Психологический практикум для педагогов детского сада «Играя укрепляем психическое здоровье»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Собакина Айталина Феоктистовна

Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуации с родителями приводят к эмоциональной и физической усталости. Такой педагог не сможет вести детей за собой и заражать их интересом к жизни. Поэтому важно учить педагогов способам укрепления психического здоровья.

Каждому человеку нужны ресурсы — источники запасов сил, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость. Важное условие сохранения и укрепления психического здоровья педагога — развитое умение «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться.

Психологический практикум «Играя укрепляем психическое здоровье» поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных проблем, связанных как с работой, так и с личной жизнью, поднимет настроение.

Такие встречи желательно проводить в середине года — когда накопилась усталость и внутренние ресурсы педагогов истощились, или после наиболее активных и напряженных периодов — когда требуется восполнить затраченную энергию.

Практикум можно использовать как самостоятельное мероприятие или в системе мероприятий, направленных на профилактику эмоционального выгорания педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический практикум для педагогов детского сада

«Играя укрепляем психическое здоровье»

Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуации с родителями приводят к эмоциональной и физической усталости. Такой педагог не сможет вести детей за собой и заражать их интересом к жизни. Поэтому важно учить педагогов способам укрепления психического здоровья.

Каждому человеку нужны ресурсы — источники запасов сил, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость. Важное условие сохранения и укрепления психического здоровья педагога — развитое умение «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться.

Психологический практикум «Играя укрепляем психическое здоровье» поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных проблем, связанных как с работой, так и с личной жизнью, поднимет настроение.

Такие встречи желательно проводить в середине года — когда накопилась усталость и внутренние ресурсы педагогов истощились, или после наиболее активных и напряженных периодов — когда требуется восполнить затраченную энергию.

Практикум можно использовать как самостоятельное мероприятие или в системе мероприятий, направленных на профилактику эмоционального выгорания педагогов.

Сценарий психологического практикума

«Играя укрепляем психическое здоровье»

Задачи: гармонизировать внутренний мир педагогов, научить способам снимать напряжение, прислушиваться к себе и осознавать собственные психологические и физические потребности.

Продолжительность тренинга: 1–1,5 ч.

Количество человек в группе: 15–20.

Место проведения: музыкальный или спортивный зал.

  1. «Я рад тебя видеть»

Цели: создание дружеской атмосферы

Описание: люди могут выражать свои чувства различными способами: с помощью речи, мимики, жестов, взгляда, громкости и тембра голоса. Ведущий просит каждого участника поприветствовать своего соседа фразой, начиная с его имени и дополняя фразу: «Маша, я рада тебя видеть, потому, что…».

  1. Игра «Калейдоскоп»

Цель: переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Примечание. Игра состоит из трех заданий. На выполнение каждого задания отводится определенное время. После завершения игры предложите педагогам по желанию зачитать свои записи.

Инструкция участникам.

1. Выберите свое любимое животное и три прилагательных для его описания, запишите.

2. Выберите еще одно животное, которое вам нравится, подберите к нему три прилагательных, запишите.

3. Закройте глаза и представьте себя на пляже во время заката. Подберите три прилагательных для описания этой сцены. Откройте глаза и запишите все.

(Дать время.)

Послушайте значение определений:

  • первые три прилагательных описывают вашу личность в повседневной жизни;
  • вторые три прилагательных — идеального партнера;
  • третьи — вашу духовность.
  1. «Цветная игра»

Цели: разминка

Описание: Участники встают и передвигаются по комнате. Ведущий называет какой-либо цвет. Все стараются найти этот цвет в одежде другого и дотронуться до него. Так, по сигналу «зеленый», все находят зеленый цвет в одежде другого и дотрагиваются до него.

  1. «Умение говорить «НЕТ»

Цели: приобрести навыки тактичного и твердого отказа, умение скаазть «Нет» в различных ситуациях.

Описание: Ведущий просит участников развиться на пары взглядом. При этом желательно выбрать того, с кем они меньше всего работали. Предлагается ролевая игра.  Один из пары играет роль человека, которого принуждают к чему либо. Этот участник должен найти выход из создавшего положения, отвечая отказом, говоря: «нет». При этом он должен аргументировать свой отказ. Второй из пары принуждает первого совершить какой либо поступок. Остальные участники помогают второму и также играют роли принуждающих. После этого участники меняются ролями. Группа также помогает тому, кто принуждает. Затем садиться следующая пара. Пример: не платить за проезд, соврать, украсть что-либо, покурить.

Обсуждение: каждый из участников говорит о своих чувствах, когда он был в разных ролях. В чем разница? Какие есть способы выхода из похожих ситуаций принуждения? Когда сложнее сопротивляться, когда тебя принуждает один человек или группа. Помогут ли навыки и опыт в реальной жизни?

  1. Арт-терапевтическая игра-тест «Точка, точка, запятая»

Цель: дать возможность каждому участнику определить свои психосоматические проблемы.

Материалы: на каждого участника — семь листов бумаги, семь разноцветных карандашей, ножницы, клей.

