Главные вкладки

    МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р.
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Эдемова Эльмира Равильевна

    В этой статье описывается вклад Лурия А.Р. в рождение новой науки - нейроопсихологии, материалами которой мы, современные педагоги, пользуемся по сей день

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р.21.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р.

          „Учитесь, учитесь, учитесь ежечасно, ежедневно… Следите за ходом нашей науки, кто не следит постоянно за ее достижениями, тот, конечно, быстро катится назад — от науки к ремеслу,“ - так завещал отец сыну: Роман Альбертович Лурия - Александру Романовичу. И сын внял, и сын учился - ежечасно, ежедневно, привлекая к своему любимому делу всех, кто так же, как он - жил этим. И рождались новые направления в психологии, и родилась новая наука - нейропсихология.

    - Какими компенсаторными воздействиями вы пользуетесь в практике работы с детьми с ограниченными возможностями? - спрашивает коллегу детский психолог.

    - "Гимнастика мозга". Вы знаете - очень хорошая динамика. Воздействуя физическими упражнениями на определенные локальные участки мозга у детишек - получаем замечательные результаты и в когнитивной сфере, в поведенческом плане. Особенно если еще и социальное окружение способствует этому.

         Да, сейчас, когда уже доказана локальность мозга - мы можем применять различные техники и технологии для развития компенсаторных возможностей у детей с патологией или с задержкой психического, а также психоречевого развития. Развивая межполушарное взаимодействие (мозолистое тело мозга), мы получаем хорошие результаты в развитии различных сфер малыша - и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, меняется и физическое состояние ребенка, и его речевая деятельность. Но откуда у нас эта информация? Это долгие исследования наших выдающихся ученых, известных педагогов, психологов, физиологов, дефектологов. И большой вклад в этот пласт внес А. Р. Лурия.

         Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 года в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия. В 1921 г. окончил факультет общественных наук Казанского Университета, затем переехал в Москву. В студенческие годы, совпавшие с гражданской войной, увлекся психоанализом. В 1937 г. закончил 1-й Московский медицинский институт и стал работать в институте психологии Московского Университета. Со студенческой скамьи увлекаясь и исследуя аффективные состояния человека, затем, будучи соратником и последователем Л.С.Выготского, он развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализацию в различных видах деятельности.  Основными качествами Александра Романовича по описанию знавших его людей, были энтузиазм, редкая работоспособность, доброта и др. Его ответственность, отзывчивость, пунктуальность служили прекрасным примером для окружающих. Работая в различных областях психологии - общей, детской, психофизиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия исследовал становление различных познавательных процессов у детей, сделав существенный вклад в изучение проблемы психического развития ребенка.

         На модели различных познавательных процессов (прежде всего памяти и мышления) он изучал переход от внешних способов опосредования психических процессов к внутренним. Большое внимание уделяя изучению роли речи в развитии психических процессов у детей, в частности в формировании произвольных движений и действий, он разработал новую теорию локализации высших психических функций, представляющую существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий.

         Учитывая все эти "открытия" в психологии развития ребенка, мы сегодня акцентируем внимание на то, насколько развита мышечная сила рук, ног, спины, насколько развита манипулятивная возможность пальчиков. Ведь все эти параметры напрямую сказываются на психологическом развитии малыша. Применяя пальчиковую гимнастику, мы развиваем речь ребенка, т.к. точно знаем, что "язычок напрямую связан с кончиками пальцев". Да, действительно, это так. Лурия А.Р. своими работами доказал, что локальные участки мозга, отвечающие за речь, находятся в непосредственной близости с локальными участками, отвечающими за мелкую моторику, и компенсируют друг друга в случае их незначительного (не органического) повреждения.

         Главные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга послужили основой формирования нейропсихологии и нейропсихологической диагностики. В годы Великой Отечественной войны, будучи руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя в поселке Кисегач Челябинской области, оперируя и наблюдая раненых с травмами головы, организуя серию исследований, изучая каждый отдельный случай, сопоставляя, анализируя и делая определенные выводы, применяя  инновационную реабилитацию посредством трудотерапии - Лурия А.Р. внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Он разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3).

         Исследование динамики развития ВПФ ребенка требует применения таких методов, которые, прежде всего, могут ответить на вопрос, какие качественные изменения происходят в его психической сфере. Таким методом является нейропсихологическая батарея тестов А.Р. Лурии, в основу создания которой был положен принцип системного строения высших психических функций и их динамической локализации. Я считаю очень важным исследование формирования психических функций уже в дошкольном периоде детства с целью ранней диагностики и коррекции. Переход от среднего дошкольного (4-х лет) к старшему дошкольному (5–7 лет) возрасту характеризуется существенными качественными изменениями в психическом развитии детей. Старший дошкольный возраст — важный этап, который в значительной мере определяет последующее развитие ребенка. Этот период характеризуется развитием всех функций ребенка.

         Пробы на реципрокную координацию, динамический праксис, графическая проба и задания, направленные на исследование процессов программирования и контроля произвольных действий и деятельности - выполнение ритмов по инструкции, реакция выбора, свободные и направленные ассоциации, проба «пятый лишний», рассказ по серии сюжетных картинок, праксис позы пальцев правой (ведущей) руки, пробы Хеда, пробы на слухоречевую и зрительную память, ошибки понимания слов, близких по звучанию и значению, восприятие перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений - вот неполный перечень тестов нейропсихологической диагностики ребенка дошкольного возраста, который предложил Лурия А.Р., учитывая при этом  "левополушарных" и "правополушарных" детей, т.е. их латеральность (ведущая рука, нога, глаз, ухо).

         Применение нейропсихологического метода диагностики и сегодня является  адекватным и чувствительным в отношении изучения динамики развития различных групп ВПФ у детей дошкольного возраста.

         А.Р. Лурия - автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, среди них основные: "Речь и интеллект в развитии ребенка"(1927), "Этюды по истории поведения"(1930), "Учение об афазии в свете мозговой патологии"(1940), "Травматическая афазия"(1947), "Восстановление функций после военной травмы"(1948), "Умственно отсталый ребенок"(1960), "Мозг и психические процессы"(1963,1970), "Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга"(1962,1969), "Основы нейропсихологии"(1973), "Нейропсихология памяти"(1974,1976), "Основные проблемы нейролингвистики"(1976), "Язык и сознание"(1979) и ряд других, множество из которых было переведено на различные языки мира. Хорошо известны его работы и в области дефектологии. В 1950-е гг. Александр Романович с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности.

         14 августа 1977 года стал тем днем, когда отечественная психология и новая наука - советская нейропсихология, рожденная Лурия А.Р. в нескончаемых поисках и исследованиях, научных и лабораторных работах, - потеряли своего зачинателя, мыслителя и труженика. А мы, современные педагоги и психологи,  по сей день пользуемся его практическими наработками, наследием, плодами его жизненного труда, и бесконечно благодарны выдающемуся психологу, нейропсихологу, физиологу, дефектологу Александру Романовичу Лурия  за то, что стало достоянием наших практических решений в развитии, воспитании и образовании детей, вверенных нам для понимания меры ответственности и принятия своевременных методов, техник и технологий в возможном устранении патологии либо облегчении состояния в их развитии.

    Ресурсы:

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лурия,_Александр_Романович

    2. https://www.psyoffice.ru/5-psychology-3685.htm

    3. https://studopedia.org/8-73911.html

    4. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00108640_0.html

    5. https://ru.citaty.net/avtory/roman-albertovich-luriia/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

    Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

    Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

    — воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

    ПСИХОЛОГАМ: Тренинг для родителей "Глаза в глаза"

    Цель тренинга: профилактика ВИЧ/СПИД, наркомании....

    Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

    Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

    Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

    27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

    Мультфильмы глазами психолога

    По мнению психологов, у малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, поэтому весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Из этих образов и ощущений, как из кубиков, ребено...