родительское собрание "Во что и как играют наши дети? Игрушка и антиигрушка"
материал (старшая группа) по теме

Ваганова Светлана Станиславовна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Во что и как играют наши дети?

Игрушка и антиигрушка». 

Подготовила Ваганова С.С.,

заместитель директора по ДО

структурного подразделения «Детский сад»

МБОУ «СОШ № 7»

Цель

  1. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка
  2. Заинтересовать проблемой.
  3. Приобщить к игре в условиях семьи.
  4. Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций

Ход собрания

1 слайд

Сегодня в мире развитых технологий, телевидения и интернета появились огромные возможности для получения информации. Мы и наши дети стали смотреть яркие мультфильмы, покупать «пропиаренные» книги, раскраски, игрушки. Квартиры всех россиян, имеющих детей, превратились в склад всякой всячины, якобы предназначенной для игры… А для игры ли?

2 слайд

И что такое игра?

Игра – это не просто развлечение, это сложная повседневная работа, на которой он учится нормам и правилам современной жизни, постигает истинные ценности.

Игра, по мнению известных психологов, это школа произвольного поведения (Д.Б. Эльконин), школа морали в действии (А.Н. Леонтьев), это и ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В.Запорожец).

Какова в игре  роль игрушки?

Игрушка является не только сопровождением игры, но и средством обучения, развлечения и даже лечения, а так же образом идеальной жизни, идеального мира.

3, 4, 5 слайды

Игры и игрушки существовали многие века назад. Находки археологов подтверждают, что в куклы играли еще в доисторические времена, причем игрушка всегда являлась не просто манипулятивным инструментом, а отображением всех жизненных ценностей того или иного времени, носителем культуры и нравственности. Наши предки всегда охотно предоставляли игровое пространство своим детям, как в дворянском доме, так и в простой крестьянской избе. Причем, даже во времена домостроя, детский игровой мир оберегался, и взрослые не вторгались в него без надобности.

Если же подвергнуть анализу то, во что играют современные дети, нам становиться страшно как за детей, так и за культурное наследие России в целом!

Анализируя социальную ситуацию развития детства в современной России, открывает неутешительные изменения личности ребенка. Растет общая невротизация, число психосоматических и психических заболеваний у детей. И корень всего этого – в духовно-нравственном неблагополучии ребенка; в нарушении его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой!

Современные игры в последние годы претерпевают стремительные изменения: дети разучились конструктивно играть, играть с пользой, играть вместе, играть качественно…

6,7, 8 слайды

Игры стали невеселыми, агрессивными, индивидуалистичными. Исчезли групповые игры: жмурки, лапта и т.д., а вместе с ними – считалки, заклички, песенки и др. формы детского фольклора – величайшее богатство нашей культуры, которое передавалось из уст в уста от одного детского поколения к другому поколению.

Неоправданное и чрезмерное изобилие игрушек усугубляет количество раздражителей, действующих на сенсорную систему ребенка, что приводит к невротизации, девальвации радостных эмоций и не способствует созданию целостной детской картины мира, что мешает адекватной социализации ребенка.

Наши дети, к сожалению, не имеют возможности и почти не играют в игрушки отечественных производителей, приобретая продукцию зарубежных, более разрекламированных марок. Однако, таким образом нам и нашим детям транслируется чуждая культура и неприемлемые для нас ценности, принципы и мировоззрение.

Эти образы пагубно воздействовали на детские умы, прививая такие качества как жестокость, бессердечность, эгоизм, нравственную аморфность, отсутствие творческого начала, паразитирующий способ существования!

9 слайд

Игрушкой, а точнее Антиигрушкой можно назвать сегодня и компьютер, который заполнил умы и сознание наших детей. Каждый современный ребенок знаком с этим «инструментом цивилизации», причем возраст этого знакомства сокращен до минимума. Компьютер заменяет традиционную игрушку не только подростку, но и совсем юному человеку, начиная уже с 3-х летного возраста, а то и раньше. При этом взрослые не замечают (точнее стараются не замечать) тех пагубных последствий, к которым приводит это знакомство. Компьютерные игрушки носят преимущественно жестокий, злой и агрессивный характер. Ребенок, играющий в насилие, обязательно однажды реализует проигранную жестокость в жизни, т.к. игрушка является своеобразным звеном между ребенком и предметным миром.

Исследования последних лет показывают, что наметилась тенденция к «эпидемии» игровой зависимости, которая не менее страшна и опасна, чем наркомания или алкоголизм, при этом лекарство от страшного недуга еще не изобретено!

Безусловно, компьютер необходимый инструмент современного человека. Мы получаем много полезной информации, следим за новостями, имеем возможность поиска нужных вещей, но это все хорошо лишь в меру и в опытных руках. Ребенок должен получать возможность общения с компьютером, но дозировано и под чутким руководством знающего взрослого.

10 – 19 слайды

Но не все так плохо. Есть у нас хорошие, добрые и мудрые игрушки. Зато такая игрушка будет нести в себе позитив, учить состраданию и сорадованию, а не взращивать идею обладания. Будет настоящим другом по игре, будет иметь свою душу, чего нет у многих конвейерных игрушек. Они учат добру, справедливости, дружбе, учат не обманывать и не предавать, уважать взрослых и многому другому.

 «Идеальная игра – не столько игра с игрушками, сколько игра воображения» (А.В. Запорожец) – следуя этой формуле, особую ценность для ребенка имеет игрушка «изначальная, первичная и универсальная»: звуковая (погремушки, бубенцы, свистульки…); двигательная (мяч, волчок, воздушный змей, лодка, машина…); оружие (древние лук и стрелы, меч и щит, солдатики…); орудия труда (ведерко, лопата, грабли…); образная (изображения животных, куклы…); конструктивная (песок, глина, камушки, деревянные бруски…); словесная (прибаутки, песенки, считалки…).

