Тема «Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ посредством коррекционно-развивающей работы по моторике и расширению кругозора»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Фёдорова Ольга Сергеевна

Тема «Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ посредством коррекционно-развивающей работы по моторике и расширению кругозора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shpo.docx196.67 КБ

Предварительный просмотр:

E:\эмблема1.png

ШКОЛА

 ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема «Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ посредством коррекционно-развивающей работы по моторике и расширению кругозора»

АНАЛИЗ

творческого опыта по теме

«Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР»

воспитателя  МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко»

Фёдоровой Ольги Сергеевны

21.01.2014г.

Анализ

творческого опыта по теме:

«Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР»

Цель: сообщение на ШПО педагогов ДОУ г. Серпухова по теме «Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ посредством коррекционно-развивающей работы по моторике и расширению кругозора»

Воспитатель: Фёдорова Ольга Сергеевна.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Слайд 1(титульник)

Я работаю в группе для детей с задержкой психоречевого развития. К сожалению, по статистике, детей  с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все больше и больше, поэтому проблемы обучения и воспитания их очень актуальны. Моя тема по самообразованию соответствует теме ДОУ «Коррекция и развитие детей с ОВЗ». Я хочу рассказать о своем опыте работы по развитию мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР.

Слайд 2

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование речи. Это основное условие успешного обучения ребенка в школе. Поскольку речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. С точки зрения психолого-педагогической науки речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, т.к. она имеет деятельный характер и является ведущим средством и формой общения.

По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребенка, страдает раннее моторное развитие, что приводит к задержке речевого и интеллектуального развития.

   В нашей группе воспитываются и обучаются дети со сложными сочетанными дефектами. Каждый ребёнок имеет заключение детского психиатра –задержка психического развития, у всех детей наблюдается общее недоразвитие речи1,2 уровня .

  Работать с такими детьми очень сложно, всё то, что дети с нормой усваивают хорошо и в короткие сроки, нашим детям даётся с большим трудом. Формирование любого навыка учебного или бытового требует много времени и усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка.  Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.
Слайд 3
Давно научно доказано связь, которая существует между развитием мелкой моторики и речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. 

   Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

   Так как  эти нарушения  носят сильный и стойкий характер, соответственно требуется больше времени для её компенсации. Поэтому работе над этим разделом я уделяю особое внимание.

Слайд 4

Свою работу я начала с изучения литературы по теме.

Слайд 5

 В литературе последних лет описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психоречевого развития. Такие специалисты как Жукова, Мастюкова, Филичева, Кузьмина, Рождественская, Лопатина подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы Бехтерева, Леонтьева, Лурия, Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции ВНД и речи. Следовательно,  развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.  

Слайд 6

Подбирая методическую литературу опиралась на следующих авторов и их работы Волосовец, Сазонова «Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида», Галкина, Дубинина «Пальцы помогают говорить», Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

На основе полученных результатов я сделала выводы о коррекционных методах, необходимых для повышения уровня развития мелкой моторики у детей с ЗПРР.

Слайд 7

Работу по развитию мелкой моторики я выстроила  в следующих направлениях: 

На слайде перечислены основные виды деятельности, способствующие
развитию мелкой моторике:

1.организация игр-упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него (пальчиковые гимнастики).

2.формирование моторики в специально созданных ситуациях (продуктивной и изобразительной деятельности, графических упражнениях);

3.игры с мелкими предметами (крупа, семена, пуговицы, мелко резаная нить и др.);

4.организация игровых самомассажей с различными предметами;

5.обучение детей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания.

Всё это я использую в своей работе.

Слайд 8

Далее я разработала перспективный план работы, строящийся  на принципах последовательности, систематичности. Материал распределён таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей и охватить все разделы предполагаемой работы по теме. Обучение в специализированной группе строится по принципу единства и взаимодействия всех специалистов. Речь детей формируется в изучении определённых лексических тем. Единая тема берётся за основу всеми педагогами группы, своё  календарное планирование я составила опираясь на эту систему. На слайде вы можете видеть пример – это работа по развитию мелкой моторики по лексической теме «Зимние забавы». 30 лексических тем. 30 таких разработок.

Слайд 9

 По мимо этого разработала перспективное планирование развития мелкой моторике в режимных моментах. Это планирование составлено по квартально. Перед вами пример работы на второй квартал.

Слайд 10, 11

Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии: личностно - ориентированный подход к детям, здоровьесберегающие и игровые технологии.

Слайд 12

Мною разработана диагностика определяющая уровень развития мелкой моторики. Результативность работы за 2 последних года  вы можете видеть на следующих слайдах.

Слайд 13

 Из этого можно сделать следующие выводы: дети стали  справляться с заданиями которые ранее были им недоступны. Что свидетельствует об улучшении навыков мелкой моторики в качественном и количественном аспекте. Качественный рост навыков по развитию мелкой моторики стал заметно отражаться в речи детей, что доказывает их очевидную взаимосвязь.

