Волонтерство глазами психолога
статья

Ушакова Елена Вячеславовна

Зачем люди делают что-то для других на безвозмездной основе? Зачем кто-то едет помогать голодающим в Африке, или обучать детей в Индии, или помогать в хосписах? Зачем кто-то отправляется тушить пожары, приезжает в детские дома с бесплатными мастер-классами? Почему люди участвуют в разнообразных волонтерских проектах по всему миру, работая с людьми, животными, природой, ничего не требуя взамен?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonterstvo_glazami_psihologa.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтерство глазами психолога

На протяжении 13 лет я занимаюсь волонтерской работой. За это время я многое узнала, прочувствовала на себе и хочу поделиться с вами своими представлениями о том, как это все происходит и почему.

Зачем?
Зачем люди делают что-то для других на безвозмездной основе? Зачем кто-то едет помогать голодающим в Африке, или обучать детей в Индии, или помогать в хосписах? Зачем кто-то отправляется тушить пожары, приезжает в детские дома с бесплатными мастер-классами? Почему люди участвуют в разнообразных волонтерских проектах по всему миру, работая с людьми, животными, природой, ничего не требуя взамен?

Если говорить о мотивации, которая лежит в основе альтруистических решений человека и побуждает человека заниматься волонтерством, то можно выделить три основных:

1. 
Интерес к новой области. Например, человеку интересно попробовать себя в новом деле, но на этом этапе ему не хватает нужных знаний и опыта, чтобы его взяли на работу в этой сфере. В таком случае он может потренироваться делать эту работу на безвозмездной основе, получая взамен опыт.

В этом случае человеком движет личная заинтересованность в деле, желание понять, как это работает, что именно он может сделать. Здесь можно говорить об осмысленном волонтерстве. Это может быть волонтерство в научных центрах, в музеях, в центрах для людей с ограниченными возможностями — спектр необычайно широк.

2. 
Социальная значимость и популярность.В последние годы волонтерские движения становятся все более и более популярными, особенно среди молодежи. Люди начинают стремиться делать что-то хорошее, не отставая от остальных — сделаешь что-то такое и карма твоя исправится, и жить тебе станет лучше, и любить тебя все будут больше. К сожалению, в таком случае довольно часто волонтерство носит поверхностный характер: человек мотивирован лишь тем, чтобы повысить свою значимость в глазах других. Зачастую люди с такой мотивацией быстро остывают к волонтерству.

3. 
Желание отдавать.Это одно из самых сильных побуждений к волонтерству — человек понимает, что может делиться собственными знаниями, опытом и эмоциями при этом не требуя ничего взамен, а просто так, потому что хочется, потому что чувствует в себе потребность отдавать.
В таких случаях волонтеры, например, едут в другие регионы, где работают учителями, врачами, помощниками в семьях и приютах животных, берут дежурства в больницах или же работают с детьми в разных сферах. Важно упомянуть, что существует опасность впасть в крайность — это "синдром спасателя". Такого волонтера можно распознать по неиссякаемому желанию делать что-то полезное, стремлению навязчиво предлагать свою помощь всем и во всем — в какой-то момент этого человека слишком много. Он, как правило, не доводит дела до конца и мечется от одного к другому.

Что дают и что получают волонтеры? Становясь волонтером, человек в первую очередь открывает дверь в новый опыт, который получает не только через ситуации успеха, но и через сложности, через развитие усидчивости, внимательности, терпимости, сострадания. Этот опыт важен еще и тем, что приобретается добровольно — не кто-то приводит волонтера за ручку и говорит "Будь тут, работай и становись опытнее". Нет, человек приходит по собственной инициативе. Начав интересоваться тем или иным вопросом, он сам осознает, чем конкретно он может быть полезен. Вторая важная вещь, которая открывается волонтерам — это новые возможности и, в первую очередь, свои собственные. Проживая этот опыт, человек постепенно начинает узнавать и себя самого — оказывается, можно выучить язык жестов, научиться мастерить деревянное оружие, обучить математике три класса младших школьников в Непале и многое другое.

Третий значимый фактор — это удовлетворенность от результата своей работы. Когда приходит понимание, что задуманное удалось, самооценка повышается, ощущается гордость за самого себя: "У меня получилось!". Невозможно описать, насколько сильно это мотивирует двигаться вперёд. Когда собаке находят дом, когда удается потушить очаг пожара, когда ребенок, долгое время не говоривший, вдруг заговорил... — все эти моменты пронизывают до глубины души, и приходит осознание того, что все не зря. Все мучения, сложности — все это было необходимо. Помимо удовлетворения, человек, приходящий в волонтерство, получает возможность справиться со своими комплексами, страхами или зависимостями. Так, в клубах анонимных алкоголиков или в клубах помощи наркозависимым можно встретить волонтеров, которые в свое время сами были зависимы, а теперь помогают другим выкарабкаться. При этом, к сожалению, до сих пор существует мнение, что проекты, имеющие под собой альтруистическое начало, обесценивают труд человека, а участие в них не вознаграждается по заслугам.

Каким должен быть волонтёр? Возможно вы сейчас задаетесь вопросом: а я бы смог стать волонтером? Каким он должен быть? Волонтерство охватывает широкий спектр деятельности, и в разных областях приветствуются разные качества. Поэтому ко всем проектам одни критерии применять не только не нужно, но и глупо. Тем не менее, вот два параметра, которые наиболее важны для волонтера:
1. Реальная заинтересованность в процессе, понимание собственной мотивации, искреннее желание этим заниматься.

2. Гибкость и готовность учиться. Умение быстро подстраиваться под ситуацию, открытость новому. Часто бывает, что волонтеры учатся в процессе своей работы.

Если перед нами человек, который пришёл волонтером на проект (допустим, детский), осознавая, зачем он пришел (допустим, помогать детям с РАС адаптироваться к миру), и при этом он готов к тому, что в процессе работы будут непредвиденные обстоятельства, будут сложности, и он готов учиться не только на своём опыте, но и на опыте других людей, то перед нами тот, кто в целом, сможет вписаться в любую волонтерскую деятельность. И неважно, что это: помощь животным в Австралии, очищение пляжей или работа со стариками. В любом направлении эти качества нужны и важны. А все остальное приложится.

Популярность волонтерства В том, что сейчас волонтерство стало модным, мне видятся и плюсы, и минусы. Основной минус — человек идет в волонтерство ради того, чтобы не отставать от тренда. И далеко не всегда это приводит к хорошим результатам. Порой, такое волонтерство может даже навредить. Основной плюс от возрастающей популярности волонтерства в том, что молодые люди (а также и среднего, и старшего возраста, а иногда и дети) все больше начинают проявлять интерес к тому, что происходит в мире, не закрывают глаза на проблемы, учатся сопереживать и не бояться сложностей. Мне кажется, что это очень важно. Важно быть неравнодушным. И если чувствуешь в себе силы и возможности что-то отдавать другим, нужно эту возможность использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

ПСИХОЛОГАМ: Тренинг для родителей "Глаза в глаза"

Цель тренинга: профилактика ВИЧ/СПИД, наркомании....

МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р.

В этой статье описывается вклад Лурия А.Р. в рождение новой науки - нейроопсихологии, материалами которой мы, современные педагоги, пользуемся по сей день...

Мультфильмы глазами психолога

По мнению психологов, у малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, поэтому весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Из этих образов и ощущений, как из кубиков, ребено...

Декада психологии: «Счастье в ладошках и солнце в глазах»

Декада психологииПедагог-психолог Солохина Т.М.Тема декады психологии: «Счастье в ладошках и солнце в глазах»Цель: создание благоприятного психологического климата в ДОУ.Задачи:‒ повысить ...

Родительское собрание педагога - психолога в ДОУ с родителями детей с неблагополучных семей «Семья глазами детей»

Конспект родительского собрания с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.Содержит беседы и задания для родителей....