Социально - педагогическая адаптация ребёнка в РАС в условиях группы дневного пребывания.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Саркеева Оксана Александровна

В материале представлено обобщение педагогического опыта работы по теме "Социально – педагогическая адаптация ребенка в РАС в условиях группы дневного пребывания".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.12.2018_sarkeeva_o.a._obobshchenie_opyta_raboty.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогическая адаптация ребенка в РАС

в условиях группы дневного пребывания.

Обобщение педагогического опыта работы

                                                            Областное государственное бюджетное учреждение

«Центр социальной помощи семье и

детям г. Стрежевого», Томская область

                                Саркеева Оксана Александровна,

 воспитатель младшей группы дневного пребывания.

Термин «адаптация» в переводе с латинского языка означает «прилаживание», «приспособление» (от лат. аdapto - приспособляю). Что он подразумевает собой? В общем смысле данное понятие означает приспособление организма, а также всех его функций, клеточек и органов к изменившимся условиям среды.

Термин «социальная адаптация»  рассматривается как:

•        процесс приспособления индивида к условиям социальной среды (М.А. Галагузова);

•        активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе (Л.В. Мардахаев);

•         процесс активного взаимодействия ребенка со средой, стремление к установлению состояния гармонии личности и среды, способность к преодолению проблемных ситуаций (О.М. Никулина, Л.Н. Смотрова).

«Адаптация в педагогике» - это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям.

Проанализировав вышесказанные термины,  видим, что все понятия очень близки по смыслу, все они зависят друг от друга.

Термин «РАС», является термином расстройства аутистического спектра, который включает в себя все его подвиды. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутистического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием (нарушение, задержка развития), социальной коммуникацией и гибкостью мышления.

Из понятий вышесказанных терминов я понимаю, что передо мной стоит цель: адаптировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в нашей группе дневного пребывания, с учётом его психофизических особенностей создавая для  всестороннего развития различные условия. Развивать его индивидуальные способности с учетом его развития.  Научить его познавать окружающий мир; научить элементарным представлениям, необходимым в жизни; начать формировать социально-бытовые навыки, навык самообслуживания, культуры общения, поведения в различных ситуациях и другие.   Все эти знания, умения даю ребёнку дозированно, с учётом «зоны ближайшего развития»,  о которой говорил Л.С. Выготский (Основной принцип развивающего обучения). С нашими детьми «зоной ближайшего развития» считается завтрашний день.  Сравнение «сегодняшнего» ребёнка возможно только со « вчерашним», так как детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется индивидуально. Например, нашу группу посещают дети, которые наблюдали за происходящим и были «молчунами» долгое время, а  теперь отвечают на вопросы и стараются произнести многие слова. Так же, многие из детей боялись краски, кисточек, бросали пластилин, а теперь, стараются быть в числе первых участников занятий, иногда сердятся, потому что не всегда получается быть первым, поэтому теперь приходится разъяснять уже не правила и приёмы рисования и лепки, а очередность при выполнении работ. Родители многих детей делятся информацией о том, что дети вечером «рассказывают» родителям,  чем они занимались, показывая свои работы, называя или показывая цвета, формы или листая книгу, по которой мы разучиваем стихи.  Такая уверенность и самостоятельность детей говорит о правильной социализации, не закомплексованности, раскрепощенности. Ведь целью моего процесса адаптации является развитие умения человека самореализовываться, развиваться, а не становиться послушным исполнителем чужой воли.

Конечно же, для того, чтобы адаптация деток проходила более спокойно и уверенно я привлекаю родителей. Очень приятно, когда родители находят  время и заранее приходят в группу, чтобы рассказать мне об особенностях своих детей. Питание, одевание, раздевание, приём пищи, хождение в туалет, любимые игры, состояние здоровья, вот темы которые обсуждаем совместно. В это время определяем с родителями время нахождения в группе ребёнка. Если ребёнок посещал детский сад, то обычно, ребёнок может посещать группу весь день. Если ребёнок домашний, то допускаю вначале приходить в группу вместе с мамой или с кем–то из родственников на 2 часа ежедневно,  постепенно увеличивая время пребывания в группе. Детям, для психологического комфорта,  рекомендую вначале брать с собой любимые игрушки, да и засыпают дети с ними намного проще и спокойнее.  Например,  группу посещали дети, которые беспокоились, плакали просыпаясь,  когда игрушка не находилась рядом, когда  игрушку на следующий день приносили из дома, то дети спали спокойно.

Так же для адаптации применяю различные формы образовательной деятельности: ролевые игры (с правилами и без), беседы, сюжетные игры, рассматривание игрушек, рисунков, иллюстраций, книг; рассказывание по иллюстрациям, по игрушкам; разгадывание загадок; прослушивание аудио сказок, музыки;  рисование, лепку; игры с водой; наблюдение; экскурсии; соревнования; дежурство. Например, с некоторыми детьми я садилась играть на ковёр, ползала на четвереньках и они глядя на меня начинали так же играть. Некоторых детей катала на мяче, на модулях и, если им это нравилось, продолжали эту спортивную игру. С теми, кто не умел ходить,  ложилась на ковёр и так же играла, показывая пример для подражания. С некоторыми детьми приходилось играть с водой, а некоторых уговаривать, кого-то подержать на коленках и попеть на ушко, а к кому-то и подходить было нельзя, так как все  летело в разные стороны. При некоторых  из детей нельзя прибираться и переставлять игрушки, предметы, нельзя к ним прикасаться, пока они своим видом не покажут, что готовы к общению и творчеству. С некоторыми нужно собирать пазлы и рассказывать, кого видим на собранных картинках, а некоторые любят уединение и тишину.

Для себя я сделала вывод, для того чтобы легче проходила адаптация ребенка с ограниченными возможностями нужно установить с ним эмоциональный контакт; так же нужно соблюдать поэтапность действий (режимные моменты); нужно обязательное проговаривание всех действий, которые мы делали и будем делать в течение дня; с каждым в меру его развития выбрать  стереотипную игру; обязательно в течение дня выполнять задания логопеда, дефектолога; создавать различные ситуации по развитию речи и ее стимуляции.

11 декабря 2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей 1,5 – 2 лет к детскому саду в условиях группы кратковременного пребывания «Кроха»

Создание групп кратковременно пребывания детей разного возраста является в настоящее время организацией новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования. Это позволит сделать услуги...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности...

«Социальная адаптация воспитанников с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности».

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми де...

Презентация «Создание условий для формирования межличностных отношений с детьми с ОВЗ в условиях группы кратковременного пребывания»

Представление педагогического опыта на районном семинаре - практикуме для педагогов ДОО Мамонтовского района по теме «Создание условий для формирования межличностных отношений с детьми с ОВЗ в у...

Статья на тему "Адаптация детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания"

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностя...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – насегодняшний день одна из актуальных проблем современного российскогообщества. Новые стандарты образования нацелены на обеспечение участия вс...