Профилактика оптической дисграфии у дошкольников
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Процесс письма  осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико - грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Таким образом, работа над профилактикой оптической дисграфии является лишь отдельным звеном в формировании успешного обучения ребенка в школе

 Нарушения формирования письма препятствуют, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева - направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Для развития зрительно – пространственного восприятия и наглядно – образного мышления ребенка учат:

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. В письме проявляется в виде замен графически сходных букв, искажений в написании букв, зеркальном написании. [Е.А. Логинова]

Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно- пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: а) искаженное воспроизведение букв (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы); б) замены и смешение графически сходных букв. Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом, либо буквы состоящие из одинаковых или сходных элементов.

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева - направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Для развития зрительно – пространственного восприятия и наглядно – образного мышления ребенка учат:

- последовательному анализу изображений и конструкций

Для формирования этого навыка подойдут кубики Воскобовича и блоки Деньеша. На первом этапе ребенок выполняет орнамент или фигуру путем наложения элементов на предложенный шаблон, когда этот этап игры уже не вызывает у ребенка сложностей, просят выполнять задания только по зрительному восприятию, с наглядной опорой на схему. Третий этап игры – выполнение фигуры по символическим изображениям, которые даны в альбоме с методическими рекомендациями и схемами для игр с блоками Деньеша в подготовительной группе. Полезны игры: «догадайся по описанию, что нарисовано или какую я загадал вещь?»

- рекомендуются игры на запоминание сочетания различных геометрических форм [А.Н. Корнев стр. 261]

- для развития навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов могут быть использованы упражнения на складывание разрезных картинок [А.Н. Корнев]

- на формирование навыков схематического изображения пространственных отношений, детей учат в играх: 1) опираясь на карту - путь, ориентироваться в лабиринте [Венгер В.А., Холмовская В.В., 1978] 2) Найди по карте – схеме спрятанную игрушку.

- формирование изобразительно – графических способностей

При наличии выраженной недостаточности зрительно – моторной координации начинают занятия со штриховок, обводок, срисовывания геометрических фигур. Далее, рекомендуются игры на нахождение отличий, дорисовывание недостающих в образце деталей, воспроизведение по схеме и по памяти различных геометрических фигур и сочетаний фигур, письмо букв и слов по шаблонам, далее по контурным линиям.

Рекомендуются игры на воспроизведение пространственных последовательностей: игрушечный музыкальный инструмент с разноцветными клавишами и цветовые схемы к этому инструменту.

Игра «Шарики в непрозрачной трубочке» (На глазах у ребенка в трубочку кладутся цветные шарики, нужно определить, в какой последовательности они выкатятся с одной и с другой стороны)

Игра «Живые цепочки» (Детям выдаются карточки с картинками, водящий выстраивает детей в соответствии с заданной схемой. Картинки можно подбирать тематические, чтобы с опорой на их последовательность возможно было составить предложение. Если дети читающие, можно им предложить карточки с буквами или словами. Возможен и следующий вариант: дети получают карточки со словами, совместно прочитывают их и общими усилиями составляют предложение, далее выстраиваются в соответствии с порядком слов в предложении.

- Одновременно, рекомендуется работа на упрочнение звуко - буквенных связей, формирование стабильных графических образов букв.

а) Это задания с дополнительной опорой на кинестетический анализатор: обводка пальцем выпуклых или выполненных на шершавой основе букв. Игра « Угадай на ощупь, какая буква», «Угадай с закрытыми глазами, что я тебе написал на руке» [М. Монтессори]

б) Положите перед ребенком несколько сходных по начертанию букв (Р, Я, Ь, Б, В, Ы, Ъ; или Ш, Щ, Ц; или П, Н, И, Й; или К, Х, Ж; или Ю, О, С, Э). Показывайте одну из них, ребенок находит такую же среди лежащих на столе.

Покажите ребенку две похожие буквы. (Ш- Щ; Ц- Щ; Б- В; Г- Т; Л- Д; З- В; Р- В; К- Ж; Ч- Я; С- О; И- Й; Ь- Ы; О- Ю; Ь- Ъ; Г- Е; Ь- В; Ь- Б; Г- Б) Нужно из первой дорисовать вторую.

Положите перед ребенком 2 буквы. Попросите его реконструировать первую (что- то дорисовать, что- то замазать белым маркером), чтобы она превратилась в другую. (П- Н; П- И; Н- И; О- С; О- Э; Л- А; В- Ь; Ы- Ъ; Х- У; Ф- О; Я- Ж, М- П; Р- Ь).

Положите перед ребенком 2 буквы. Пусть он развернет 1- ую из них и дорисует ее так, чтобы она превратилась в другую (Ш- Е; П- Ц; С- Э; У- А; Ь- Я; Ч- Ь; Я- Ы) [М.А. Полякова]

  Процесс письма  осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико - грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Таким образом, работа над профилактикой оптической дисграфии является лишь отдельным звеном в формировании успешного обучения ребенка в школе

 Нарушения формирования письма препятствуют, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Автор статьи:  Кузьмина Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...