Главные вкладки

    Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков «Р-Л».
    методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Материал предназначен для учителей-логопедов логопункта ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_logopunkt.docx18.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка НОД  по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.  Дифференциация звуков «Р-Л».

    Образовательный процесс построен на Образовательной программе дошкольного образования  ГБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга и Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Автор Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина;- М.: «Просвещение»

    Логопункт   посещают 25 детей, из них 13 девочек и 12 мальчиков. После обследования специалистов у всех детей поставлен диагноз Фонетико-фонематическое нарушение речи, Фонетическое нарушение речи. Детей старшего возраста (5 лет) – 7, детей подготовительного возраста (6лет) – 18.

    1группа здоровья  – 2 ребенка, 2 группа здоровья – 20 детей, 3 группа здоровья – 3 ребенка. ФФНР – 23 ребенка, ФНР – 2 детей

    Занятие рассчитано на 25 минут и является ознакомительным по теме «Дифференциация звуков Р-Л»          

    Цель:  Дифференциация звуков «Р-Л»

     

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - Упражнять в различии и правильном произношении звуков [Л] - [Р] в слогах, в словах, во фразе.

    Коррекционно-развивающие:

    - Развитие координации мелкой и общей моторики рук.

    - Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционных упражнений.

    - Развитие фонематического слуха.

    - Развитие целенаправленной воздушной струи.

    - Развитие слоговой структуры слов.

    - Развитие навыков звукового анализа слов.

    - Развитие умения словообразования путем замены звуков.

    - Развитие пространственной ориентации.

    Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать самоконтроль.

    - Воспитывать культуру поведения на занятии.

    Оборудование:

    конверт, карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков, тазик с водой, бумажная лодка, изображения главных героев, контейнер с фасолью.


     

    Ход занятия

    Орг. момент

    - Здравствуй! Я рада тебя видеть. У меня для тебя важное сообщение. Ко мне пришло письмо, и вот что там написано: «Волк похитил Колобка и Чебурашку. Для их спасения необходимо пройти 6 уровней с заданиями. Задание для первого уровня находится в синей коробке».

    - Ну что, будем спасать друзей?

    1 уровень: артикуляционная гимнастика

    Отгадай загадки и изобрази ответ:

    Лопата

    Вместе с дворником шагаю,
    Расчищаю снег кругом. 
    А детишкам помогаю 
    Делать гору, строить дом.

    Парус

    Я от ветра раздуваюсь,

    Но совсем не обижаюсь,

    Пусть меня он раздувает,

    Судну скорость прибавляет.

    Маляр

    Кого зовем мы красить дом

    С длинной кисточкой, с ведром?

    Мастер этот всем знаком

    Он зовется …

    Индюк

    По двору он важно ходит,

    Хвостик веером всегда.

    Резкий голос: «Клюк, да клюк»

    Недовольный всем …

    Лошадь

    Скачет она быстрее ветра

    И копытами стучит.

    Очень уж добра

    И хозяину нужна.

    Дятел

    Стучит по дереву с утра,
    Слетают щепочки, кора.
    Он леса старого приятель,
    Жуков изловит умный ...(В. Лактионов).

    - Молодец, задание для второго уровня находится под столом.

    2 уровень: Сравнение [Л] - [Р] по артикуляции. Слоговая структура

    - Скажи, пожалуйста, какой звук находится на третьем месте в слове «колобок».

    При произнесении «Л» губы у нас в полуулыбке, зубы слегка раздвинуты, кончик языка упирается в верхние зубы, боковые края опущены и воздух выходит по краям, горлышко дрожит. Звук «Л» у колобка самый любимый.

    - А какой пятый звук в слове «чебурашка»?

    При произнесениии «Р» губы также в полуулыбке, зубы слегка раздвинуты, передний край языка поднят вверх в форме ложечки к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик языка дрожит. Догадался, какой любимый звук у Чебурашки?

    - Прошагай слово «колобок» и «чебурашка», сделав один шаг на каждый слог. Сколько слогов получилось?

    - Задание для третьего уровня находится за шкафом.

    3 уровень. Дыхательная гимнастика

    - Чтобы добраться до Колобка и Чебурашки нам необходимо переплыть реку. Без сильного ветра наша лодка не поплывет. Давай подуем на лодку и доберемся до другого берега реки. (Берем тазик с водой и бумажную лодку).

    - Задание для четвертого уровня находится на подоконнике.

    4 уровень. Дифференциация [Л] - [Р] в слогах

    - Дальше на нашем пути болото. Мы должны перейти болото по слоговым кочкам: 

    ра-ла-ла, лы-ры-лы, ру-ру-лу, ло-ло-ро,

    ар-ал-ар, ыл-ыл-ыр, ур-ул-ур, ол-ор-ор,

    ала-ара-ара, ылы-ылы-ыры, уру-уру-улу, оло-оро-оло.

    (Шагаем указательными и средними пальцами обеих рук одновременно).

    Физминутка

    К нам ночь заглянула (опустить голову),

    Солнышко глаза закрыло (ладони положить под щеку и закрыть глаза).

    Солнышко просыпается (поднять руки вверх)

    Всем детям улыбается (улыбаться).

    - Ну что ж, продолжим наше спасение? Задание для пятого уровня найдешь около принтера.

    5 уровень. Дифференциация [Л] - [Р] в словах. Фонематический слух

    - Нам необходимо сыграть в любимую игру Колобка и Чебурашки. Я буду называть слова, а ты в этом слове звук «л» поменяешь на звук «р». Интересно, что из этого получится…:

    лак (рак), лама (рама), ложки (рожки), ложь (рожь), дал (дар), мир (мил), жил (жир), пил (пир), игла (игра), жалкий (жаркий), колобок (коробок), город (голод).

    - Задание для шестого уровня ты найдешь, если сделаешь три шага направо, а затем два шага налево.

    Уровень 6. Дифференциация [Л] - [Р] во фразе

    - Это задание называется «путаница». Послушай внимательно предложения и исправь ошибки:

    Кукла купила Веру.

    Рыба поймала рыболова.

    Зеркало протирало Лару.

    Картинки в журнале рассматривали Клару.

    Потолок красной краской красил маляра.

    Кролик кормил Руслана крупной морковью.

    - Какой ты молодец! Ты прошел все уровни! Пришло время освобождать наших друзей. Ты их найдешь в контейнере с фасолью.

    Итог занятия

    - Тебе понравилось это приключение?

    - Какое задание тебе понравилось больше всего? 

    - Ты сегодня настоящий герой!1

    Домашнее задание

    Необходимо на картине раскрасить красным цветом те предметы, в названиях которых есть звук «р», предметы, в которых есть звук «л» - желтым цветом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

    Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

    Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

    Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

    Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

    Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

    Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

    Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

    держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...

    Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

    Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...