Педагогическое взаимодействие детского сада и семьи
проект по коррекционной педагогике на тему

Цветкова Лариса Александровна

Данный проект необходим педагогам и родителям специализированных дошкольных учреждений осуществляющих коррекцию и оздоровление детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pedagogicheskoe_vzaimodeystvie_semi_i_d.s_.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 282

с осуществлением физического и психического развития,

коррекции и оздоровления всех воспитанников.

______________________________________________

Проект «Коррекционно – педагогическое

взаимодействие детского сада и семьи».

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели коррекционно – педагогического взаимодействия детского сада и семьи

Данный проект необходим педагогам, родителям  специализированного дошкольного учреждения осуществляющего коррекцию  и оздоровление детей дошкольного возраста. Также проект необходим детям имеющим речевые нарушения.

В основе сложившейся системы работы с семьей лежит принцип сотрудничества, принцип полноправного участия семьи и  ДОУ в жизни ребенка. И воспитатели, и родители берут на себя обязательство действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение, взаимное уважение, приятие различий и, прежде всего, признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия

Сотрудничество педагогов  и родителей взаимовыгодно и жизненно необходимо. Установление таких взаимоотношений возможно только в случае обоюдного соблюдения партнерами интересов друг друга. В таком взаимодействии каждый из участников  содействует развитию другого.      

               По итогам реализации проекта предполагается обобщение материалов в виде видео, фото материалов, анализа анкет и отзывов всех участников коррекционно – педагогического процесса.

Всего в проект будет вовлечено12 воспитателей коррекционных групп,

4 учителя – логопеда, 88 родителей и 48 воспитанников. Длительность проекта 4 месяца. Общая стоимость проекта …….рублей.

На территории Первомайского района функционируют 11 дошкольных учреждений. Пять из них имеют логопедические группы (всего их 15).  

Четыре дошкольных учреждения  в поселке «КСМ» (7 логопедических групп), два в районе станции Сибирской (5 логопедических групп). В центр же Первомайского района, имеющий большую протяженность, находятся семь  дошкольных учреждений и только один, Центр развития ребенка - детский сад № 282 имеет 4 логопедические группы, где логопедическую помощь получают 48 детей.

Важно учесть, что в логопедические группы МДОУ № 282 попадают дети, страдающие тяжелыми нарушениями речи, такими как дизартрия, алалия, ринолалия.

    Дети с нарушениями речи соматически ослаблены, они поздно начинают говорить, имеют множественные дефекты звукопроизношения. Их речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Страдает  мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи.  Словарь детей ограничен и примитивен, затруднены коммуникации детей, часто возникают конфликты. Для этих детей характерно ослабление мыслительной деятельности (нарушены временные и причино-следственные связи, трудности группировки по цвету, форме и величине) неустойчивое внимание,  быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Речь  у детей с дизартрией невыразительна и монотонна, ритм речи не регулярный, изменчивый. В артикуляционной моторике в первую очередь нарушены дифференцированные движения языка (кончика и спинки), губ. Движения не имеют полного объема, достаточной точности и плавности. Для этих детей характерны синкенезии, неловкость движений, нарушение мышечного тонуса артикуляционного аппарата (гипертонус, гипотонус, дистании).

Схема речевых нарушений за период с 2016 по 2017 г.г.

(в % соотношении)

 

        

 

 Социологическая характеристика семей воспитанников Центра развития – детского сада №282

выглядит следующим образом:

Общее

Полных

Непол

ных

Многодетных

Проблем

ных

Оба имеют высш.

Один высшее,

Оба среднее специал

Один среднее специал

Без спец. образов

Служащ

Рабочие

Бизнес-

мены

Нерабо-тающие

48/100%

87%

13%

1,5%

12%

24%

29%

17%

15,5%

14,5%

33%

49%

19%

9%

Кол-во семей, %

Образовательный уровень родителей, %

Социальный статус, %


Рост речевых расстройств обусловлен:

1. Различными внутриутробными патологиями, которые приводят к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от четырех недель до четырех месяцев.                            Возникновению речевых патологий способствуют токсикоз при беременности, химические вещества в быту и на производстве, вирусные и эндокринные заболевания, дефицит основных питательных веществ, несовместимость крови по резус – фактору.

2. Родовыми травмами и асфиксией во время родов, которая приводит к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Неблагоприятными социально – бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально – волевой сферы и сферы общения.

       Полагаем, что по отношению к Первомайскому району можно говорить о совокупности всех факторов. Так, большинство женщин в районе заняты на промышленных предприятиях, расположенных в районе. Это НЭР завод, Стрелочный завод, станция Инская и др. Говорить, о вредности их труда  и о последствиях такой работы нет надобности.

