Презентация по профилактике дислексии у умственно-отсталых детей.
презентация по коррекционной педагогике на тему

В презентации описаны симптомы, причины, виды дислексии у детей с умственной отсталостью. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому предоставляю Вашему вниманию профилактику дислексии. Дети, страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disleksii.pptx343.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика дислексии умственно-отсталых детей Выполнила : воспитататель , логопед МБДОУ д / с №23 «Радуга » Лукашук Екатерина Витальевна

Слайд 2

Дислексия Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией , затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Слайд 3

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией : Tрудности в овладении чтениeм , несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития; Затруднения в восприятии написанной информации; Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения; С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию; Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация; Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал; СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности .

Слайд 5

Симптомы дислексии Ребенок часто трет глаза, немного косит; Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении; Очень быстро устает; Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения; Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал; Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте; При чтении или после него жалуется на сильную головную боль; Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры; В раннем возрасте пишет слова задом наперед; Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте); Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Слайд 7

Причины дислексии : В основе дислексии могут лежать различные факторы: Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения. Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии . Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15. Социально-психологические причины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

Слайд 9

Очень часто детей, которые страдают дислексией , считают непослушными, ленивыми и упрямыми. Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией , теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия. Если в это время не начать лечение дислексии , то наверстать упущенное вряд ли получится. Также без своевременной коррекции заболевания часто развиваются такие осложнения, как снижение самооценки, нарушение поведения, развитие депрессии.

Слайд 10

Виды дислексии : 1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков ( н-р , твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком ( ц-с ; с-ш ; ж-ш ). Отмечается также: - побуквенное чтение; - искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

Слайд 11

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения). 3. Аграмматическая дислексия . Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается: - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); - неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); - изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

Слайд 12

4. Оптическая дислексия . Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И). 5. Мнестическая дислексия . Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Слайд 13

Профилактика дислексии Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма очевидна сегодня для всех. Что мы подразумеваем под профилактикой? • развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений; • совершенствование зрительно-пространственного восприятия; • формирование навыков чтения и работа над техникой чтения; • развитие восприятия. Профилактика должна включать в себя формирование функционального базиса навыков чтения и коррекцию незрелых предпосылок интеллекта.

Слайд 14

Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить это расстройство. Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы. Дети страдающие дислексией , нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.- Совершенствовать умение сост...

Профилактика дислексии и дисграфии для детей с ОНР

По разным данным несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников общеобразовательной школы препятств...

Профилактика дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи.

Конспект рекомендуется для работы учителям-логопедам. Может использоваться и воспитателями массовых групп, с целью  дифференциации свистящих звуков "С","З". В конспекте предла...

Профилактика дислексий и дисграфий у детей дошкольного возраста

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИУмственная отсталость у детей – это  низкие интелектуальные и познавательные способности, обусловленные патолог...