Особенную ценность для ребенка любого возраста (от малышей до подростков) представляют групповые игры с игрушками, передающиеся от поколения к поколению, представляющие собой особую детскую субкультуру и формирующие необходимые для жизни качества и ценности, воспитывающие личность.

20 слайд

Ни для кого не секрет, что современный рынок переполнен яркими и дешевыми игрушками китайского производства, большинство из которых не соответствуют даже минимальным санитарно-эпидемиологическим нормам. Парадоксально, но факт: наши отечественные производители предпочитают использовать дешевую рабочую силу Поднебесной, чем давать возможность умирающему отечественному производству мастерить замечательные изделия народных промыслов. Каждый взрослый, родитель и воспитатель, должен уметь выбирать игрушки для детей, исходя из критериев. Автор книги формулирует следующие требования и принципы экспертизы игрушки.

А. Медицинские и экологические требования: из чего сделана игрушка, есть ли сертификат качества, прочно ли прикреплены мелкие детали и т.д.

Б. Педагогические требования: чему научит игрушка? Какие разовьет умения и навыки, творческие способности?

В. Психологические требования: что несет в себе игрушка? Какие чувства пробудит она у ребенка?

Г. Эстетические требования: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармонии?

Д. Духовно-нравственные требования: какие ценности транслирует игрушка, способствует ли она формированию морального сознания, совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам?

А самое главное о чем следует помнить каждому взрослому – это то, что «Воспитание детей есть воспитание себя у них на глазах». Ведь никакие самые роскошные, дорогие игрушки не заменят нашего живого, любовного общения с ребенком!


Все зависит только от Вашего желания.

Как приучить ребенка бережно относиться к игрушкам?

Первая подсказка: не торопитесь отдавать вещи ребенку в его полную личную собственность, давайте детям вещи в пользование, четко обозначая правила.

ПРАВИЛА

Первое правило: главный за игру - ты. 

Второе правило: детали игры живут только в коробке, либо в отведенным для игры месте. (Если вы пошли смотреть телевизор, а детали Лего остались раскиданы по комнате, игру забираю на несколько дней).

Третье правило: правило "Стоп!" Начинаете ссориться - не кричать, не драться, а сказать "Стоп!" и прекратить все дела!"

Итого: дети знают правила пользования, а родители управляют процессом. 

Никаких заявлений: "Это моя игра, играю как хочу!" - не будет. 

Однако для того, чтобы приучить детей к сотрудничеству и уважению, первым шагом должно быть именно это: уважение к слову родителей. Если этого не будет, вас просто не будут слушать.

"Кто пользуется вещью" и "Кто хозяин вещи" - два вопроса разные. Пользуется - ребенок, а является хозяином - папа (или мама). Зачем так? Так вы быстрее воспитаете у детей правильное, бережное отношение к его вещам. Уважаемые родители, правильное отношение ребенка к вещам, понимание «моё» и «не моё», умение беречь и не ломать - это навык, а навык вырабатывается не в результате вашего доброго отношения к ребенку, а в результате хорошо построенного обучения. Какого? Как это делается?

Дети учатся на образцах. Если вы своим собственным примером каждый день показываете, что ботинки нужно чистить, одежду с улицы нужно не бросать на стулья, а вешать в шкаф, а на столе у вас обычно разобрано и лишних предметов не стоит (чашку уберите, да?), то постепенно это станет частью сознания ребенка: "нормальные люди живут именно так".

Дети всегда живут по правилам, просто не всегда это правила ваши. А нужно, чтобы они жили по вашим правилам, поэтому приучайте детей вас слушать и слушаться, и формулируйте правила умные, простые и понятные. "Каждая игра живет в своей коробочке". "Чтобы начать новую игру, нужно вначале убрать старую". "Игрушками - не дерутся". "Используй правило "Стоп!" и "Все решают старшие".

А когда у вас все получится и ваши дети научатся вещами пользоваться правильно: будут их беречь, будут ими разумно делиться - тогда вы, наконец, можете им дарить в их полную собственностью все, что угодно: телефоны, айфоны, планшеты и любые другие, в том числе по-настоящему дорогие вещи.

21 слайд


Самой главной причиной небережливого отношения ребенка к игрушкам является недостаток родительского внимания. Современные родители нередко сильно загружены работой и стараются купить дорогие игрушки детям, чтобы только он не мешал им, и они успевали сделать все запланированные дела. Однако даже самые интересные и дорогие игрушки не могут заменить малышу родительского внимания и общения с ними. Поэтому, ломая игрушки, дети хотят хоть немного привлечь к себе маму и папу, даже если его поведение им не нравится.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Во что играют наши дети» Игрушка и антиигрушка.

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько...

Родительское собрание-практикум: "Во что играют наши дети?" (разновозрастная группа)

Родительское собрание-практикум: "Во что играют наши дети?" (разновозрастная группа)...

Родительское собрание в средней группе "Игры нашего детства"

Предлагается сценарий проведения родительского собрания...

Родительское собрание на тему: «Чем играют наши дети?»

Цель:Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.Предварительная работа:1. Провести исследование игровых интере...

Проект: «Во что играют наши дети? Игрушки прошлого и настоящего».

: Если бы какой-нибудь ваш знакомый проводил свои дни в полном безделье, вы бы удивились. А если бы ребенок не играл целыми днями со своими игрушками, у нас было бы еще больше оснований встревожиться....

Во что и как играют наши дети.Игрушка-антиигрушка.

Игрушка является не толькосопровождением игры, но исредством обучения, развлечения идаже лечения, а так же образомидеальной жизни, идеального мира....

Консультация для родителей "Во что играют наши дети. Игрушка и «антиигрушка»"

Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько...