Мультфильмы глазами психолога
консультация по коррекционной педагогике на тему

Юрченкова Ксения Васильевна

 

По мнению психологов, у малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, поэтому весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Из этих образов и ощущений, как из кубиков, ребенок строит свою модель мира. А мультфильмы языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, могут донести до детского сознания много информации как позитивной, так, увы, и негативной. Проблема заключается не в самих мультфильмах как таковых, а в том, что и как в них преподносится. Большинство американских и японских мультиков агрессивны и совершенно не подходят нашим детям. По словам психологов, все больше детей, которые смотрят западные мультфильмы и попадают к ним на прием, чего нельзя сказать о влиянии наших родных мультиков, которые не вызывают у детей агрессии, навязчивых страхов и кошмарных снов. Конечно, не все западные мультфильмы опасны, есть замечательные, добрые и поучительные, но определить, что все-таки полезно смотреть нашим детям, а что не стоит, должны взрослые.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multfilmy_glazami_psihologa.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУЛЬТФИЛЬМЫ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА

По мнению психологов, у малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, поэтому весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Из этих образов и ощущений, как из кубиков, ребенок строит свою модель мира. А мультфильмы языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, могут донести до детского сознания много информации как позитивной, так, увы, и негативной. Проблема заключается не в самих мультфильмах как таковых, а в том, что и как в них преподносится. Большинство американских и японских мультиков агрессивны и совершенно не подходят нашим детям. По словам психологов, все больше детей, которые смотрят западные мультфильмы и попадают к ним на прием, чего нельзя сказать о влиянии наших родных мультиков, которые не вызывают у детей агрессии, навязчивых страхов и кошмарных снов. Конечно, не все западные мультфильмы опасны, есть замечательные, добрые и поучительные, но определить, что все-таки полезно смотреть нашим детям, а что не стоит, должны взрослые.

Психологи обратили внимание на то, что героини большинства американских мультфильмов "сконструированы" таким образом, что систематический просмотр лент с их участием ведет к угасанию функций продолжения рода. Достигается это очень просто: образ женщины лишается романтики и тайны, в нем нет целомудрия и скромности, всех тех качеств, которые всегда являлись основой женских образов. Образ женщины - это прообраз будущей жены и матери. Для девочки - это образец для подражания, а для мальчика - образец, который он в будущем должен выбрать. В итоге, наделяя героинь мультфильмов взрослым реализмом, формами взрослых женщин, а часто и жестокостью, создатели лент формируют у девочек стереотипы будущего сексуального поведения, а у мальчиков тот стереотип, к которому он будет стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. Кроме того, в американских мультфильмах часто происходит омужествление женщины: они ведут себя не просто как мужчины, а как заправские супермены. Такие приемы приводят к смешению роли полов в жизни, что при определенных условиях в будущем может вызвать сексуальную дезориентацию молодых людей.
Кроме того, у детской психики есть свойство реагировать на все самое яркое. Используя этот прием, достаточно раскрасить главную героиню в очень яркие цвета и внимание ребенка будет приковано к персонажу, который сможет вести его куда захочет, не давая отвлечься.

Второй важный момент. Образ матери. Самый главный, самый священный для ребенка образ женщины - это образ матери, и мы можем это проследить в сказках всех народов мира. К сожалению, тему материнства в традиционном виде можно увидеть в американских мультфильмах только на примере животных. Трогательны и сентиментальны мультфильмы «Король - Лев», «Дамбо», «Бэмби» - там есть сцены материнской любви и заботы.
В одной российской передаче поднимали проблему формирования образа матери на примере американских мультфильмов. И к какому же выводу пришли авторы передачи? Оказывается, в американских мультфильмах не встречается ни одного образа матери человека, которая была бы молодой, красивой, полной сил, вызывающей у маленьких зрительниц желание подражать. Все они неинтересные, а часто и отталкивающие. Как правило, эти образы появляются на экране на очень короткое время, и сознание не успевает оценить его критически. По мнению психологов, такие образы записываются прямо в подсознание, как гипнотические внушение. Это то, что называется 25-м кадром
.
Иными словами, девочкам косвенно навязывается модель: хочешь остаться красивой - не рожай.

