Главные вкладки

    Выступление "Интеграция детей с ОВЗ в сопровождении родителей в коллектив сверстников" 27.02.2018
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    КАМЕНКОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл region_2018.docx26.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

    ____________________________________________________

    ул. Ухтомского,  д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл. 142530, тел. 8(49643)3-29-55

    Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

    Региональный семинар «Сопровождение детей с ОВЗ специалистами ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» (сообщение из опыта работы)

    ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СОПРОВОЖДЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ В КОЛЛЕКТИВ СВЕРСТНИКОВ

    Учитель-дефектолог

    Каменкова Н.И.        

                                                     

    г. о. Электрогорск

    2018г.

    ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СОПРОВОЖДЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ В КОЛЛЕКТИВ СВЕРСТНИКОВ

    1.Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду и школе

    https://academy-prof.ru/blog/tyutorstvo-v-detskom-sadu

    Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства является одной из задач ФГОС в дошкольном образовании.

    Дети с ОВЗ заслуживают особого внимания в образовательных учреждениях, так как состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

    2.Тьюторство в образовании - это... Что такое тьюторство в дошкольном образовании

    Чтобы максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями, необходимо адаптировать условия образования и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей,    Для этого на всех ступенях образования вводятся инклюзивные технологии, которые позволяют ребенку социализироваться. И один из таких методов - это тьюторство в образовании, т.е. сопровождение семей или детей, у которых имеются особые потребности в обучении и воспитании.

    Само слово "тьютор" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "домашний учитель". И это принципиальное различие: такой человек отличается от привычных педагогов дошкольных и школьных учреждений, так как одной из первостепенных его задач является защита ребенка и помощь в его социализации.

    Тьюторство в образовании - это закрепление за ребенком наставника, который сможет помочь ребенку и скорректировать его развитие.

    3.Работа тьютора в ДОУ

    Тьюторство в дошкольном образовании подразумевает активное участие и родителей, потому что для малышей главным ориентиром являются взрослые. Глядя на их модель поведения, ребенок перенимает некоторые их особенности. И задача тьютора состоит в том, чтобы увидеть возможные трудности в развитии и скорректировать их.

    Тьютор разрабатывает индивидуальный маршрут с учетом всех особенностей подопечного.

    4.Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ 35 «Ёлочка»

    В настоящее время детский сад «Ёлочка» посещают дети, которые не могут находиться в ДОУ без тьютора или сопровождающего в силу тяжести дефектов развития (ДЦП и задержка психического и речевого развития; синдром Дауна; нарушение опорно-двигательного аппарата и задержка психического и речевого развития).

    Т.к. средств на оплату работы тьютора в нашем детском саду нет, были заключены договора с одним из родителей – матерью-  на получение их детьми образовательных услуг без услуги присмотра и ухода. Что это означает?

    Ребёнок   посещает  ДОУ в сопровождении матери с 9.00 до 13.00, т.е. участвует во всех режимных моментах в данный промежуток времени. Это занятия в группе и со специалистами, игровая деятельность, бассейн 2 раза в неделю, прогулка, обед, уход домой.

    В нашем детском саду тьюторство осуществляется опосредованно. Тьюторами выступают педагог-психолог и специалисты под руководством учителя-дефектолога. Дефектолог составляет индивидуальную программу развития на каждого ребёнка, оказывает методическую помощь воспитателям, специалистам и одному из родителей, который является сопровождающим,  а он в свою очередь оказывает воспитательное воздействие на своего ребёнка.      

    Сопровождение детей осуществляется с 2016-2017 уч. г., когда городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) был направлен во вторую младшую группу ДОУ один ребёнок со сложным дефектом. («рекомендовать посещение ДОО по индивидуальному графику в сопровождении законного представителя в течение 1 года»).

    Обучение проходило по   индивидуальной программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в основе которой лежит «Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии А. В. Закрепиной, М. В. Братковой. (из Интернета), а также на основании Индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида, выдаваемавя Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на каждого ребёнка.

     http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/razrabotka-individualnoj-programmy-korrekcionno-razvivajuschego-2718

    В 2017-2018 уч. г. теперь уже среднюю группу комбинированной направленности посещают трое детей в сопровождении  матери. Обучение двоих детей с первым уровнем речевого развития, один из которых с синдромом Дауна, осуществляется по программе А. В. Закрепиной, М. В. Братковой, а ребёнок, который обучается второй год, занимается по логопедической программе для детей второго уровня речевого развития под ред. Г.В.Чиркиной. Этот ребёнок в три года был неговорящим

    Сопровождение ребёнка – это тяжёлый труд для матери. Сопровождению нужно учить. Родителям оказывают методическую помощь воспитатели, а их, в свою очередь, консультируют учитель-дефектолог и педагог-психолог.

