«Социальная адаптация воспитанников с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности».
статья (старшая группа) на тему

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где воспитывались и обучались здоровые дети. 
В настоящее время мир внимательно относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией, Конвенции ООН (2006 г.), и в первых Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ОВЗ.

В целях реализации права на образование граждан РФ органы власти (всех уровней) должны создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия. В максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц. В том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья , с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи.

Таким образом, актуальность данной темы для образовательной практики заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы воспитания и обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями здоровья оптимальные условия воспитания и обучения. Кроме этого, дети, воспитывающиеся и обучающиеся в специальных образовательных учреждениях, впоследствии обнаруживают острую социальную неприспособленность. Попытка преодолеть эту неприспособленность вызвала к жизни новую – инклюзивную форму воспитания и обучения. Именно непрерывное инклюзивное образование должно служить базовой ступенью, от которой зависит все последующие достижения человека. Это – фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности ребенка социальной адаптации его самого и его семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация  воспитанников с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности».

Круппа  Ольга Анатольевна,

МАДОУ ПГО «Детский сад № 63

комбинированного вида»

воспитатель

 первой квалификационной категории

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где воспитывались и обучались здоровые дети. 
В настоящее время мир внимательно относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией, Конвенции ООН (2006 г.), и в первых Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ОВЗ.

В целях реализации права на образование граждан РФ органы власти (всех уровней) должны создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия. В максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц. В том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья , с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи.

Таким образом, актуальность данной темы для образовательной практики заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы воспитания и обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями здоровья оптимальные условия воспитания и обучения. Кроме этого, дети, воспитывающиеся и обучающиеся в специальных образовательных учреждениях, впоследствии обнаруживают острую социальную неприспособленность. Попытка преодолеть эту неприспособленность вызвала к жизни новую – инклюзивную форму воспитания и обучения. Именно непрерывное инклюзивное образование должно служить базовой ступенью, от которой зависит все последующие достижения человека. Это – фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности ребенка социальной адаптации его самого и его семьи.

В моей   группе комбинированной направленности  12 воспитанников с ОВЗ, 2 ребенка инвалида (1 воспитанник с легкой умственной отсталостью и 1 с задержкой психического развития), 10 воспитанников имеют общее недоразвитие речи и 2 ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи. У 50 % воспитанников была проблема с социальной адаптацией.

Для решения проблемы социальной адаптации моих воспитанников я остановила свой выбор на современных педагогических технологиях: игровой технологии (педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина) и технологии «Метод проектов».

Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие игровые технологии  делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит,  помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.

Авторская методика Никитина  отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.

 Кубики Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному»,  с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям».

Достоинство данных развивающих игр  - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
Игры Б.П. Никитина - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе и социально адаптированными.

Кроме этого, игры полностью отвечают требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста, а именно техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей. Обладают таким качеством как полифункциональность, могут гибко использоваться в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях.

Для организации образовательной деятельности составила комплексно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста на основе игр педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина, данные   игры  применяю как часть во время непосредственной образовательной деятельности, 2 раза в неделю провожу игровой час во второй половине дня, в свободной деятельности время работы с играми не ограничивается, но отслеживаю смену видов детской деятельности. Использование этих игр в педагогической деятельности позволило мне перестроить работу: перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым и самостоятельно.

Видя положительные результаты, играми заинтересовались родители. По их просьбе семьи воспитанников активно приняли участие в образовательном процессе: посещение игрового часа, на котором родители вместе с детьми осваивали игры, посещение семинаров-практикумов  с демонстрацией возможностей использования игрового материала т.д.  Применяя ИКТ-технологии использую в работе с родителями видеоуроки и видеоинструкции.

В результате активного применения использования развивающих игр Б.П. Никитина в моей группе:

- усовершенствовалась развивающая предметно-пространственная среда;

- разнообразились формы организации работы с воспитанниками при решении задач познавательного и социально-коммуникативного развития;

- семьи воспитанников активно участвуют в образовательной деятельности группы.

Дошкольники могут на более продолжительное время концентрировать своё внимание, доводят начатое дело до логического завершения. На порядок выше стал уровень речевого развития.  Дети свободно составляют описательные рассказы, значительно увеличился словарный запас. Следует отметить, снизились проблемы со счётом, нет трудностей со знанием геометрических фигур. Дошкольники свободно ориентируются на плоскости. У моих воспитанников  сформированы приемы умственных действий, дошкольники ориентируются на плоскости, определяют пространственное положение предметов относительно друг друга. Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказалось и на количественно – качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей. В игре стали проявляться и развиваться разные стороны личности, эмоциональные потребности.

В наше время стоит проблема нехватки трудовых кадров, современные дети хотят быть менеджерами и работать с компьютерами. Для воспитанников с ОВЗ очень важно найти свое место в жизни, определиться с будущей профессией, это и будет одним из главных показателей социальной адаптации детей.

Я для себя нашла решение проблемы через знакомство детей дошкольного возраста с профессиями.

В своей работе поставила задачи:

  • Ознакомление с профессиями взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
  • Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
  • Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Для решения данных задач разработала долгосрочный проект «Все работы хороши».