И третий момент. Важно обращать внимание на соотношение поведения героя и его половой принадлежности. К сожалению, уже приходится говорить об этом, даже обсуждая героев мультипликационных фильмов. Если мужской персонаж ведет себя, как женский, а женский, как мужской, это может сильно дезориентировать малыша.

Специалисты считают, что лучшее время для просмотров - первая половина дня. Не рекомендуется смотреть перед сном. Годовалые дети вообще не должны видеть включенный экран. Если малыш видит работающий телевизор, у него постоянно происходит перегрузка глазных мышц, перевозбуждение центральной нервной системы. Через год-другой зрение падает на 50-60%. Ребенок не должен смотреть телевизор больше получаса без перерыва. Оптимальное расстояние до экрана - 2 метра. Лучше, если ребенок будет находиться не прямо перед телевизором, а сбоку от него.

Осторожно относитесь к едко-красочным мультфильмам, т.к. резкая смена цветовой гаммы может вызвать плохое настроение и даже плаксивость. Кроме того, следует обращать внимание на мультипликационные сериалы, которые идут по телевизионному каналу практически круглосуточно. И помимо самих сериалов, существует еще одна опасность - в виде рекламы жвачек, кока-колы, игрушек-трансформеров. То есть, кроме привязанности к любимому герою, детей "подсаживают" на продукты, вредные для здоровья.
Итак, надо четко понимать, что некоторые мультипликационные сериалы опасны для психики. Например, безобидные, на первый взгляд, Телепузики. В чем секрет их популярности? Поведение героев, звуки, которые они издают делают их очень похожими на маленьких детей. Обращает на себя внимание и такая странность: эпизоды идут два раза подряд, создается впечатление, что авторы просто хотят вдолбить некую информацию в голову ребенка.
В мультфильмах зачастую используются длинные по времени кадры, в которых не происходит никакого действия, нет динамики и какого-либо осмысления. И задача этих вставок состоит в приучении детей к экрану. Экран светится, его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате, ребенок впадает в некий транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что идет с экрана.
Еще были эпизоды, где мальчики-телепузики надевали девичьи платьица и не желали их снимать. А другие телепузики одобряли такое поведение, утверждая, что это хорошо, он "как девочка". Вроде смешно, но веселая ли шутка? У кого есть дети-мальчишки, знают, что они всегда боятся быть похожими на девочек. И сами стесняются, и задразнят. А тут одобрение! Четко просматривается тенденция расшатать норму половой ориентации ребенка.

Можно долго спорить и делить мультипликацию на «наше» и «не наше», на «хорошо» и «плохо». Главным остается одно. Если мы хотим привить малышу духовные ценности нашей культуры, накопленной столетиями, необходимо тщательно подходить к выбору книг, телепередач и мультфильмов. Важно учитывать менталитет ребенка, культурные традиции, в которых он растет. В западном искусстве, в литературе жесткие сюжеты и сцены никого не удивляют. Для европейских сказок и легенд характерна ситуация, когда далеко не всегда и не везде обнаруживается торжество добра и света над злом. И скорей всего, это связано с традиционной религией, народным фольклором, который сформировался под влиянием дохристианских верований. Очень многие западные сказки строятся на прямо-таки изощренном злодействе. А у наших детей иммунитет к этому самому злодейству вырабатывается довольно поздно. На Руси малышей оберегали от общения с силами зла, причем, как в дохристианскую эпоху при помощи всевозможных обрядов и заговоров, так и в христианскую - молитвами, а также ориентировали на победу добра и справедливости.

