Развитие детей с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике на тему

Лукманова Яна Фанильевна

Краткая характеристика видов ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_zpr.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика видов ЗПР

https://studfiles.net/html/2706/306/html_i48H9pgQze.K36Y/img-QP5wLF.jpg

Коркино, 2018

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.

Характерные особенности детей с ЗПР:

  • Снижение работоспособности
  • Повышенная истощаемость
  • Неустойчивое внимание
  • Недостаточность произвольной памяти
  • Отставание в развитии мышления
  • Дефекты звукопроизношения
  • Бедный словарный запас слов
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений
  • Трудности в счёте и решении задач по математике
  • Своеобразное поведение
  • Низкий навык самоконтроля
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Таблица 1 «Причины ЗПР»

Вид

Причины

Конституционального происхождения

Наследование, многоплодие

Соматогенного происхождения

Первичная причина: длительные тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте, вторичные причины: сенсорная депривация, гиперопека родителей

Психогенного происхождения

Неблагоприятные условия воспитания: безнадзорность, гиперопека, жестокое обращение, эмоциональное отвержение

Церебрально-органического генеза

Различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни

Таблица 2 «Виды ЗПР с точки зрения разных ученых»

Автор

Виды ЗПР

Краткая характеристика

Е.М. Мастюкова,

на основе неврологического анализа у детей раннего возраста

доброкачественная неспецифическая ЗПР

замедленный темп созревания мозговых структур и их функций при отсутствии органических изменений в ЦНС

специфическая или церебрально-органическая задержка развития

изменения структурной или функциональной деятельности мозга

М.С. Певзнер,

на основе синдромологического принципа

психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте

замедленное формирование эмоционально-волевой регуляции, быстрая истощаемость, неравномерное действие памяти, внимания; инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности

дети вялые, апатичные, непродуктивные, могут проявляться головные боли, повышенная утомляемость; наблюдается дефицит представлений о реальных действиях взрослых

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями

раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость; возможна вялость, пассивность; соматовегетативные реакции (тошнота, обмороки, головные боли и др.)

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции

трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, словарный запас ограничен

К.С. Лебединская,

на основе этиопатогенетического подхода

конституционального происхождения

инфантилизм, отставание в эмоциональной сфере

соматогенного происхождения

эмоциональная незрелость, астения в следствие соматических проблем

психогенного происхождения

неблагоприятные условия воспитания: невротизация личности, эгоцентризм

церебрально-органического генеза

органическое поражение центральной нервной системы

Тип ЗПР

Причины

Как проявляется?

ЗПР конституционального происхождения

Наследственность.

Одновременная незрелость телосложения и психики.

ЗПР соматогенного происхождения

Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга.

Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.

ЗПР психогенного происхождения

Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.).

Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.

Церебрально-органического происхождения

Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни.

Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

Таблица 3 «Виды ЗПР»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития

В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....

Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей с задержкой психического развития

В статье предлагается модель  коррекционно-образовательноого процесса, способствующая развитию психомоторных функций дошкольников с ЗПР посредством музыкально-ритмической деятельности,  осно...

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития

В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....

Перспективное планирование занятий по социальному развитию детей с задержкой психического развития

Перспективный план составлен на три года обучения, содержание которого составляют занятия, дидактические упражнения. Для каждого занятия определены коррекционные задачи на развитие психических функций...

Художественная литература как средство речевого развития детей с задержкой психического развития»

Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее соедство воспитания чувств ребенка, развитие мышления, воображения, памяти....