          Речевые нарушения, возникнув под влиянием приведенных выше патологических факторов, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. Более того, ограниченность возможностей речевого общения влияет на формирование личности ребенка в целом, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности и т.д.) Поэтому так важно заботиться о всестороннем формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Деятельность в рамках данного проекта предполагает следующие этапы:

1этап:

 Изучение ситуации  (наблюдение, опрос, анкетирование родителей и педагогов)

 Анализ полученной информации (видение слабых и сильных сторон).

2 этап:

Постановка целей, задач и результата деятельности.

Определение основных направлений работы.

Разработка методов реализации проекта.

3 этап

Оценка качества реализации проекта.

Бюджет проекта.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

               Сотрудничество между семьей и дошкольным учреждением начинается еще с посещения медико – психолого – педагогической консультации. Где родители:

  • предоставляют информацию о ребенке и о семье.
  • получают информацию о специфике работы дошкольного учреждения и педагогической позиции.
  • осуществляют выбор формы сотрудничества.

Где мы – педагоги и специалисты:

  • определяем позицию родителей,
  • нацеливаем их на предстоящую сложную и интересную деятельность,
  • даем рекомендации по обеспечению благоприятного периода адаптации.      

ВТОРОЙ ЭТАП

Цель проекта: построение взаимовыгодного сотрудничества всех участников коррекционно – педагогического процесса.

Задачи:

1. Организация просветительской работы по повышению педагогической культуры родителей, гармонизация и гумманизация  детско – родительских отношений.

2. Повышение уровня социальной компетентности родителей.

3. Оказание помощи родителям в выработке оптимальных путей общения с ребенком.

задачи

методы

ответственные

сроки

Организация просветительской работы по повышению педагогической культуры родителей, гармонизация и гумманизация  детско – родительских отношений.

*Выступления на собраниях

*Индивидуальное консультирование

*Письменные  рекомендации

*Размещение информации на стенде

*Презентация  литературы,

Администрация, воспитатели

Логопеды, психолог

Логопеды, медработники

Воспитатели

Методист, психолог

1 раз в квартал

1 раз в две недели

1 раз в две недели

1 раз в месяц

1 раз в квартал

Повышение уровня социальной компетентности родителей.

* Наблюдение за ребенком.

*Консультирование  о возрастных и психических  особенностях детей.

*Убеждение родителей в значимости совместной деятельности.

*Реализация личностно – ориентированной модели взаимодействия

*Анкетирование

Психолог

Психолог воспитатели

Логопеды медработники

Воспитатели

Психолог, методист

1 раз в две недели

Первый месяц прибывания ребёнка в д/с

1 раз в две недели

Систематически

1 раз в месяц

Оказание помощи родителям в выработке оптимальных путей общения с ребенком.

*Консультирование специалистами

*Показ элементарных процедур

*Показ и обучение родителей приемам индивидуальной деятельности с ребенком

*Использование индивидуальной логопедической тетради.

Дефектолог, психиатр,

логопед

Логопед,

специалист ЛФК

Логопед, воспитатели

Логопед

1раз в неделю

1 раз в две недели

1 раз в две недели

систематически

Формы сотрудничества:

  1. Посещение группы, где родители могут увидеть  проблемы общения ребенка со сверстниками  и  взрослыми; сравнить уровни познавательного, речевого  и физического развития детей группы; оценить комфортность и безопасность группы; убедиться в профессионализме педагогов.
  2. Использование доски объявлений и информационных листков, как способ неформальной передачи информации родителям о режиме групп, о времени проведения занятий, о работе специалистов, о возрастных особенностях детей.
  3. Общение с семьей, обсуждение жизнедеятельности ребенка в детском саду и дома (успехи, проблемы), планирование деятельности по основным направлениям развития на ближайшее время, обсуждение перспектив развития ребенка.
  4. Собрание, где родители получают полезную и важную информацию о программе; о развитии, питании и оздоровлении детей; где решаются вопросы административно – хозяйственного характера.
  5. Анкеты и опросники для изучения потребностей и возможностей воспитанников и их семей,  для самодиагностики родителей, для оценки деятельности дошкольного учреждения.

 В процессе сотрудничества педагоги получают информацию личного характера, и поэтому возникает вопрос конфиденциальности (неразглашения).