    Направления коррекционной работы:

    1.Наблюдение

    2.Диагностика.

    3.Составление СИПР. (специальной индивидуальной программы развития).

    4.Составление графика индивидуальных занятий:

    *без сопровождения матери (1 ребёнок с ОВЗ)

    *в сопровождении матери (2 ребёнка с ОВЗ)

    Взаимодействие учителя-дефектолога со специалистами, педагогами и родителями.

    1.Индивидуальные консультации специалистов, воспитателей, родителей

    2.Беседы с педагогами, родителями.

    3.Составление памятки для родителей

    4.Анкетирование родителей.

    Психологическая поддержка родителей, имеющих детей с ОВЗ, дефектологом, психологом:

    *беседы

    о физическом и психическом развитии ребёнка, о достижениях, проблемах, характере,

    взаимоотношениях в семье.

    *консультации

    4. Результативность

    1.В настоящее время один ребёнок с ОВЗ, посещающий детский сад 2-ой год, занимается без сопровождения матери у специалистов, а также на музыкальном занятии. По просьбе матери,  на консилиуме принято решение оставлять ребёнка одного во время свободной игровой деятельности после занятий перед прогулкой.

    2.Второй ребёнок с ОВЗ находится в детском саду в сопровождении матери.

    3.Третий ребёнок перестал посещать детский сад, т.к. мать устроилась на работу, а поскольку договор оформлен на неё, другие члены семьи не имеют право сопровождать его в ДОУ.

    5. Выводы.

    1.Не все родители готовы учиться, чтобы помочь своему ребёнку. Им проще заплатить за занятие и отдать ребёнка педагогу, на другое не хватает терпения. Ребёнок в пять лет ходит в памперсах. Мать считает, что он сам будет ходить в туалет когда-нибудь; сам (наиболее распространённое заблуждение) начнёт говорить, одеваться и раздеваться, правильно держать карандаш и т.д. и т.п. Этим родители прикрывают или своё равнодушие, или отсутствие терпения, а то и просто нежелание реально помочь своему ребёнку, думают, что это бесполезно.  Гораздо проще самим одеть ребёнка, раздеть, поменять памперсы, покормить с ложки. Согласна, это быстро и без лишней нервотрёпки. Сейчас. Но давайте представим, что будет, когда ему будет 12 лет. Придется надевать на него не ботиночки и сапожки, а ботинки и сапоги, кормить не из маленькой тарелки, а из большой, менять памперсы довольно взрослому человеку и подмывать его, так как он ни к чему не приучен.  Ещё более неосмотрительным является тот факт, что ребёнку разрешается всё. Сначала потому, что он маленький, потом потому, что он больной, и его очень жалко, и ребёнок привыкает любыми способами настаивать на своём, например, бьёт близких Его не научили понимать слова «нет» и «нельзя. Ребёнок в пять лет бьёт мать. У него ещё слабые ручки, ну как можно сдать сдачи или наказать? Ребёнок вырос, ему уже 12, а он продолжает бить мать (он так привык и бьёт уже не кулачком, а кулаком. Кто виноват?

    2.Некоторые родители стараются свести к минимуму общение с  ребёнком с ОВЗ, перепоручая его бабушкам и дедушкам.

    3.Детей со сложным дефектом нужно прежде всего учить санитарно-гигиеническим навыкам и самообслуживанию, культуре поведения. Ребёнок с нормальным интеллектом сам с возрастом может понять, что можно делать , а что нельзя. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, тем более средней тяжести, т.е.  имбецильностью, не поймёт этого никогда. Он будет себя вести так, как его научили или не научили в детстве. Переучить таких детей невозможно.

    4.После года коррекционной работы возможно смягчение  диагноза, если налицо положительная динамика, и выбор дальнейшего образовательного маршрута на консилиуме.