Конечно, и в наших мультиках присутствуют злые герои, но их злые деяния длятся недолго и добро всегда побеждает зло, а дети остаются уверенными в незыблемости этих истин. Коварные поступки же иностранных злодеев продолжаются длительное время, на протяжении множества серий, цели у них исключительно глобального масштаба, а жестокость страшна. Таким образом, у ребенка складывается впечатление, что такое зло непобедимо.

1. Некоторые родители жалуются, что ребенок целыми днями смотрит телевизор, но сами позволяют ему это делать и не учитывают важный момент - телевизор постепенно начинает заменять ребенку реальную жизнь.

Совет!
- уделяйте ребенку много времени, чтобы мультфильмы были просто приятным дополнением к досугу;
- играйте с ним в интересные игры, чтобы реальность для него была интереснее и ярче, чем то, что он видит на экране;
- контролируйте умеренный просмотр мультфильмов.
Также неразумно полностью отказываться от мультфильмов. Дело в том, что мультики - это хороший инструмент в деле воспитания, главное: научиться пользоваться этим инструментом грамотно. К тому же, для малыша важно при общении со сверстниками быть, что называется «в теме» - понимать, что обсуждают друзья, в каких героев играют.

Совет!

- не стоит искусственно отгораживать ребенка от жизни;
- избегайте крайностей;
- поощряйте желание ребенка быть похожим на положительного героя.

Несмотря на все споры между родителями, придется честно признать, что не все зарубежные мультфильмы вредны и опасны только потому, что «не наши», и не все отечественные мультики хороши и полезны, только потому, что «наши». Поэтому функцию цензурного комитета вам придется взять на себя.
Родители обязательно должны просмотреть мультфильм сами (если это сериал, то хотя бы пару серий), прежде чем показать его ребенку.
Следует избегать мультфильмов, где персонажи ведут себя агрессивно, жестоко, много дерутся. После просмотра такого мультфильма агрессивность у детей повышается, игры могут принимать иной характер - игрушки могут лупить друг друга и громко кричать. Также ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям. Кроме того, мультяшные герои, которые ведут себя недопустимым образом и нарушают общепринятые правила, не несут никакой ответственности за содеянное и не получают серьезного наказания, что, в свою очередь, приводит к тому, что у ребенка закрепляется представление о допустимости подобного поведения.
Нельзя показывать мультфильм, где встречаются сцены глумления над старостью, немощностью и слабостью, а также моменты неуважительного отношения к животным и растениям.

Лучше всего, если вы будете смотреть мультфильмы с ребенком. Просите ребенка пересказать увиденное, узнайте, что его волнует. Все это позволит вынести из увиденного полезную информацию и будет способствовать развитию мышления вашего малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Конспекты непосредственной коррекционно-образовательной деятельности с использованием мультфильмов в работе педагога-психолога «Страна Дружбы и Понимания».

Разработчик: Педагог-психолог НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД» А.С. КирячёкВ пособии представлены разработки занятий с использованием мультфильмов разных народов мира по формированию у детей эмпатии и ...

ПСИХОЛОГАМ: Тренинг для родителей "Глаза в глаза"

Цель тренинга: профилактика ВИЧ/СПИД, наркомании....

Круглый стол "Ребенок и мультфильмы"(воспитатель,учитель-логопед,тифлопедагог группы,родители воспитанников группы,психолог ДОУ)

Формирование активной жизненной позиции родителей по вопросам нравственного воспитания детей посредством мультипликации....

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: МУЛЬТФИЛЬМЫ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

Дети смотрят то, что им предлагают, они еще не могут самостоятельно и осознанно выбирать телепередачи. Ребенок учится по подражанию, перенимая демонстрируемые ему эталоны....

Волонтерство глазами психолога

Зачем люди делают что-то для других на безвозмездной основе? Зачем кто-то едет помогать голодающим в Африке, или обучать детей в Индии, или помогать в хосписах? Зачем кто-то отправляется тушить пожары...