   Основные правила по обеспечению конфиденциальности:

  • Родители должны быть главным источником информации о самих себе, причем следует ограничиваться сбором только той ее части, которая необходима для программы воспитания их ребенка.
  • Родителям запрещается знакомиться с материалами, касающимися других детей.
  • Данные о детях и семьях открыты только для персонала детского сада и, в случае необходимости, для консультантов (в той мере, в какой это требуется обстоятельствами).
  • Следует предупредить членов семей о том, какая информация будет сообщаться всему педагогическому коллективу, и почему это будет делаться.
  • Не сообщайте информацию лицам, не занятым в процессе воспитания и образования, без письменного разрешения семьи, за исключением случаев, когда речь идет о дурном обращении с детьми или отсутствии заботы о них.
  • Консультации с другими организациями и лицами возможны только с согласия семей и в указанных ими пределах.
  • Раз в год при участии родителей и педагогов следует уточнять, какая информация будет собираться и как и кому сообщаться.
  • Рассказывая о планах проведения политики конфиденциальности, укажите, как будет использоваться информация, полученная с помощью опросников.
  • Записывайте и храните только ту информацию, которая существенна для реализации программы и не вызывает возражений родителей.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Оценка качества реализации проекта.

В процессе сотрудничества мы предполагаем получить следующие результаты:

родители

педагоги

дети

-поймут, что наряду с речевыми нарушениями у детей существуют проблемы и в других сферах развития (интеллектуальной, социальной, эмоциональной физической …);

-получат представления об актуальном уровне развития ребенка, о возможных проблемах, которые могут возникнуть в дальнейшем;

-обратят больше  внимание и научились использовать профилактические меры;

-осознают роль взрослого – образца для подражания

-будутпроявлять заботу о создании благоприятного климата в группах и в ДОУ;

-станут активными участниками всех благих начинаний в ДОУ;

  -осознают потребность в знаниях  по психологии и педагогики.

-найдут союзников и единомышленников в лице родителей

-общими усилиями будут  осуществлять воспитание, развитие и коррекцию;

-приобретут опыт   общения с людьми разных профессий и интересов;

-научились отслеживать результат своей деятельности;

-осознают свою значимость;

-освоят различные способы привлечения к сотрудничеству;

-обнаружат в себе способности к активности и лидерству;

-предпочтут партнерство и взаимное уважение как модель взаимодействия со взрослыми.

-будут расти здоровыми

-получат необходимую помощь в речевом и психическом развитии;

-будут испытывать чувство гордости за своих родителей;

-приобретут в лице  родителей и педагогов друзей и партнеров;

-станут активны самостоятельны за счет подражания своим родителям или значимому взрослому;

-почувствуют себя удобно и комфортно за счет интересной, насыщенной, безопасной среды созданной руками заботливых и «профессиональных» взрослых – родителей и педагогов;

-почувствуют себя индивидуальностью даже среди детей   всей группы;

Бюджет проекта.

При  проведении организационных мероприятий необходим  компьютер, ксерокс, принтер, телевизор, видеоаппаратура, демонстрационная (офисная) доска, канцелярские принадлежности, литература, игровое оборудование (игрушки, костюмы…), стенды и «раскладушки».

Вид расходов

Расшифровка статей

Требуемые средства, тыс. руб

Имеющиеся

Необходимо изыскать, привлеч

*Выступления на собраниях

*Индивидуальное консультирование

*Письменные  рекомендации

*Размещение информации на стенде

*Презентация  литературы

* Наблюдение за ребенком.

*Консультирование  о возрастных и психических  особенностях детей.

*Убеждение родителей в значимости совместной деятельности.

*Реализация личностно – ориентированной модели взаимодействия

*Анкетирование

*Консультирование специалистами

*Показ элементарных процедур

*Использование индивидуальной логопедической тетради.

Канцелярия, доска офисная

-

Канцелярия, ксероксные работы, оплата делопроизводителю.

Стенд, «раскладушка», канцелярия, ксероксные работы

Приобретение дополнительной литературы

Использование видеоаппаратуры

-

Игровое оборудование, канцелярия, использование видеоматериалов.

Игровое оборудование, использование видеоматериалов.

Канцелярия

Оплата дополнительных специалистов

-

канцелярия

1

-

5

5

1

10

-

15

15

1

10

-

1

-

-

-

-

0,500

6

-

7

6

-

-

-

-

1

-

5

5

0,500

             4

-

8

9

1

10

-

1

итого

64

19,5

44,5


  Рассмотрим некоторые отличия в работе  воспитателей, родителей и логопеда:

ВОСПИТАТЕЛЬ и РОДИТЕЛИ

ЛОГОПЕД

Задачи

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие мелкой моторики рук.

Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

Формы

Воспитатели и родители  в игровой форме уточняеют с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.

В игровой форме развивают мелкую моторику.

В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

ВОСПИТАТЕЛЬ и РОДИТЕЛИ

ЛОГОПЕД

Задачи

Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Постановка звука.

Формы

Воспитатель и родители используют способность ребенка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель и родители закрепляют произнесение звука  с теми детьми, у которых он есть, и вызывают по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.

Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплексе движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука.

ВОСПИТАТЕЛЬ

ЛОГОПЕД

Задачи

Закрепление правильного произношения звука.

Автоматизация звука

Формы

Звук автоматизируется в слогах, словах, фразах, потешках, рассказах.

Материал дается по рекомендациям логопеда.

Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, стихотворения, рассказы.

     Планируя совместно с логопедом деятельность, выполняя все рекомендации логопеда, сотрудничая со специалистами ДОУ и медиками, я  использую следующие формы организации деятельности:

  -специально организованное обучение (ежедневные утренние сборы, ежедневные коррекционные часы)

  -совместная деятельность взрослого и ребенка (работа в центрах, работа в индивидуальных логопедических тетрадях детей, работа по заданию логопеда в течении дня )

  -самостоятельная деятельность детей (игра).

     Несмотря на то, что основной формой организации деятельности в специализированном детском  саду является  специально организованное обучение, ведущей деятельностью дошкольника остается игра:

-где, ребенок, общаясь со сверстниками  знакомится с окружающим миром,

-где возникает необходимость говорить понятно, правильно,

-где ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них,

-где ребенок познает собственное «Я».  

    Такой позиции должны придерживаться все участники коррекционно – педагогического процесса.    

Для оценки эффективности нашей работы мы используем следующее:

  • формы исследовательской деятельности – анкеты, опросники, наблюдения;
  • изучение и измерение количественного состава родителей присутствующих на собраниях, подгрупповых и индивидуальных консультациях;

и взаимодействия. 

Обобщение и представление опыта работы.

В итоге мы предполагаем создание «Методического пособия» для педагогов специализированных дошкольных учреждений, сотрудничество с другими дошкольными учреждениями с целью расширения, уточнения нашей системы работы с родителями в духе сотрудничества.


         Концепция же нашего  дошкольного образовательного учреждения основана на  изменении общего подхода к ребенку с нарушением речи и  на организации всей его жизнедеятельности  путем:

  • повышения результативности логопедического воздействия  - организации логопедической помощи, ориентированной на личностное развитие ребенка, а не на механическое устранение дефекта.
  • осуществления комплексного подхода – медицинское, педагогическое, психологическое,  дефектологическое сопровождение.
  • более ранней диагностики речевых нарушений – с трех летнего возраста.

Заложенные  концепцией принципы позволилят:

  • создать в Центре  атмосферу психологического комфорта;  
  • открыть возможности для  реальной индивидуализации процесса  развития и  коррекции;
  • раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка с нарушением речи;
  • создать команду единомышленников – квалифицированных педагогов и  учителей – логопедов, заинтересованных  родителей и администрацию.

 Опираясь на общеобразовательную программу «Сообщество», рекомендованную Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, на коррекционно – развивающие Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летного возраста с общим недоразвитием речи», «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада», на программу по общему музыкальному развитию детей во всех видах музыкальной деятельности К.В.Тарасовой, Г.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан «Гармония», на программу по физическому развитию для детей дошкольного возраста М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка» мы добились хороших результатов


  • Отношение всех участников педагогического процесса к детству, как самому ценному периоду;
  • Формирование у детей родителей и педагогов желания постоянно осваивать новое, учится на протяжении всей жизни;
  • Уважительное ценностное отношение  к культурным традициям;

Сплоченная команда педагогов и родителей объединенная общей целью и общим желанием вырастит ребенка самодостаточным, уверенным, мыслящим, говорящим и действующим.


Формирование представлений о возрастных и психических  особенностях детей,

-Улучшение эмоционального состояния, усиление внимания к ребенку,

-Убеждение родителей в значимости совместной деятельности.

-Вовлечение родителей в осуществление коррекционной деятельности,

-Понимание необходимости использования комплекса коррекционных мер,

-Стимулирование активности родителей,

-Формирование личностно – ориентированной модел ТРЕТИЙ ЭТАП

Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Проект «Развиваемся вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в коррекционно-педагогическом процессе

Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников....

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)...

«Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».

Семинар – практикумТема: «Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».Подготовил: старший воспитатель МДОУ Детский сад №8 «Светлячок&raq...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...