    5.Наблюдается разная модель поведения у родителей:

    А) одни выполняют рекомендации, прислушиваются к мнению педагогов и специалистов ДОУ

    Б) другие выполняют рекомендации частично, т.е. не водят на первое занятие (проспали); не всегда ходят на физкультуру (это трудно и неинтересно для матери), в бассейн (ребёнок в памперсах) и т.д.

    В) считают важными только занятия со специалистами; не хотят верить, что на первом месте в данный момент воспитание навыков самообслуживания.

    6) дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости по-разному интегрируются в среду сверстников. Дети с лёгкой степенью могут иметь друзей и, если нет грубых двигательных нарушений, достаточно хорошо адаптируются в группе.

    7) дети с умеренной у/о, как правило, неговорящие, испытывают большие трудности в интеграции: общаются, по большей части, только со взрослыми, других детей часто не замечают, хотя в играх (напр., катание с горки с детьми), на первый взгляд, они, на первый взгляд,  такие же как все. Чем старше дети, тем больше они замечают, что ребёнок с ОВЗ не похож на них, и отстраняются. Требуются большие усилия воспитателей, чтобы убедить здоровых детей доброжелательно относиться к детям с особыми образовательными потребностями.  

    8. На вопрос анкеты «Почему вы  посещаете не все занятия?» ответили не все родители, значит, они не готовы к диалогу.

    11.Из трёх родителей детей со сложным дефектом диагноз предоставили только на одного ребёнка. Это говорит о ложном недоверии к педагогам и специалистам ДОУ.

    6. Заключение

    Интеграция детей с ОВЗ в сопровождении родителей в коллектив сверстников – сложный процесс. Он происходит с помощью и через родителей, в данном случае, через мать. Координирует сопровождение учитель-дефектолог.

    Он составляет индивидуальную программу развития на каждого ребёнка, оказывает методическую помощь воспитателям, которым в данной ситуации приходится труднее всего, специалистам и родителям, которые, в свою очередь, оказывают воспитательное воздействие на своего ребёнка.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1. Как вы понимаете цель посещения детского сада

    *ребёнком_________________________________________________________________________________________________________________________________________________*вами в роли сопровождающего_________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    2. Опишите проблемы вашего ребёнка

    *речь________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

    *взаимодействие со взрослыми__________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    *взаимодействие  с детьми______________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    *игровая деятельность__________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    *навыки самообслуживания_____________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    *трудовая деятельность_________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    *мелкая моторика (что умеет делать)_____________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    *общая моторика (что умеет делать)______________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    3. Отношение к проблемам ребёнка со стороны всех членов семьи

    *с пониманием ________________________________________________________________

    *с раздражением (что больше всего раздражает)_____________________________________

    _____________________________________________________________________________

    *другое____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Решение проблем (кружки, занятия со специалистами)_________________________

    _____________________________________________________________________________

    5. Ребёнок посещает детский сад

    *плюсы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    *минусы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    *пожелания________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Использование фотографий вас с ребёнком (да, нет)

    *в презентациях без выкладывания в Интернет _____________________________________
    *на сайте учителя-дефектолога ___________________________________________________

    *ваши условия_________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    7. На какие режимные моменты вы приводите ребёнка? (+, -)

    *1-ое занятие ________________________________________________________________

    *2-ое занятие ________________________________________________________________

    *занятия с дефектологом_______________________________________________________

    *занятия с психологом _________________________________________________________

    *свободная деятельность _______________________________________________________

    *бассейн_____________________________________________________________________ *прогулка____________________________________________________________________ *обед________________________________________________________________________

    8. На какие режимные моменты вы не водите ребёнка, по какой причине?

    *1-ое занятие__________________________________________________________________

    *2-ое занятие__________________________________________________________________

    *занятия с дефектолом__________________________________________________________

    *занятия с психологом__________________________________________________________

    *свободная деятельность________________________________________________________

    *бассейн______________________________________________________________________

    *прогулка_____________________________________________________________________

    *обед_________________________________________________________________________

     Примечание.

    1

    Данная информация будет использована

    *для составления индивидуальной программы развития

    *отчётов – без называния фамилии ребёнка

    *презентаций с фотографиями, согласованными с родителями

    2

    *Важно помнить, что каждый режимный момент является воспитывающим и обучающим. Ребёнок с вашей помощью учится сидеть за столом, выполнять задания воспитателя, играть с детьми, бережно относиться к игрушкам и окружающим предметам, овладевает навыками самообслуживания (учится надевать и снимать одежду, мыть руки перед едой, самостоятельно есть и т.д.)