Слайд 14

Для успешной работы по развитию мелкой моторики необходимо было создать определённые условия. Усовершенствовать предметно – развивающую среду группы и коррекционную зону. Пособия, предметы, различные виды игр вы можете видеть на слайде. Здесь представлены как готовые игры, пособия, так и сделанные своими руками.

Слайд15

А сейчас я хочу остановиться непосредственно на работе с детьми по развитию мелкой моторики. Эту работу я провожу в режимных моментах в течении дня и в коррекционных часах. После дневного сна дети принимают воздушные ванны и выполняют несложные, общеукрепляющие физические упражнения.  Вы можете видеть гимнастику пробуждения, с элементами пальчиковой гимнастики. Коррекционные часы включают в себя игры и упражнения, пальчиковую гимнастику, самомассажи, развитие графических навыков, подготовку руки к  письму.

К методическим особенностям построения коррекционного часа мы отнесли:

  •  преподнесение и закрепление материала в форме дидактических или подвижных игр;
  • обязательное использование музыки;
  • постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);
  •  обязательное включение дыхательных упражнений, самомассажей (помимо пальчиковых игр), ритмических и релаксационных  упражнений.

 На слайде вы можете видеть мою работу с детьми.

слайд 16

 В течение дня детям несколько раз приходится одеваться и раздеваться (это и сборы на прогулку и подготовка к дневному сну). В группе созданы и постоянно задействованы специально созданные тренажёры (застегни пуговицу, непослушный шнурок, злючка-липучка, быстрая молния). Наличие пуговиц, крючков, застёжек молний, шнурков вызывает у детей немалые затруднения. Мы никогда не торопим детей, стараемся объяснить и помочь. Но в тоже время и требуем от детей самостоятельности. Ежедневные тренировки такого рода – дают свои результаты, дети начинают справляться со своими пуговицами и шнурками.

Во время приёма пищи, в процессе обучения правилам пользования столовыми приборами мы продолжаем развивать мелкую моторику.

 Гигиенические процедуры (мытьё рук, умывание) также неоднократно повторяются в режиме дня, и также способствуют развитию мелкой моторики рук. Круговые движения кистей рук во время намыливания благоприятно влияют на межполушарные связи, и усиливают  компенсаторные возможности здоровых клеток коры головного мозга.

Слайд 17

Во время свободной игровой деятельности детей я наблюдаю и отмечаю, как закрепляются у детей полученные навыки. По мере необходимости вмешиваюсь в процесс и корригирую его.

Слайд 18

На прогулке я использую различные игры с камешками, песком, с подручным и природным материалом. В зимнее время мы с ребятами лепим снеговиков, строим горку, играем в снежки. Всё это способствует развитию сенсорики, тактильных ощущений и, конечно же, мелкой моторики.

Слайд 19

Но работы только в детском саду, будет недостаточно, поэтому я поддерживаю тесную взаимосвязь  с семьями своих воспитанников, веду большую работу по педагогическому просвещению родителей. Постоянно пополняю родительский уголок рекомендациями по развитию мелкой моторики. Провожу мастер – классы для мам и пап. И порой оказывается, что даже взрослому человеку бывает трудно выполнять упражнения, и не всё у них сразу получается.

Слайд 20

 Уже не первый год в нашем дошкольном учреждении работает клуб «Заботливых родителей». 2 раза в год проводится день открытых дверей и я знакомлю с опытом своей работы, как родителей дети которых посещают наше дошкольное учреждение, так и  родителей дети которых только придут к нам в детский сад.

Слайд 21

Развитие мелкой моторики это всего лишь часть огромного комплекса мероприятий по развитию моторики общей. Я работаю в тесной взаимосвязи со специалистом по ЛФК, медработником.

Слайд 22

У нас дружный, сплочённый коллектив. И я с удовольствием делюсь опытом своей работы с коллегами на различных мероприятиях (педсоветах, семинарах – практикумах, открытых показах).

Слайд 23

Свой педагогический опыт распространяю не только в рамках ДОУ. Я была участником конкурса «Воспитатель – года». И сегодня я с удовольствием делюсь опытом своей работы и с вами.

Мы заметили, что как только эта работа стала внедряться в жизнь дети стали меньше болеть, коррегируются эмоционально – волевые процессы, развивается моторика – соответственно речь. Благодаря системе работы осуществляемой в нашем детском саду наши выпускники идут учиться в массовые школы, и показывают неплохие результаты в усвоении учебных знаний. Это радует меня, потому что в этом есть и моя заслуга.

Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

Речевое развитие детей: использование ТРИЗ в коррекционной развивающей работе.

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность. Логичным и закономерным представл...

Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...

Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                       Тема самообразования:«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредс...