КОНСУЛЬТАЦИЯ «Во что играют наши дети» Игрушка и антиигрушка.
материал по теме

Горшкова Ирина Николаевна

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов – прародителей – с родителями и детьми.   Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.                                                                     Помните:  - не покупайте вашему ребенку игрушки, как только он этого захотел;       - не руководствуйтесь правилом «Пусть игрушек будет как можно больше, пусть ребенок будет утопать в них»;      - покупая игрушки, не обращайте внимание ребенка на то, что ни у кого из друзей таких «классных» игрушек нет;                   - не подчеркивайте всякий раз, что, хотя ребенок и не заслуживает подарков, вы покупаете ему дорогие игрушки;          - не надо на его глазах безжалостно выбрасывать сломанные игрушки в мусорную корзину;      - не надо запрещать ребенку делиться игрушками со сверстниками;       - если с прогулки ваш ребенок принес новую игрушку, не делайте вид, что вы этого не заметили.

В противном случае вы можете надеяться на то, что воспитаете своего ребенка настоящим… разбойником (а также эгоистом и циником), подобно шварцевской мамаше-атаманше из «Снежной королевы», изрекшей: «Детей надо баловать. Тогда из них вырастают настоящие разбойники».                                                                                                                                                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_avtosohranennyy.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Во что играют наши дети»

Игрушка и антиигрушка.

(по книге психолога В.Абраменковой)

Восп. Горшкова И.Н.

ГУСО СРЦН «Надежда»

г. Северобайкальск

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов – прародителей – с родителями и детьми.   Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.                                                                                                                Трудно переоценить значение игрушки: для общества она – предмет культуры, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки.  Для взрослого игрушка – важнейшая помощница и составная часть образовательной среды, посредник общения, а также средство обучения ребенка, его развлечения и даже лечения. Для ребенка игрушка: - источник радости, предмет для творчества;    - психологическое орудие овладения им предметным миром и собственным поведением, постижения сложностей человеческих взаимоотношений.            – зримый и осязаемый духовный образ идеальной жизни, идеального мира, а кукла – образ идеального человека.

Сегодня можно перефразировать известное изречение: «Скажи, какие игрушки ты выбираешь, и я скажу тебе, кто ты». Взрослые игрушки - это не метафора, это всерьез. А ребенок в игре серьезен, и игрушка для него - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир.

Поэтому очень важно для нас – родителей, педагогов, людей самых разных профессий и возрастов – знать эти тенденции, их нравственно-духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Добра, Красоты и Истины или в противоположную сторону.

Зафиксированные в ряде образов современных игр и игрушек архетипы плотского бытия формируют новый мировой порядок, они рисуют картину мира последних времен, в которой игрушки превращаются в анти-игрушки.

И от нас, взрослых, зависит, что окажется сегодня в руках наших детей – игрушки или анти – игрушки.

Игра- это школа произвольного поведения (Д.Б.Эльконин). Вспомните игру «Море волнуется», ведь даже самые непоседливые дети замирают и стоят! Игра – школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны научить его поступать в соответствии с нравственными требованиями.          

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В.Запорожец).

С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра – современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.

Словом, игра – дело серьезное.

Дети - будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния каждого жителя страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. Анализ социальной ситуации развития детства в современной России открывает неутешительные изменения личности ребенка. Общее состояние физического здоровья детей в последние годы вызывает озабоченность специалистов- педагогов, родителей, властных структур. Показатели психического, душевного здоровья также неутешительны: растет общая невротизация, число психосоматических и психических заболеваний. Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства в России являются: проявления табакокурения, алкогольной (прежде всего- пивной!) и наркотической зависимости, детское бродяжничество, тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация детского сознания, языка и быта, а также ужасающий беспрецедентный рост детских самоубийств. Дети не хотят взрослеть, не хотят жить. Корень этого - в духовно- нравственном здоровье и развитии ребенка, в нарушении его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой. Наши современные девочки и мальчики, т.е., для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой- то невеселой, агрессивной. индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения другому, которая не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровой культуры. По мнению известного педагога В.М. Григорьева- собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже: «качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм- шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т. п… Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа».

Проведенные в детских садах психологические исследования показали, что в ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одной игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры смогли сформулировать лишь очень немногие.

На наших глазах игра становится не просто временным развлечением, а образом жизни миллионов взрослых. Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, на ипподромах и в казино. Взрослые играют в политику, на деньги, играют обещаниями и словами, играют в любовь и порядочность. Человек оформляет свою жизнь в виде игры, чтобы уйти от неприглядной действительности.

Как же выбрать ребенку игрушку? Полезная игрушка- та, что решает собой благородную воспитательную задачу - учит добру и красоте, мудрости и сорадости. Игрушка способна «порождать чудовищ» в душе маленького человека. «Волна телепузиков», в недалеком прошлом оставила неизгладимый след в сознании детей. Целый день эти существа без человеческих эмоций скачут, прыгают, хохочут без повода. С их помощью детям внушают отсутствие в мире каких-либо ценностей. После просмотра передач с телепузиками у детей откладывается в голове, что: - не надо думать, размышлять - тебе все скажут другие;  - целый день надо веселиться, прыгать, смеяться и т.п. Помимо телепузиков, якобы реализующих потребность ребенка в опеке и защите маленьких и слабых, появились игрушки, которые, по уверениям их разработчиков, реализуют другие потребности ребенка - быть сильным, взрослым, могущественным. Это, конечно же, совсем новые герои: черепашки-ниньзя, трансформеры-роботы, разные бэтманы, человек-паук и другие монстры. На самом деле, эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни с более слабыми - животными или маленькими детьми. А покемон? Карманный монстр - именно так переводится буквально это словечко. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность-вот что присуще всем покемонам. Посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Какие чувства может воспитать эта игрушка у малыша?! А кукла Барби? Кукла воспитывает женщину, которая будет требовать все больше и больше роскошных вещей. Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления.

Игрушка программирует особым образом поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Новая форма зависимости - не алкогольная, не наркотическая, а игровая-появилась не так давно. Игровая психологическая зависимость пагубна для физического, психологического, духовно-нравственного статуса человека и, прежде всего, - ребенка. Когда игровые автоматы появляются в обычных магазинах, к ним получают доступ дети, не способные противостоять соблазну.

«Игрушками» называют и компьютерные игры. Наши дети погружаются в виртуальный мир, что называется, «с головой». Порой кажется, что в реальности существует лишь «оболочка» маленького игрока, а сам он находится где-то очень далеко: бродит по лабиринту с очередным «спасителем мира», таранит машины на гонках, проникает в тыл противника, чтобы сорвать его очередной план. У ребенка, сидящего возле компьютера, можно наблюдать такое же злобное выражение лица, напряженную позу, судорожные движения, как и при игре с оружием. Ребенок привыкает убивать, и для него лишить жизни, пусть даже и виртуальное существо, постепенно становится легче легкого. Компьютер-электронная машина, созданная взрослыми для решения своих задач и, прежде всего, для работы. Игрушкой, к тому же небезопасной, он стал только потом. Что несет в себе экран? 1) Изменения в системе ценностей. Живое, человеческое, непосредственное уступает место технократическому, опосредственному общению и обучению, когда учитель не нужен. 2) Экран посредством оптических эффектов, клиповости и других приемов трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (виртуальную) реальность, ребенок отгораживается от реального мира. 3) Экран является конструктором нового миропорядка: «новой морали», новых этических норм. В начале третьего тысячелетия мы действительно стоим на пороге глобальных изменений системы социальных связей, установок, ценностей. Но не все так плохо. У нас есть мудрые игрушки. Это: мягкие игрушки-персонажи-Филя, Хрюша, Степашка и пр. Это наборы для построек. Это красивые наборы для вышивания, вязания и т.д.  Психологи и педагоги вновь начинают заниматься пересмотром современных игрушек, критической очисткой загрязненного «игрушечного рынка». «Идеальная игра  - не столько игра с игрушками, сколько игра воображения».  Помните, что никакие самые роскошные, дорогие игрушки не заменят вашего живого, любовного общения с ребенком.

Помните:  - не покупайте вашему ребенку игрушки, как только он этого захотел;       - не руководствуйтесь правилом «Пусть игрушек будет как можно больше, пусть ребенок будет утопать в них»;      - покупая игрушки, не обращайте внимание ребенка на то, что ни у кого из друзей таких «классных» игрушек нет;                   - не подчеркивайте всякий раз, что, хотя ребенок и не заслуживает подарков, вы покупаете ему дорогие игрушки;          - не надо на его глазах безжалостно выбрасывать сломанные игрушки в мусорную корзину;      - не надо запрещать ребенку делиться игрушками со сверстниками;       - если с прогулки ваш ребенок принес новую игрушку, не делайте вид, что вы этого не заметили.

В противном случае вы можете надеяться на то, что воспитаете своего ребенка настоящим… разбойником (а также эгоистом и циником), подобно шварцевской мамаше-атаманше из «Снежной королевы», изрекшей: «Детей надо баловать. Тогда из них вырастают настоящие разбойники».                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Во что играют наши дети"

В современном магазине игрушек от их изобилия становится плохо. Но не все, что лежит на прилавках, может порадовать потенциальных покупателей.      ...

Проект: «Во что играют наши дети? Игрушки прошлого и настоящего».

: Если бы какой-нибудь ваш знакомый проводил свои дни в полном безделье, вы бы удивились. А если бы ребенок не играл целыми днями со своими игрушками, у нас было бы еще больше оснований встревожиться....

Игры и игрушки ,которыми играют наши дети

laquo;Игры и игрушки ,которыми играют наши дети?» Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организую...

Консультация "Во что играют наши дети?"

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. А.С. Макаренко писал: “Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деяте...

Во что и как играют наши дети.Игрушка-антиигрушка.

Игрушка является не толькосопровождением игры, но исредством обучения, развлечения идаже лечения, а так же образомидеальной жизни, идеального мира....