    Используйте предоставленные вам возможности в полной мере!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл., тел. 8(49643)3-29-55

    Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru   Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

    «Утверждаю»

    Заведующий  МДОУ №35 «Ёлочка»

    _________________ О.Ю. Андреева

    25.01.2018

    ПАМЯТКА

    для родителей, сопровождающих своих детей

    1. Приходите в детский сад к 8.45 (за 20 минут до начала занятий).

    2. Приучайте ребёнка самостоятельно раздеваться и переобуваться. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.

    3. Не отвлекайтесь на свой телефон без необходимости. Используйте время в детском саду с максимальной пользой для своего ребёнка.

    4. На занятии все действия выполняйте только со своим ребенком сначала методом «рука в руке». Стремитесь к тому, чтобы некоторые действия ребёнок выполнял в дальнейшем более самостоятельно. Если ребенок устал, можно выйти из группы в спальное помещение или раздевалку, не мешая ходу занятий (не шуметь).

    5. Вне занятий во время свободной деятельности детей занимайтесь только со своим ребенком, не отвлекаясь на других детей группы. В это время приучайте его выполнять действия с игрушками, а именно: катать машинку; укладывать куклу, зайку, мишку и т.д. спать, катать их в коляске, кормить, одевать, раздевать; делать простые постройки из конструктора (домик, гараж, кроватку и т.д.). После игры нужно убрать игрушки на место. Нельзя оставлять ребёнка одного.

    6. Одевается на прогулку ребенок с помощью и самостоятельно. Недопустимо полное отстранение своего ребёнка от данного процесса. Выходите с ребёнком на улицу, не дожидаясь всей группы.

    7. Во время прогулки играйте со своим ребёнком, учите его катать машинки; куклу, мишку, зайку и т.д. в коляске, в кузове машин; копать лопаткой снег, песок; накладывать снег и песок в кузов машины, перевозить, высыпать.

    8. После возвращения с прогулки помогите своему ребёнку раздеться методом «рука в руке», поощряя самостоятельные действия, а также помыть и вытереть руки полотенцем.

    9. Прием пищи осуществляется только за столом.

    10. Учите ребёнка самостоятельно есть, правильно держать ложку, пить из бокала, вытирать рот салфеткой.

    11. Учите ребёнка пользоваться туалетом и туалетной бумагой, отучайте от памперсов.

    12. Соблюдайте все режимные моменты в группе вместе с остальными детьми и не отходя от своего ребенка: туалет, уборка игрушек, прием пищи, занятия и т.д.

    13. Не позволяйте ребенку залезать на предметы мебели: стулья и столы.

    14. Индивидуальные коррекционные занятия проводят специалисты учитель-дефектолог и педагог-психолог по индивидуальному расписанию в специально отведённых для этого кабинетах.

    15. В коррекционном зале ребенок может находиться только вместе с родителем. При этом необходимо соблюдать правила по технике безопасности и охране здоровья своего ребенка в течение всего времени пребывания в зале. Не допускается самостоятельная бесконтрольная деятельность ребенка в данном помещении.

    16. О заболевании ребенка предупреждайте воспитателей по телефону. Возобновлять посещение дошкольного образовательного учреждения можно только при наличии справки от врача, в которой говорится, что ребенок здоров и может посещать детский сад.

    17. Помните!

         1. Ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение только в сопровождении лица, заключившего договор.  

         2. Обязанность родителя по договору: персональное сопровождение процесса индивидуального образования в дошкольном учреждении.

         3. Ваш ребёнок должен научиться делать всё то, что умеют другие дети группы.

    С Памяткой ознакомлена_ ___________     _________________________________ _________

                                                              дата                             Ф.И.О.                                                подпись


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Информационное сопровождение родителей при подготовке детей к школе"

    В данной статье мы познакомимся с программой «Информациого сопровождени родителей при подготовке детей к школе"....

    Психологическое сопровождение родителей агрессивных детей.

    Большую роль в решении проблем социальной адаптации агрессивных детей могут сыграть педагоги - психологи, усилия которых должны быть направлены на оказание психологической помощи семье, начиная ...

    Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

    Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста

    Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...

    Методическая разработка "Психологическое сопровождение родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии"

    Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствую установлению гармоничного контакта с ними и с окр...

    Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

    Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...