Инструкция участникам. Сейчас вы нарисуете семь рисунков. Закончив рисунок на одном листе бумаги, переворачиваете его и убираете до времени.

Первый лист. Изобразите те части вашего тела или орган, которые обеспечивают, по вашему мнению, внутреннюю и внешнюю безопасность.

Второй лист. Нарисуйте ту часть тела (органы), которая дает наибольшую жизненную силу.

Третий лист. Нарисуйте те части тела или органы, которые отвечают за сотрудничество с внешним миром, наши «дипломаты» и коммуникаторы.

Четвертый лист. Изобразите те части своего тела или органы, которые помогают сопротивляться окружающей действительности. Так называемая ваша братва, или что у вас по этому поводу возникнет в качестве метафоры…

Пятый лист. Нарисуйте те свои части, которые помогают общаться с самим собой, отвечают за благополучие внутреннего, интимного мира.

Шестой лист. Изобразите те части тела или органы, которые все это контролируют, возглавляют, собирают, другими словами — служат «генеральным директором».

Седьмой лист. Нарисуйте что-то из предлагаемых вариантов:

  • ту часть своего тела, которую просто хотите нарисовать еще раз (уж очень она вам нравится);
  • то, что не вошло ни в один рисунок, а вы считаете, что это должно быть — просто так, для комплекта.

Теперь вырежьте по контуру все, что нарисовали, и попробуйте составить из полученного целого человечка. Не беда, если у него будет много рук или голов.

Анализ результатов. В идеале человек должен быть нормальным и жизнеспособным — т. е. целым. Плохо, если чего-то важного у него не хватает.

Рассмотрим параметры оценки полученного коллажа.

Цельность и комплектность. Если у вашего человечка чего-то не хватает, значит, он «не работает». И это главный ответ на частый вопрос: «Почему не работает моя жизнь?» — посмотрите на своего человечка.

Защищенность. Этот параметр имеет жесткое и простое требование — ВСЕ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ!

В норме внутренние органы должны быть нарисованы «внутри тела», как бы защищены им. Они не должны быть больше корпуса тела, не должны располагаться отдельно. Все это выдает их незащищенность, уязвимость.

Соразмерность. Человечек должен быть реалистичным. Голова не может быть больше туловища, а одна нога не может быть короче другой в несколько раз.

Принцип разделения властей. Иногда на каждом рисунке бывают нарисованы чуть ли не все части тела. Получается, что все отвечают за все. Представьте аналогию. Вы всем коллективом бросаетесь к Иванову, чтобы помочь ему одеться, затем дружно бежите к телефону, чтобы позвонить родителям Сидорова, а затем все вместе садитесь писать заявление заведующему детским садом на проведение экскурсии. Что это означает в реальной жизни? Неумение дифференцировать функции приводит к следующему. Как говорят психологи, у такого человека «стоит заболеть левому мизинцу, как у него отказывает все тело». То есть малейшее недомогание лишает такого человека трудоспособности.

Недаром в подводных лодках существуют перегородки. Они делят лодку на отсеки и в случае аварии в одном отсеке блокируют его, чтобы не страдали остальные.

В идеале уши отвечают за слух, глаза — за зрение, а сердце — за любовь. Но когда на рисунке «все отвечает за все» — это точно говорит о хаосе в психике и, как следствие, в организме.

Реалистичность. Никто не говорит, что нужно рисовать, как художник. Но всякие фантазии в этом тесте говорят об удручающих вещах. Например, капустный кочан вместо головы или горшок с цветами, ножи вместо рук, гусеницы танка вместо ног, пламенный мотор вместо сердца. Это указывает на то, что человек с такими «частями тела» функционировать нормально не может.

Принцип кратности. Он сводится к следующему: шесть голов — это хорошо. Но тогда должно быть и по шесть рук-ног или хотя бы по две пары. А когда чего-то явно в избытке, а чего-то нет совсем — это нарушение принципа кратности.

А теперь самостоятельно проанализируйте свой коллаж в соответствии с основными параметрами. Посмотрите, какой орган отвечает у вас за коммуникацию с миром. У одних — уши, у других — руки. Это два совершенно разных способа жить. Не правда ли? Никто лучше вас не поймет корень ваших же собственных проблем.

  1. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

  • Какое упражнение, игра вам запомнились больше всего? Почему?
  • Какие чувства вы испытывали в ходе встречи?
  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Над чем вы задумались?
  • Что из того, что вы узнали на нашей встрече, может пригодиться вам в будущем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

Пояснительная записка          Редкая профессия сравнится с работой педагога по  тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывае...

Занятие – практикум для педагогов детского сада на тему: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Цели:Познакомить педагогов с понятием «профессиональное выгорание», симптомами его проявления и причинами возникновения;Освоить методы профилактики синдрома «профессионального выгорания»....

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Практикум для педагогов на тему "Играя, укрепляем психическое здоровье"

Практикум проводился с педагогами ДОУ в рамках игрового марафона "День веселого настроения" в День психического здоровья (10 октября). Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение н...

Психологический практикум для педагогов «Играя укрепляем психическое здоровье».

Психологический практикум поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных забот, связанных как с работой, так и с...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...