Ладонь, кулак, ты тоже делай так!
А маленькая змейка в траве ползла, шуршала
А маленькая змейка за всеми повторяла (Руки соединяем и ползем)
Ладонь, кулак, ты тоже можешь так!
Ладонь, кулак, ты тоже делай так!
2 медведя
Сидели 2 медведя на тоненьком суку (стучим поочередно кулачками по столу)
Один читал газету (кладем одну ладонь на стол)
Другой молол муку ( другая рука в кулачке стучит несколько раз)
Раз ку-ку (одна рука кулак, другая ладонь)
Два ку-ку (руки поменяли)
Оба шлепнулись в муку (обе руки ладонь)
Нос в муке (показали нос)
Хвост в муке (Показали хвостик)
Ухо в кислом молоке (показали ухо)
Игры с массажными мячами
Каждый из нас знает, как важно развивать мелкую моторику пальцев рук, ведь это способствует речевому развитию малыша. Одним из простых и эффективных способов является массаж с помощью массажных мячиков. Массажные мячики прекрасно способствуют развитию мелкой моторики, развивают координацию, улучшают кровообращение. Массажный мячик предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только ручки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.
Схемы
Игры с лего-блоками, кубиками и стаканчиками
- Берем 6 длинных лего 3 разных цветов. Раскладываем попарно в 3 ряда. Затем одновременно двумя руками берем лего одного цвета и переворачиваем их и кладем на стол. Затем возвращаем обратно.
- Берем 4 длинных лего разных цветов, раскладываем по столу в несколько рядов, рядом с ними с двух сторон располагаем короткие лего таких же цветов в хаотичном порядке. Задача ребенка, одновременно двумя руками взять короткое лего одного цвета и положить на длинное лего того же цвета.
- Берем 3 лего коротких (квадрат по 4 ячейки) одного цвета, 3 лего по 6 ячеек другого цвета. Там где лего квадратиком это кулак, где 6 (прямоугольник) ладонь. И можно варьировать, менять местами. А если добавить длинное лего третьего цвета и поставить его на ребро, то прибавляется еще один жест.
- Кубики берем, например 8 шт. Раскладываем одну сторону в ряд, другую в высоту, как башенку. Затем одновременно двумя руками переставляем кубик, тот который был наверху, кладем его в длину, а тот который был в длину надо положить у основания башенки вторым рядом. И продолжать до тех пор, пока кубики не построятся в первоначальный вид.
- Взять кубик в руки, например, синего цвета, и найти ассоциацию с этим цветом (море, небо, василек и т.д.) (Развитие ассоциативного мышления). Усложнить задание, придумать до 20 ассоциаций, засекая при этом время.
- Использовать кубики вместо ладошек, например, взять в обе руки по кубику похлопать, как ладошками. Хлопнуть по коленкам, изображая топанье ногами. Хлопнуть в ладоши, хлопнуть по рукам (кубикам) товарищу, который стоит напротив. Затем хлопнуть, перекрестив руки и др.
- Стаканчики берем разные: пластиковые, бумажные, одноразовые. Игр со стаканчиками множество. Вот несколько из них:
Белые бумажные стаканчики, перевернутые вверх дном, на дне приклеены разного цвета кружочки или закрашенные, на стаканчиках стоит порядковый номер. Рядом коробка с цветными пластиковыми шариками. Перед ребенком лежит на листе бумаги образец цветных кружков цвета с номером. Ребенку нужно сопоставить номер, цвет и положить определенный шарик на стаканчик с таким же номером и цветом.
- Одноразовые стаканчики с петельками разных цветов, которые нужно карандашом подцепить и надеть на перевернутые стаканчики, стоящие на столе, с цветными кружочками вверх.
- Игры с бомбошками. Берем щипчики двумя руками одновременно и составляем картинку. (Схемы)
10. Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори!»
- Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки.
- Спирограф
- Кинезиологические мешочки
- Жесты картонные, игра на карточках «Нейрозарядка».
- Жесты деревянные, упражнения «Нейроладошки»
- Игрушка «Лабиринт с шариком». Шарик нужно довести до финала, проходя лабиринт.
- Игры с пластилином. Любые игры с пластилином являются нейропсихологическими. Они развивают мелкую моторику, межполушарные связи, т.к. работаем всегда 2мя руками. Способствуют расслаблению и успокоению. Хорошо работать с агрессивными и тревожными детьми.
- Нейродорожки. Нужно проходить по дорожкам двумя руками одновременно.
- Рисование по точкам одновременно двумя руками.
- Плакат «Цифры». Цифры располагаются попарно. Одновременно обеими руками показывать на пальцах, какая цифра нарисована.
- Сборник авторских нейроупражнений. Логвина Елизавета. Мегамозг. 100 упражнений для тренировки мозга.
- Доска Бильгоу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом в работе педагога-психолога и учителя-логопеда для детей с ОВЗ
Актуальность игр с мячом в работе специалистов в ДОУ для детей с ОВЗ, примеры игр....

Использование пальчиковых игр и упражнений в работе педагога -психолога
В работе представлен опыт работы по использованию пальчиковых игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога детского сада....
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Использование кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
В презентации представлены основные направления реализации проекта "Образовательная кинезиология в ДОУ"...

Применение техники sand-tray (игры в песочнице) в работе педагога-психолога.
Песочница – замечательно универсальный рабочий инструмент психолога. В ней можно работать индивидуально, парами и группами, практически без возрастных ограничений. В песочницу можно переносить р...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике педагога-психолога ДОУ
Нейропсихологические игры и упражнения в практике педагога-психолога ДОУ...

Игры с камнями в работе педагога-психолога
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31985695","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...



