"Мой страх". Психологический тренинг
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Коржова Ирина Александровна

Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического  тренинга.

Мы с детьми учимся проговаривать свой страх, изображать его, прятать навсегда. 

В феврале 2018 г. я провела открытое занятие для педагогов своего учреждения, где показала некоторые приемы работы с детьми , имеющими страхи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение
«СОШ № 6»(дошкольные  группы)

                               Конспект  

      коррекционно-развивающего  занятия
                 для детей  старшего дошкольного  возраста

                           «Мой  страх»

                    (психологический  тренинг)

                                                             Автор-составитель:
                                                         педагог-психолог  Коржова  И.А.
                                                 

г. Югорск

Конспект  интегрированного  коррекционно-развивающего  занятия
для детей  старшего дошкольного  возраста

«Мой  страх»

 (психологический  тренинг)

Цель:  Преодоление  страхов  и  тревожности  у детей  старшего  дошкольного  возраста  методом  песочной  терапии.

Задачи:

- научить «изображать» свой страх и прятать его с помощью песка (песочная терапия);

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- воспитывать навыки сотрудничества.

Материалы и оборудование: ящички  с  песком, магнитофон, записи аутотренинга,  музыка, мягкая игрушка.

Методы и техника  работы:  беседа, детский  аутотренинг, психогимнастика, песочная  терапия, игротерапия, обсуждение  по  кругу.

Ход:  
                                                        I часть.

Формирование положительных  эмоций, установление  контакта с ведущим  и участниками.

1. Приветствие
                                    Упражнение «Поделись улыбкою  своей…»

Психолог. Здравствуйте,  как  я  рада  вас всех  видеть! Посмотрите,  какой  чудесный  у  меня  Кактусик! Он  не  простой,  а  волшебный, когда  вы  передаете  его  кому-либо, с  ним  передается  ваше  тепло,  ваша  доброта. Приятно  держать  Кактусика  в  руках! Сейчас  мы  будем  передавать  его  по  кругу  и  каждый,  у  кого  в  руках   окажется Кактусик, будет  говорить  какие-то  хорошие  слова  и пожелания. Начнём  с  меня: Дима,  я  очень  рада  видеть  тебя,  у  тебя  очень  добрая  улыбка... (Далее  по  очереди  говорят  все  дети)

2. Детский  аутотренинг

                                                  Упражнение  «Зайки»

               (Психолог предлагает  всем  детям  лечь  на  ковёр  и  закрыть  глаза.)

Психолог.   Сегодня  с  вами  произойдут  удивительные  чудеса. Вы  будете  представлять  себе  всё, что  услышите  и  почувствуете  внутри  себя  что-то  необыкновенное. Все превратились  в  маленьких  зайчиков…  
 (Включается  музыка…)

"Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Ваня прилёг, и пушистый зайчик Света прилегла, и шустрый зайчонок Миша прилёг. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжёлые, тёплые: и у зайки Тани - тёплые, и у зайчика Оли - тёплые, и у зайчонка Андрюши - тёплые и тяжёлые, никак не поднять. Ласковый тёплый ветерок нежно гладит зайчишек: и зайчика Катю, и заиньку Сашу. Закрываются глазки зайчат: заснул зайчонок Никита, слипаются глазки у заиньки Марины. Спят зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка...»

                            (Психолог  следит  за  состоянием  детей,  дыханием.)

В  конце  тренинга –  выход из  суггестивного  состояния:
« Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!"

Ребята, понравилось вам превращаться  в  зайчиков? А как вы  себя  чувствовали?

Психогимнастика.
                                               Этюд  «После  дождя»
Психолог. Пока  отдыхали, прошёл  дождик. Ярко светит солнышко, отражаясь в многочисленных  лужах. Как  много  здесь  луж! Давайте постараемся  пройти  осторожно, стараясь  не  замочить  ног.
(Звучит мелодия  венгерской песни, дети и ведущий  осторожно  ступают, обходят  вокруг  воображаемых  луж.)

Ой, расшалились  ребята,  прыгают  по  лужам  так  сильно, что  брызги  летят  во  все  стороны! Как  нам  весело!
(Звучит быстрая  музыка.)
Расшалились, напрыгались, нужно  присесть, немного отдохнуть.


                                                         II часть  (основная)

Диагностика  и  коррекция  страхов.

1.Беседа «О  страхе»
Психолог.  Ребята, а вы знаете, все: и взрослые, и дети – чего-нибудь  боятся. Одни – чего-то одного и совсем чуть-чуть, а другие боятся  всего и очень  сильно. Я боюсь  мышей. А вы кого  или  чего  боитесь?    
(Беседа  с  детьми  «Чего  вы  боитесь?»)
Психолог. От  наших  страхов  можно  избавиться, и поможет это сделать наш песочек.
(Переходим в другую  половину  комнаты, на столиках – ящики с песком)

2.Рисование  песком.
Психолог.
  Ребята, это  волшебный  песочек.
Дети  садятся  за  столы, где  находятся  ящички  с  песком.
Давайте  погладим  песок…. Почувствуйте,  какой  он  приятный….На  этом  песочке  можно  рисовать.  
Педагог  показывает  приёмы  рисования:
Кулаком.

Ладонью.

Ребром большого пальца.

Щепотью

Мизинцами.

Одновременное использование нескольких пальцев.

Симметрично двумя руками.

Отсечение лишнего.

Насыпание из кулачка.

                                      (Дети  повторяют  приёмы  рисования.)

Психолог. А сейчас нарисуйте, пожалуйста, кого  или  чего  вы  боитесь. Я  тоже   изображу  свой  страх. Когда  мы нарисуем свой  страх, уже  не  будем  его  страшиться,  мы  от  него  избавимся,  он  навсегда  покинет  нас. Мы  его  заколдуем, а как, я вам  расскажу  потом.  

Дети  рисуют (не  торопить детей  с  окончанием  работы). Воспитатель  беседует с каждым  ребенком  о  рисунке,  о страхе, который  он  нарисовал.

Психолог. А сейчас мы заколдуем  страхи, для  этого скажем  волшебные  слова «Раз, два, три – мой  страх  уйди!»  и спрячем  страх  в  песок!

                           Дети  «прячут» страхи… (разглаживают  песок).

Психолог. Ваш  страх  ушёл  навсегда, он  больше  никогда  не  вернется…

                           (Дети еще  разлаживают песок – прячут страхи….)

Психолог. А сейчас давайте  нарисуем  весёлые  картинки: это может быть солнышко, улыбки, веселое настроение!
     (Рисуют под веселую музыку, психолог беседует с каждым ребёнком  о  его  рисунке)
Психолог. Спасибо нашему песочку! Он  помог  нам  избавиться  от  страхов. Но  нам  пора  возвращаться…

                                            III часть (заключительная)

1.Игротерапия
                                               Психогимнастика

  а)» Дорога  домой»
Возвращаемся домой  на  летнюю полянку. Шагаем   по узенькой  тропинке…теперь по камушкам прыгаем… перешагиваем через упавшие деревья…пробираемся сквозь густые  заросли, наклоняемся пониже, чтобы ветки в глаза  не попали…Наконец, пришли…
Какая  травка  шелковая  на  полянке!... и солнышко  светит…
      б) Этюд «Солнышко и тучка»

Психолог.  Солнце  зашло  за  тучу,  стало  свежо – присели все и сжались в комок,  чтобы  согреться (задержать  дыхание). Солнце  вышло  из-за тучки. Жарко – встать, расслабиться – разморило, потянуть ручки вверх,  в  сторону – вдох, опустить руки  вниз – выдох. (2 р.).

2. Аутотренинг

                       Этюд «Отдых, сон на берегу  моря»

                                     (Музыка «Шум  моря»)

Психолог. Ребята, давайте  спокойно  ляжем  на ковёр  и  послушаем  шум  моря.
Звучит мелодия  релаксации «Шум  моря».

Закрыли  глазки…
Вам  снится  один и тот  же  сон…
(Ведущий  рассказывает его содержание, дети «видят» во сне то, что  они  делали  на  занятии.)
Психолог (после паузы). Когда заиграет дудочка, вы все проснётесь.

                     Звучит сигнал (дудочка). Дети встают.

3. Подведение итогов
Обсуждение по кругу. Выполнение группового правила «Поделись улыбкою своей…» (звучит песня В.Шаинского «Улыбка»).

                                           

   Литература:

  1. Кожохина С.К. Путешествие  в  мир  искусства. – М.: ТЦ Сфера,2002.
  2. Котова Е.В. В мире  друзей: Программа эмоционально-личностного  развития  детей. – М.: ТЦ Сфера,2007.
  3. Рогов Е.И. Настольная  книга практического  психолога  в  образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  4. Самоукина Н.В. Игры в  школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные  программы. – М.: Новая школа,1995.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...