Консультация для родителей "Во что играют наши дети. Игрушка и «антиигрушка»"
статья

генералова ольга александровна

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов – прародителей – с родителями и детьми.   Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

По какому принципу родители выбирают игрушки для своих детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Во что играют наши дети. Игрушка и «антиигрушка»

«Игра – это огромное светлое нежное,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

 представлений и понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

                                                                В.А.Сухомлинский

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов – прародителей – с родителями и детьми.   Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

По какому принципу родители выбирают игрушки для своих детей?

Современные детские магазины завалены множеством игрушек, и родители покупают чаще всего, не задумываясь о последствиях. Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он выполнит то-то или то-то». Покупается соответствующая, мягко говоря, «удивительная игрушка».

Плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, не функциональный предмет – это «антиигрушка», формирующая искажённые ценности в душе ребенка, формирующая страхи, тревожность, агрессию. Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка, и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть «антиигрушкой».

Что такое «антиигрушка»?

«Антиигрушка» – это точное повторение предмета, как правило, копия или уменьшенная модель – машины, дома, животного, человека и т. д. Вследствие этого – она не несет в себе творческого начала: не оставляет возможности для домысливания, для развития фантазии ребенка. Возможен и другой вариант – исключительная абстрактность формы, немыслимые, не встречающиеся в природе цвета.

Следствие – утрата ребенком чувства реальности. «Антиигрушка» часто бывает монстр подобна. Представляя собой образ «нечистой силы», она демонизирует сознание ребенка. Также в «антиигрушке» содержится идея обладания, а не радостного постижения мира через игрушку; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Приведем несколько примеров:

Что известно о персонаже под именем «ХаггиВагги»?

«Хагги Вагги» в оригинале зовут Huggy Wuggy, и его имя произошло от английского глагола «to hug», то есть обнимать. В русском иногда встречается другое написание имени монстра — «Хагги Вагги». Это чудище — главный антагонист инди-игры Poppy Playtime от команды разработчиков MOB Games. Главный герой игры — бывший сотрудник фабрики игрушек Playtime Co. Его бывшие коллеги таинственным образом пропали. Герой решает разобраться с этим мистическим делом и проникает на заброшенное производство. По всей территории завода разбросаны старые VHS-кассеты, которые должны помочь герою. В какой-то момент становится понятно, что за персонажем на фабрике охотятся. И делают это... ожившие игрушки. «Хагги Вагги» — один из них. Изначально синий монстр был добрым, но события на фабрике заставили его слегка «преисполниться в сознании», понять жизнь и стать злодеем.

«Куклы Лол»

Оказывается - это лишь всего-навсего маленькие большеголовые куклята в шаре. Само название так и переводится: LilOutrageousLittles – чуть-чуть эпатажные крошки. Как таковое ничего особенного они из себя не представляют - куклы и куклы, кусочек пластика. Не красавицы, роста маленького, глазюки в пол-лица, волосы причесать или сделать прическу нельзя - пластик же. Хвала изобретательному производителю этой игрушки, который смог не только изобрести это "гипнотическое чудо", но и подсадить на нее девочек. Он умудрился чисто психологически предугадать реакцию детей на эту игрушку: а всего-то запаковал куколку в пластиковый шар, в шар поместил несколько «отделений» или контейнеров. И в каждое из них спрятал некий непредсказуемый «сюрприз», например, там может быть: - головоломка; - подсказка; - игрушка; - аксессуар для куклы. Все это предназначено для ИГРЫ с куклой ЛОЛ. Но, как выясняется, дети крайне редко именно ИГРАЮТ в них. У них главная цель - всего лишь навсего - распаковать шар и насладиться сюрпризом внутри него. Ну а затем кукла заброшена, интереса не представляет.

«Барби» и другие аналогичные куклы

Казалось бы, среди других современных игрушек они кажутся наиболее безобидными: не призывают к жестокости, не пугают своим видом, не противоречат нормам морали. И все же сто раз подумайте, прежде чем «порадовать» дочку такой куклой. Что не так? Кукла должна будить в девочке заботу и нежность, закладывать начальные основы материнского инстинкта. Барби абсолютно не похожа на ребенка, ее не нужно пеленать, кормить, петь ей песенки на ночь. Обслуживая Барби, ребенок начинает ощущать себя прислугой, в лучшем случае – подругой, но никак не «мамой». А кроме того, давно доказано, что Барби может вызвать у девочек чувство неполноценности, стойкого недовольства своей внешностью, что может в дальнейшем привести к неврозу.

Зверушки кислотных цветов

Уродцы с искаженными пропорциями, «лишними» частями тела, лишь отдаленно напоминающие настоящих зверей, могут быть по-своему милы. Но так ли они симпатичны, как кажется?

Что не так? Игрушка, помимо прочего, призвана выполнять обучающую функцию, давать ребенку представление о мире, в котором он живет. Очевидно, что пронзительно-синий медведь с парой лишних лап такого знания дать не может. А, кроме того, перенасыщенность яркими красками и деталями развивает у малышей тревожность, провоцирует нервозность.

Что не так? По форме – верно, по сути – нет. Совсем не все «страшные» игрушки вредны: не зря же во многих сказках добрый герой побеждает злобное чудище. Вот только «злобное чудище» должно быть условным, без реалистичных подробностей – их малыш домыслит сам, и дорисует в воображении ровно то, что его психика сможет выдержать без проблем.

Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет, какие качества может сформировать, чему научит и что разовьет.

Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. 

Игрушка должна вызывать добрые, гуманные чувства. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно. Соответствовать возрасту ребёнка. Стимулировать активные самостоятельные действия ребенка.

Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. 

Уважаемые родители, покупайте своим малышам правильные игрушки и тогда они вырастут добрыми, умными и отзывчивыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Во что играют наши дети» Игрушка и антиигрушка.

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько...

Консультация для родителей «Как играют наши дети»

Предлагаю  консультацию для родителей на тему «Как играют наши дети» . Данный материал будет полезен родителям  и воспитателям младших групп детских садов. Это консультация, направленная на ...

Консультации для родителей "Как играют наши дети"

Это консультация, направленная на ознакомление родителей с тем, какие игрушки следует приобретать детям, какие условия создавать для игры...

Консультация для родителей "Чем играют наши дети"

Родительское собрание на тему "Чем играют наши дети" Цель: Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подб...

Проект: «Во что играют наши дети? Игрушки прошлого и настоящего».

: Если бы какой-нибудь ваш знакомый проводил свои дни в полном безделье, вы бы удивились. А если бы ребенок не играл целыми днями со своими игрушками, у нас было бы еще больше оснований встревожиться....

Во что и как играют наши дети.Игрушка-антиигрушка.

Игрушка является не толькосопровождением игры, но исредством обучения, развлечения идаже лечения, а так же образомидеальной жизни, идеального мира....