Знакомство с профессиями взрослых осуществляла в первую очередь в ближайшем окружении – это  профессии детского сада. Во время образовательной деятельности мы можем познакомить детей с профессией повара, дворника, кастелянши, медсестры.  

Расширить представления о профессиях позволило сетевое взаимодействие с муниципальными учреждениями города и предприятия малого бизнеса: городская детская библиотека, пожарная часть, обувная мастерская, цветочный и продуктовый магазин, МБОУ СОШ № 20,  дворовый клуб «Звезда», молокозавод, ферма и т.д.  Воспитанники познакомились с такими профессиями как пожарный, продавец, ветеринар, библиотекарь, учитель т.д.

Очень важно сформировать у ребенка положительное отношение к труду и чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Поэтому после знакомства с профессиями взрослых, работающих в детском саду, я организовывала продуктивную деятельность обучающихся: воспитанники с удовольствием  раскраивали и вырезали косынки из ткани для кукол (после знакомства с профессией кастелянша), пекли печенье и делали салат (после знакомства с профессией повар), украшали туфельки и сапоги, осуществляли ремонт книг и т.д..

 Изучая профессию повара,  воспитанников заинтересовала профессия такая, как кулинар. В дальнейшем был реализован проект «Кулинар».  Дети с большим удовольствием ходили на экскурсию в кулинарный магазин, рассмотрели хлебобулочные изделия. В исследовательской деятельности проводили  опыт с дрожжами.  Рассматривали, в какой воде дрожжи растут быстрее в теплой или холодной. Сделали вывод, что в теплой воде дрожжи растут быстрее, чем в холодной. Дети сами месили тесто и выпекали печенье, булочки, которыми потом угощали родителей.

Закрепление представлений о профессиях осуществляла в сюжетно-ролевых играх: «Пожарный», «Школа», «Воспитатель», «Типография», «Ферма», «Полицейский», «Я водитель», «Швейная мастерская» и т.д.

Активное участие в образовательной деятельности приняли родители воспитанников: создали тематические «ЛЕПБУКИ», в этих настольных книгах собрана вся информация, о профессиях начиная с прошлого и заканчивая настоящим временем, стихи, загадки, рассказы, поговорки, опыты. Так же  родители принимали участие в организации вечеров «Встреча с интересными людьми», «За чашкой чая», на этих вечерах родители рассказывали о своих профессиях, какую пользу приносит их работа, для населения.

В результате у детей (6-7 лет) группы комбинированной направленности сформировались трудовые навыки, проявляется уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда. Проявляются и развиваются разные стороны личности, эмоциональные потребности, складывается характер ребенка.

 Многие дети определились с выбором профессии, кто- то решил стать пожарным, кто – то кулинаром. Родители стали замечать участие детей в приготовлении семейных ужинов, воскресной уборки комнаты.

Одним из важных направлений в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и детей инвалидов  является работа с семьями.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Современные, инновационные формы взаимодействия с родителями обеспечивают психолого-педагогическую поддержку семьи и повышают компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны жизни и здоровья воспитанников, что и закреплено во ФГОС. Решая эту задачу, применяла  различные формы работы, из них наиболее эффективные:

- нетрадиционное проведение родительских встреч, консультаций специалистов с использованием активных методов и с участием детей;

- встречи с интересными людьми;

-информирование о детском саде  на  сайте в Интернете;

-участие в итоговых мероприятиях по темам недель;

-реализация проектов с  участием родителей;

-игровые тренинги и мастер-классы;

-участие в творческих отчетах по результатам работы за год;

- совместные путешествия;

-совместное проведение сладких вечеров, спортивных и тематических праздников, концертов;

-участие родителей в создании развивающей среды в детском     саду;

-реализация проектов с  участием родителей;

-выпуск групповой газеты.

В результате проделанной работы воспитанник с легкой умственной отсталостью прошел социальную реабилитацию и  начал контактировать с детьми и взрослыми, принимать участие в совместных играх, отмечается высокий уровень зрительной памяти, появились коммуникативные навыки.  Воспитанники группы владеют навыками получения информации и общения со сверстниками и взрослыми, наблюдается повышение уровня познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ «Воспитание детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности»

Выступление с сообщением на педагогическом совете«Реализация инклюзивного подходав воспитании и обучении детейс ограниченными возможностями здоровьяв условиях дошкольного учреждения посредс...

«Использование мультисенсорной программы Нумикон в работе воспитателя в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ»

Конспект - опыт использования  мультисенсорной программы «Нумикон» в  работе с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы ДОУ....

«Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ »

В коррекционной работе  используются элементы различных методик:    Ю.А Разенковой.,  О.Б. Закревской, О.В. Боровика, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Новиковой-Иванцово...

Взаимодействие с семьей в условиях групп комбинированной направленности

Одним из приоритетных направлений, на мой взгляд, является коррекционно-развивающая деятельность, в том числе направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.

Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются:  спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников в старшей группе комбинированной направленности «Письмо для жителей Гендерляндии»

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников в старшей группе комбинированной направленности«Письмо для жителей Гендерляндии»...