Консультация для педагогов "Дидактические игры для детей ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Королева Виктория Юрьевна

Консультация для педагогов "Дидактические игры для детей ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_detey_s_ovz.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Дидактические игры для детей ОВЗ

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение.

Роль дидактической игры в процессе обучения детей с ОВЗ.

Дидактическая игра является одной из форм обучения детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; индивидуально-психологических особенностей личности ребенка.

Коррекционные задачи, решаемые в представленных ниже дидактических играх, связаны с повышением зрительно-двигательной активности детей, развитием их зрительных функций. Большое значение придается формированию у детей познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, мышления, речи и воображения.

Примерный перечень игр:

«Что слышат наши ушки?»

Цель: учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.

Ход: предложить детям услышать в какой части группы звучит негромкая мелодия, приблизиться к этому месту и по инструкции воспитателя: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем танцевать!» пофантазировать свой танец.

«Маленькие ножки»

Цель: упражнять детей в познании свойств своего тела.

Ход: предложить детям пропеть веселую песенку про ножки и выполнить движения, о которых в ней говорится.

Маленькие ножки бег на месте

Бежали по дорожке

Бежали лесочком прыжки на двух ногах

Прыгали по кочкам

Прыг-скок, прыг-скок,

Прибежали на лужок поставить ногу на пятку

Потеряли сапожок

Развитие зрительного восприятия:

«Собери целое»

Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социально-бытовую ориентировку.

Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»

«Найди пару»

Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький»

Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.

«Зоркий глаз»

Цель: развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаза.

Ход: предложить рассмотреть наложенные друг на друга контуры предметов (геометрических фигур, животных); обвести пальцем или через кальку копировать фломастером, узнавая кто (что) спрятался в картинке

«Отгадай загадку»

Цель: развивать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции при обследовании силуэтного изображения.

Ход: предложить детям рассмотреть силуэтные изображения животных (овощей, фруктов, деревьев), узнать и назвать их. Обвести внешний контур силуэтов, дорисовать их по желанию.

«Что забыл художник?»

Цель: развивать зрительное восприятие, развивать зрительную функцию: прослеживание при штриховке вправо-влево контурного изображения.

Ход: загадать загадку: «стоит Антошка на одной ножке, что это?» вот и художник нарисовал грибы, но очень спешил, поэтому оставил половину изображения не нарисованной. Предложить закончить изображение, пользуясь трафаретами по теме «Грибы».

«Кто (что) спрятался в картинке?»

Цель: развивать зрительное восприятие, закреплять умения зрительного обследования и умение анализировать, классифицировать предметы по признаку формы.

Ход: предложить подобрать к загадочной картинке (трафаретному изображению) силуэтное изображение, которое с ней совпадет по форме, по силуэтному изображению узнать и назвать объект.

Развитие мелкой моторики:

«Самолет»

Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, произвольное внимание, связную речь.

Ход: предложить ребенку путешествие по зеленой лужайке, где живут интересные животные и насекомые. Решить проблему: найти недостающие детали картинок. Рассказать сказку о веселом путешествии.

Шнуровка «Ежик» и др.

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания о жизни диких животных (ежа), его повадках, способах подготовки к зиме.

Ход: рассказать сказку о ежике, которому хочется покушать: «Шел ежик по дорожке и нашел… яблоко. Но как же ему донести? Помогут нам веселые шнурочки. Показать детям способы шнурования плоскостных изображений грибов, яблок, листочков.

Ориентировка в пространстве:

«Самолет»

Цель: развивать ориентировку в пространстве группы; закреплять понятия: лево, право, поворот, разворот; навыки направленного взгляда.

Ход: предложить детям превратиться в самолеты и выполнить движения по тексту.

Текст

Действия детей

Пролетает самолет

Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом

С ним собрался я в полет

Правое крыло отвел, посмотрел

Левое крыло отвел, поглядел

Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом

Я моторы завожу

И внимательно гляжу

Как пропеллеры: жу-жу

Вращают руки в локтевых суставах, поворачивают голову влево-вправо, взгляда пропеллеры (вращение рук)

Поднимаюсь в высь, лечу.

Встают на носочки, руки в стороны, начинают движение

Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у

Летают, как самолеты

Поворот, разворот

Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у

Движение с наклоном туловища при повороте

Я лечу над городами

Пролетаю над полями

Продолжение полета, повороты головы, взгляд чередуется влево, вправо, вниз, вверх

Над лесами я кружусь

Знаю скоро приземлюсь

Кружение

Вижу свой аэродром

Руками изображают бинокль, выбирают место посадки.

Отдохну-ка я на нем

Приседание

«Стрелоплан «Шоссе» (аэродром)

Цель: развивать прослеживающую функцию взора, умение ориентироваться на листе, развивать способность к сведению и разведению зрительных осей глаз.

Ход: предложить ребенку повторить движение самолета (машинки) взглядом, ориентируясь на стрелки, нарисованные посередине полосы. Педагог говорит: наш самолет (машина) движется по взлетной полосе (шоссе), мы взором скользим по правой стороне до конца полосы. Затем поворачиваем налево, делаем разворот, вернемся обратно, но по правилам дорожного движения – по левой стороне. Снова движемся вперед и вернемся назад. А теперь постарайтесь увеличить скорость и скользить взглядом быстрее.

«Разведчики»

Цель: развивать умение ориентировки в макропространстве (группе), учить находить предмет, опираясь на план группы.

Ход: предложить поиграть в разведчиков. Нас ждет важное задание: обнаружить донесение. У противника похищен план, где донесение спрятано. Предложить ознакомиться с планом и найти донесение помеченное крестиком.

Развитие компенсаторных функций:

«Шумящие коробочки»

Цель: развивать компенсаторные функции (слух); учить классифицировать звуки в коробочках парами по общему звучанию.

Ход: предложить рассмотреть коробочки в которых живет шум (горох, камушки, крупа и т.д.), позвучать ими и найти коробочки-подружки с одинаковым звучанием.

«Назови фрукты и овощи»

Цель: развивать компенсаторные функции (осязание), учить узнавать и называть фрукты и овощи в плоскостном изображении, развивать мелкую моторику.

Ход: предложить карточки с плоскостным изображением фруктов и овощей, выполненные из наждачной бумаги. Предложить с закрытыми глазами ощупать и назвать фрукт.

«Веселые запахи»

Цель: развивать компенсаторные функции (обоняние), учить по запаху определять помещение, в котором ребенок находится.

Ход: рассказать детям, что в мире много запахов и однажды они расшалились и разбрелись по свету. Некоторые попали в наш дет. сад. Провести экскурсию в мед. кабинет, кухню и т.д. и выяснить какие запахи там прячутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Во что играют наши дети» Игрушка и антиигрушка.

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько...

Консультация "Роль дидактической игры для детей раннего возраста"

Методический материал как правильно проводить с детьми дидактические игры, подробное описание игр....

Консультация для родителей Игра для детей всего прочего важней.

Консультация для родителейИгра для детей всего прочего важней.Игра для детей -  способ научиться тому, чему их никто не может научить....

Консультация для родителей "Игры для детей на пляже"

Автором представлен материал для родителей об организации веселого и полезного отдыха с детьми на пляже летом....

Консультация "Во что играют наши дети"

В современном магазине игрушек от их изобилия становится плохо. Но не все, что лежит на прилавках, может порадовать потенциальных покупателей.      ...

Консультация для родителей "Игры для детей в семье"

   В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Полезная игра воспитывает детей, организует их поведение. Дома у каждого ребенка должен быть уголок, где бы он мог спокойно...

Консультация для воспитателей "Игры для детей с нарушением осанки"

Консультация для воспитателей.Коррекция осанки у детей дошкольного возраста.Физическая культура Востока определяет прямой позвоночник как основу не только правильной осанки, но и здоровья человека в ц...