Использование литотерапии в работе с детьми с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кошина Юлия Юрьевна

К традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы с целью достижения максимально возможных успехов. Использование нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, такие методы принадлежат к числу наиболее эффективных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_litoterapii_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование литотерапии в работе с детьми с ОНР.

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Коррекция речевых нарушений при ОНР требует системный комплексный подход.

При ОНР ведется работа в следующих направлениях:

- Развитие общей моторики.

- Развитие мелкой моторики пальцев рук.

- Развитие артикуляционной моторики.

- Развитие фонематических процессов.

- Развитие лексических навыков.

- Развитие грамматического строя речи.

- Развитие связной речи.

К традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы с целью достижения максимально возможных успехов. Использование нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, такие методы принадлежат к числу наиболее эффективных средств.

Коррекционная работа с применением нетрадиционных методов становится эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными для детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Эти методы не являются самостоятельными или самодостаточными, их использование в совокупности с традиционными методами, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что в результате, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания, мышления. Происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения,  наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, эмоциональную сферу ребенка, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Одним из наиболее интересных для детей методом, является литотерапия. 

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

В коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло камней улучшит кровообращение.

Примеры использования элементов литотерапии на коррекционных  занятиях с детьми с ОНР для развитие мелкой моторики:

  • перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно, фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;
  • в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
  • массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);
  • пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;
  • речевые игры с использованием камней;
  • камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;
  • камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать.

Речевые игры для развития фонематического слуха:

  • «Веселые камушки» (камни с нарисованными или наклееными картинками с изображением различных предметов, которые ребенок рассматривает и отбирает те, в которых есть заданный звук)
  • «Звуковая мозаика» (ребенку предлагается слово, если он услышал нужный звук, то выкладывает белый камень на карточку, а если такого звука в слове нет, то кладет черный камень).

Игры для развития связной речи:

  • «Красивые картинки» (ребенок выкладывает отдельные предметы из камней на фоне, затем придумывает рассказ по этой картине).

Игры для развития лексических навыков:

  • «Мир предметов» (перед ребенком раскладывают камни с картинками, он должен выбрать те камни, на которых есть изображения на заданную тему и произнести название предмета или объединить картинки по общему признаку).

Игры для развития грамматического строя речи:

  • «Помощь идёт» (Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков с изображением предметов, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с природными камнями стабилизирует эмоциональное состояние, что важно для коррекции речевых нарушений. Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе, к своим ощущениям. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"

Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...