Семинар - практикум «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»
учебно-методический материал по логопедии по теме

Пчелинцева Ольга Рафаэльевна

"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!" В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_seminar.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар -  практикум

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»

Учитель-логопед

МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок»

Пчелинцева О.Р.  

2017 г.

Цель:

- повышение профессиональной компетентности воспитателей и педагогов в вопросе применения специальных логопедических приёмов  с целью профилактики возникновения и коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики на практике;

- совершенствование  практических навыков профессиональной деятельности.

Участники: воспитатели, педагоги ДОУ.

Термин «бионергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия-это энергия, которая находится внутри человека. Пластика-плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

По данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Исследования ученых доказывают связь речевого и интеллектуального развития  со степенью развития тонкой моторики пальцев. Изучая данную проблему,  Ястребова  А.В. и  Лазаренко О.И. пришли к выводу,  —   движение тела,  совместные с движениями рук и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Цель данного метода —  повысить эффективность выполнения артикуляционных упражнений.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: усиливают кровообращение, укрепляют мышцы языка, губ, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, формируют координацию движений мелкой моторики рук, сочетание  движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.

Я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.

Предлагаю также несколько авторских игровых вариантов проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение.

В помощь воспитателю

Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы

сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой

рукой, а в завершение двумя вместе. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики, текстовое сопровождение в виде четверостиший. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, речевой слух.  Что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе.

Список используемой литературы:

  1. Развивающие технологии в логопедии / В.М.Акименко - Ростов  н /Д: Феникс, 2011.- 109 с: илл - (Сердце отдаю детям).
  2. Борозинец Н.М., Шеховцева Т.С. Логопедические технологии: Учебно – методическое пособие.- Ставрополь, 2008.-224с
  3. Е.М.Косинова  Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО, Издательство «Эксмо», 2006
  4. Нищева Н.В.Весёлая артикуляционная гимнастика. ООО «Издательство», 2009
  5. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашом – Мн.: Аверевэв,  2005.
  6. Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики, Санкт – Петербург, «Корона», Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи».

Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»....

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

В статье описаны методы работы по развитию артикуляционной моторики, комплексы упражнений для различных групп звуков, рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в детском саду....

Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар. Она приобретается, благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется пра...